Джунгли на... волынском Полесье?
Чтобы их увидеть, нужно приехать в Любешов и поплыть на каяках вместе с Виталием ВЕРЕМЧУКОМЭтим летом вместе с ним и общественной организацией «Мир вокруг нас», которую он возглавляет, немало людей познало первозданную природу, уголок которой еще сохранился на Волыни.
«Очень высокий пятиметровый камыш мягко шепчет под порывами ветра, белые лилии раскрыли лепестки и повернулись к солнцу, вокруг тишина, слышно лишь, как с весел тихо стекает вода в широкое темно-синее лоно величественной, загадочной, животворящей волынской Амазонки — Припяти. Время от времени из маленьких заливов справа и слева взмывают в голубизну напуганные утки, а высоко в небе парит, осматривая местность, лунь камышовый. В прозрачной воде проплывают, прячась под большими листьями кувшинки, сотни мальков. Русло реки петляет, кружит между болотами и лесами, то расширяясь до ста метров, то сужаясь до двух-трех. Наш более чем сорокакилометровый сплав по Припяти от села Щитынь Любешовского района до урочища Дубки около села Люботин Любешовского района продолжается...». Впечатление Сергея Григоренко из Луцка — это те ощущения, которые переживают все участники сплавов «по волынской Амазонии». Сергей известный на Волыни путешественник, турист и много чего насмотрелся, но и его поразило наше Полесье.
— Как возникла идея начать эти сплавы по «волынским джунглям»? Я выхожу с того, что к вам в национальный парк приезжали люди из разных концов света, и, думаю, просили сплавлять. Так, вероятно, у вас и возникла идея поставить это на серьезную, как говорят, основу. Расскажите, откуда в национальный парк раньше приезжали люди, которые хотели увидеть, что вы им показывали? Интересным ли был им сплав по нашим рекам? — спрашиваю Виталия ВЕРЕМЧУКА, начальника отдела экологического образования и рекреации национального парка «Припять — Стоход».
— До создания национального природного парка «Припять-Стоход» у нас достаточно эффективно работала администрация регионального ландшафтного парка «Припять-Стоход». Именно тогда еще началась активная и природоохранная работа, развивались и другие направления деятельности. В частности, мы активно сотрудничали с двумя польскими, одной немецкой и одной голландской природоохранными организациями. Это дало возможность прорекламировать наши уникальные реки для иностранных туристов.
По большей части это были поляки, организованные группы которых до 2014 года постоянно увеличивались. Нас они довольно часто просили провести по нашим «волынским джунглям», потому что здесь была большая вероятность заблудиться. Так и вызрело у меня увлечение сплавляться на байдарках. Больше всего людям нравилось, я думаю, оторваться от рутинной работы и помахать веслом, увидеть наши уникальные пейзажи, познать быт полесской глубинки.
— И по каким маршрутам водите людей, чтобы они действительно не заблудились на нашем Стоходе, у которого — сто ходов? Что именно показываете и почему?
— Маршруты подбираем в зависимости от пожелания группы (с перевозом вещей или без, ночевкой в палатках или домах). Однако чаще всего путешествуем по левому руслу Стохода — от Любешова до Сваловичей. Обычно по нему можно ходить по июль. Здесь очень разнообразные ландшафты. Есть и пойменные луга, и лес, и камышовые чащи, и аутентичное село Сваловичи. Он также очень удобный по логистике. Другой интересный и удобный по логистике маршрут по нашей «Амазонке» проходит по реке Припять и идет от села Любязь до села Сваловичи. Интерес на маршруте вызывает озеро Любязь, птичий остров, где при нормальных уровнях воды почти на одном квадратном метре — кладка какой-то птицы, джунгли реки Припять, гора Муравина, и, опять-таки, аутентичное село Сваловичи.
Часто ходим и на Ривненщину, там есть чудесные глицериновые озера, доты Первой мировой войны. Весной часто ходим по Стоходу выше территории национального парка. Там вообще совершенно дикие места и очень красивый пойменный лес. А в целом, то и по Припяти, и по Стоходу можно неделю идти на байдарках и познавать дикую природу, которая в Европе мало где есть.
— Обычно слова «национальный парк» у рядового человека вызывают ассоциации с Амазонкой, Большим каньоном и тому подобным. Как уберечь нашу полесскую природу, по вашему мнению?
— Здесь ничего нового не придумать, кроме как: развивать экологические формы организованного туризма (это, по моему мнению, главный залог сохранения природы), повышать экологическое сознание и туристов, и местного населения, создавать волонтерские группы, которые потом смогут приобщаться к сохранению природы. И, конечно, продолжать ту деятельность, которую в настоящее время осуществляет парк.
— Что за люди приезжают сплавляться? Что их здесь, по вашему мнению, привлекает?
— Люди приезжают разные и из разных мест. А влечет, думаю, желание путешествовать и познавать мир, возможность оторваться от рутинной работы. Ну и, конечно, для кого-то интересны птицы, кому-то пойменный лес, кого-то камышовые джунгли интересуют, а кого-то местный быт и аутентика. Люди разные, и каждому нравится свое.
— Какие места на территории национального парка интересны вам?
— Прежде всего, пойменный лес, места, где большое количество птиц, село Сваловичи, потому что там останавливается время, легкий ветерок, ласковое солнышко, игривое течение, шум камыша и леса. Нравятся глицериновые озера (Ривненщина) и на самом деле дикий Стоход выше территории парка (однако здесь сплавляются только весной).
Выпуск газеты №:
№176-177, (2019)Section
Общество