«Единственное спасение для образования – это увеличение его финансирования»
Председатель Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимир ФУНДОВНЫЙ — о проблемах учителей и ожиданиях от реформ
Приближается 1 сентября — старт учебного года, волнующий праздник для детей и их родителей. Систему школьного образования ожидает «евроремонт» — обещают постепенное введение 12-летнего обучения и появление опорных школ. Согласно концепции Новой украинской школы, 12-летка будет включать три уровня: начальное образование (четыре года), базовое среднее образование в гимназии (пять лет) и профильное среднее образование в лицее или заведении профобразования (три года). Установленные и конкретные сроки внедрения реформы: начальная и старшая школы должны перейти на обновленную программу с 1 сентября 2018 года, но методические изменения в учебных заведениях уже начались.
Заявленная реформа спровоцировала волну дискуссий в обществе, ведь в Украине более шести миллионов семей с детьми и более четырех миллионов школьников. Проблема, учитывая обязательность среднего образования, касается всех. Родители и учителя к переменам относятся с предостережением, напоминая о существующих дефицитах школьных учебников и недавнем скандале с финансированием ПТУ, в результате чего они остались без средств на существование. «День» расспросил о рисках и рекомендациях к новой реформе у председателя Свободного профсоюза образования и науки Украины, заместителя председателя Конфедерации свободных профсоюзов Украины Владимира ФУНДОВНОГО, который уже более 40 лет занимается проблемами образования.
«НУЖНО ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ»
— Когда и почему образовались независимые профсоюзы в сфере образования?
— Свободный профсоюз образования и науки создан более десяти лет назад по инициативе членских организаций Ассоциации профсоюзов образования и науки Украины, которые в свое время вышли из подчинения традиционных профсоюзов и объединились на местном уровне в независимые. Сейчас наши организации есть в 22 областях. Я называю «традиционными» профсоюзы, которые достались нам в наследство от Советского Союза, — они существуют «в обнимку» с властью и выступают ее инструментом легитимации, а не правовой защиты работников. Это нездоровая ситуация и дисбаланс в сфере наемного труда.
Мы не стоим на месте — судимся против увольнений учителей в разных регионах, два года сдерживали повышение пенсионного возраста и проводили большие акции протеста под Верховной Радой против невыплат заработных плат. Также мы отстаиваем права студентов на поселение в общежития и занимаемся другими социальными вопросами.
Обидно, когда говорят, что профсоюзы ничего не могут. Нужно повышать уровень правовой осведомленности, чем мы, в частности, тоже занимаемся, чтобы распространять знания об арсенале инструментов защиты своих прав. Стоим на позиции, что сейчас повышение качества образования в государстве приобретает важное идеологическое, социальное, экономическое и техническое значение, а фундаментом обеспечения качества образования является социально-экономический рост благосостояния работников сферы образования.
— Опишите реальное положение образования на местах. Насколько нуждается в улучшении финансовое и материально-техническое обеспечение школ?
— Сегодня образование в нищенском положении. Если школы в городах выживают за счет родительских пожертвований, то в сельской местности такие заведения полностью приходят в упадок. В небольших селах их просто закрывают и создают имитацию заботы о детях школьного возраста — можно вспомнить проваленную программу «Школьный автобус». Хотя следует понимать, что если в селе закрывается школа, то магазины, пункт медицинского обслуживания тоже обречены на ликвидацию.
Единственное спасение для образования сейчас — это увеличение его финансирования. Даже не увеличение, а соблюдение того, что утверждено законодательством Украины — выделение на эту отрасль 5-7% национального дохода.
Фото из архива «Дня»
«ШКОЛА — ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И УЧИТЕЛЕМ»
— Сейчас готовится серьезная реформа школьного образования. Ее важнейшие составляющие — реформа старшей школы, внедрение европейской модели 12-летки и создание опорных школ, которым подчинят меньшие школы на территории соответствующих громады или района. Как учителя на местах реагируют на эту реформу?
