Перейти к основному содержанию

Эх, хлопцы, хлопцы!..

29 октября, 00:00

Возможно, не совсем этично так обращаться к людям, которые уже разменяли свой седьмой или восьмой десяток жизни, а кое-кто подходит к девятому. Тем более, у нас такая разница в возрасте: когда они действительно были ребятами, мне едва доходил первый десяток. И все же, когда они по ночам приходили к моему отцу, священнику Леониду Гордасевичу в селе Городец на Ровенщине, я в третьей комнате просыпалась, наскоро впотьмах одевалась и бежала посмотреть на них. Смотрела круглыми от восторга глазами и тяжело страдала, что я не старше хоть на несколько лет. Потому что уже представляла, как я, сжимая в руках винтовку, вместе с ними пробираюсь лесной тропинкой, осторожно озираясь, готовая в каждое мгновение вступить в бой за свободную Украину. А если придется, то и достойно погибнуть. Ведь мне уже было известно, что Василий Олийнык из села Золотолин, которого я никогда не видела, но о котором моя мама шутила, что когда я подрасту, то нас поженят, потому что хоть он и наш родственник, но уж очень далекий, и хоть на 10 лет старше меня, так муж и должен быть старше жены, так вот, этот самый Василий уже на то время погиб в одном бою вместе со своим старшим братом Леонидом. И я дала страшную тайную клятву, что никогда не выйду замуж и всю свою жизнь посвящу борьбе за свободную Украину.

Что ж, я, действительно, так и не вышла замуж, а относительно борьбы за свободную Украину... по-видимому, я могла бы сделать больше, но в 1952 году я уже имела 10 лет лагерей по известной 54-й статье, а в 60-е годы принимала некоторое участие в движении диссидентов (к сожалению, люди, которые об этом знали — Алла Горская, Елена Антонив, Вячеслав Чорновил — трагически погибли, но есть живые люди, которые могут подтвердить, что Славик говорил: «Когда мне никто в Якутию не писал, то Галя Гордасевич писала»). И я таки дождалась времен, когда мы в Донецке вопреки воле обкома КПУ (в частности, известного сейчас всем кандидата в президенты Петра Симоненко, который тогда был в Донецке секретарем обкома по идеологии) создали Общество украинского языка. И Рух на Донетчине начинался с того, что мне позвонили и сказали: «Галина Леонидовна, это из Киева от Драча. Не считаете ли вы, что нужно создавать Рух на Донетчине?» И когда в «Літературній Україні» еще в 1990 году был опубликован Манифест Демократической партии Украины, под ним стояла и моя фамилия.

А еще за последние 10 лет я опубликовала в периодике сотни полторы публицистических статей, некоторые из них были перепечатаны в других изданиях, но до сих пор я больше всего горжусь статьей «Их звали просто — хлопцы», которая была опубликована в газете «За вільну Україну» еще в начале лета 1991 года, т.е. когда еще Советский Союз господствовал и никто не предполагал, что он так быстро развалится.

Это, наверное, была первая опубликованная в обычной — не подпольной — газете статья, в которой рассказывалось, что всем известные «бандеровцы» (а были еще и мельниковцы и бульбовцы, я своими ушами слышала, как офицер-фронтовик говорил дядьке-полищуку: «Все вы здесь бульбаши»), — они совсем не были бандитами и фашистскими наемниками, а были лучшими сынами народа, готовыми погибнуть за свободную Украину.

И они погибли. Сколько? А кто их считал. Так, кто же считал, сколько осталось в живых, зато прошли тяжелый путь изгнания или еще более трудный путь через тюрьмы, лагеря и последующие десятилетия жизни «в большой зоне», как в определенных кругах называли СССР. Нет достоверной статистики, так же, как нет до сих пор объективной истории УПА (несмотря на то, что уже вышли почти три десятка томов «Летописи УПА»). Более того, когда я в прошлом году по заказу издательства «Бібліотека українця» работала над книгой «Степан Бандера — человек и миф», выяснилось, что до сих пор нет написанной биографии Степана Бандеры. Есть много книг, в которых он провозглашается едва ли не самым большим за всю историю Украины вождем народа, есть еще больше книг, где его обвиняют во всех смертных грехах, а просто биографии нет. Смею думать, что моя книга станет первой.

Но вернусь к своей статье «Их звали просто — хлопцы». Она вызвала большой резонанс и перепечатывалась по всей Украине от Харькова до Ровно. И редакция получила немало писем. Этому способствовал и большой тираж, которым выходила первая действительно свободная и независимая газета «За вільну Україну».

Поэтому я сейчас позволяю себе обратиться к героям моей статьи так, как я тогда их назвала: «Что же вы, хлопцы?»