— Отношение к внедрению 12-летнего обучения наталкивается на критику от родителей и учителей, ведь есть опасение, что школьную программу просто растянут или добавят программу первого курса университетов до очередного года «взросления» в школе. Необходимо вводить новые предметы, которые больше соответствуют духу времени. Обеспечение таких предметов, как биология, химия, физика, уроки труда — не то что плохое, а никакое, потому что финансирование на реактивы, опыты, необходимые инструменты и заготовки теперь не выделяется и не предоставляется.
Что касается опорных школ — реформа нужна, но есть риск, что с отбором лучших учеников и учителей может появиться дискриминация, а вместе с тем взяточничество и коррупция в системе образования. Напомню, что в опорные школы будут отбирать лучших учителей на конкурсной основе, им существенно повысят заработную плату. Также не избежать сокращений и сокращения количества ставок в «филиалах» — школах, которые потеряют статус учебных заведений третьей степени, а значит, не избежать негативных социальных последствий.
— В образовании особо обременительные формы приобретает «бумаготворчество» и внеплановый неправомерный контроль. Что нужно сделать, чтобы труд учителя не превращался в механическую проектно-отчетную деятельность? Также объявлено о сертификации учителей. Как обеспечить ее прозрачное и беспристрастное прохождение?
— Забюрократизированность — большая беда нашего школьного образования. Необходимо отменить рутинную бумажную работу и ненужную отчетность. Школа — это творческий процесс между учеником и учителем, и в первую очередь учитель должен думать о самоусовершенствовании, обеспечении хорошего уровня предоставления знаний ученикам. А отчетность, которая требуется сегодня управлениями и отделами образования, отбирает у учителей и воспитателей много времени, что вредит подготовке к учебному процессу.
Новое требование Министерства образования о сертификации учителей может привести к появлению коррупции и поборов на местах. Чтобы защитить свои права, в таких случаях призываем обращаться в свободные профсоюзы.
«ЗА РАБОЧИМИ ПРОФЕССИЯМИ — БУДУЩЕЕ»
— Как вы охарактеризуете ситуацию с профессионально-техническим образованием сегодня? Какие изменения нужно ввести, чтобы сделать его востребованным?
— Модернизация профессионально-технического образования должна проходить одновременно с реформой средней школы. Ведь предполагается, что после девятого класса ученик продолжает учиться по выбранной специальности в ПТУЗ или в специализированных лицеях.
Профтехобразование нуждается в достойном материально-техническом, методическом обеспечении и молодых профессиональных кадрах. За рабочими профессиями — будущее, и мы должны их популяризировать. А власти уже давно нужно изменить отношение к профтехобразованию. А также — создавать культуру цивилизованных трудовых отношений, с коллективными договорами и социальным обеспечением. Вместо этого сейчас ситуация, которую можно охарактеризовать как «феодалам не нужны опытные работники, феодалам нужны рабы».
— По оценкам многих экспертов, положение науки в Украине близко к разрушению. Как сделать систему науки привлекательной для молодежи и продуцирующей передовые изобретения?
— Наука является интеллектуальным фундаментом государственности, и ее давно нужно омолодить, включительно с руководящими институциями отрасли, в частности Национальной академией наук Украины. Для этого нужны рыночный уровень оплаты труда молодых ученых и внимание инвесторов к отечественным разработкам. Наука должна быть эффективной, а для этого сначала необходимо возобновить «прямой контакт» со студентами.
— Недавно опять актуализировалась дискуссия относительно стипендий украинским студентам. Минфин предлагает урезать расходы на них с нового бюджетного года. Какова позиция вашей организации?
— Позиция однозначная — такое можно делать не в нынешних сложных экономических условиях. Не нужно недооценивать студентов, для которых важны эти средства. Как минимум — необходимо оставить не только социальные стипендии, но и академические — как награду за добросовестность в учебе, чтобы была заинтересованность в этом процессе.
Выпуск газеты №:
№154, (2016)Section
Общество