Да, мы дождались того времени, что Украина стала независимым государством, что дорогие нам с вами символы — сине-желтый флаг, трезуб, гимн «Ще не вмерла Україна» — стали государственными символами. А дальше что? А дальше миллионы людей, которые в «застойные времена» все-таки как-то жили, даже могли себе позволить поехать отдыхать в Крым или купить автомобиль, один на всю жизнь и на всю семью, теперь бьются, как рыба об лед, чтобы хоть как-то не умереть с голоду.

В прошлом году я была кандидатом в народные депутаты по 116-му округу во Львове, а перед этим ходила по квартирам и собирала подписи, так насмотрелась на человеческую беду. «Я молоко раз в неделю покупаю, своему дедушке понемножку даю, как котику», — говорила белая, как голубка, бабушка. «Меня за того Чорновила милиция так избила, что у меня вся спина была синяя! А теперь я третий год без работы сижу и не имею за что купить обувь своему сыну!» — кричал сердито, будто я в том виновата, тридцатипятилетний мужчина. «Дайте мне работу — и я вам подпишу», — просила молодая женщина, и большие слезы катились по ее щекам, а двое малых детей испуганно смотрели на слезы своей мамы. А в это время разные дворкисы-суркисы-бродские-медведчуки могут заказать самолет и полететь в Испанию посмотреть футбольный матч.

А кто довел Украину до такого состояния? Да не кто иной, как ныне действующий гарант Конституции. Не сам, конечно, а вместе со своими помощниками, референтами, представителями и т.д. И не нужно приписывать ему, что это он утвердил Украину как независимое государство, ибо что же тогда делал во время своей каденции «первый всенародно избранный»? И не спасал Кучма Украину от гражданской войны. С таким же успехом можно сказать, что он не допустил в Украине землетрясения. А такого засилья русификации, право, не было в Украине за все годы советской власти! Включите только телевизор, а если не имеете его, то посмотрите на улицах на книжные и газетные раскладки. Или послушайте радиоинтервью с нашими юными спортсменами или музыкантами — на каком языке они разговаривают? Но они же в первый класс пошли уже в независимой Украине и не учат украинский язык?

А кто поверит, что избиение похоронной процессии Патриарха Владимира состоялось без ведома и разрешения Президента! Почему же тогда тот, кто дал приказ бить людей и рвать государственные флаги, не ответил за это?

И нас с вами хотят уговорить оставить такого Президента еще на пять лет? Чтобы те, кто наворовался, мог довести свое дело до конца и купить себе «хатки» в Флориде или на Багамах, а потом бросить нас на произвол судьбы?

Прежде, чем претендовать на вторую каденцию, Президент должен отчитаться перед народом, что он уже сделал, а чего еще не успел и поэтому просит дать ему возможность довести намеченное до конца. Вы слышали его отчет? Даже гарантированные ему законом 10 минут эфирного времени Леонид Данилович подарил футбольным болельщикам. Потому что, во-первых, ему нечего сказать, а во-вторых, что ему какие-то 10 минут, если все 24 часа по всем теле-, и радиоканалам, во всех газетах (за исключением нескольких, которые наш Президент по пальцам одной руки перечислил) только и слышим: «Кучма... Кучма...»

Так вот, я хочу обратиться к вам, «просто хлопцы», герои моей статьи: как же вы можете призывать голосовать за такого Президента?

Я понимаю, что для нас всех именно слово «кагэбэ» звучит как символ тревоги и смерти. Но есть еще более сильное слово — Украина!

Думайте об Украине!

Евгений Марчук не имеет никакого отношения к тем силам, которые нас с вами преследовали, он не внук и не сын энкавэдиста, в КГБ он занимался разведкой и контрразведкой, и именно это дало ему возможность узнать правду и о том, как живут «простые люди» в «капиталистическом аду», и была ли на самом деле Украинская Повстанческая армия, чего бы он никогда не узнал, если бы работал по своей первой профессии учителем украинского языка. Выступая по телевидению, он не побоялся на всю Украину сказать, что УПА необходимо признать воюющей стороной, хотя знал, что такое заявление может лишить его голосов многих затурканных «совков» из центральных и восточных регионов Украины, а в первую очередь тех десятков тысяч «ветеранов», которые отработав свое в послевоенные годы на западной земле, выбрали для своего «заслуженного отдыха» юг или Крым.

А Леонид Кучма, поддержать которого призывает Главная Булава Братства воинов УПА, не только не поддержал своим приветствием антикоммунистический конгресс, который 17 сентября проводили во Львове его-таки доверенные лица, а даже, выступая в Крыму, заявил, что он ничего не имеет против Коммунистической партии. И вообще, обратите внимание: ведут ли наши СМИ агитацию против тех кандидатов, которых Президент называет своими самыми первыми конкурентами: против Симоненко или Витренко? Так нет же, только и слышим, что Мороз, Марчук и Ткаченко такие-сякие. Или Президент неблагосклонно говорит о «всех 14 кандидатах» и тем самым обижает тех, которые и так играют нехорошую роль: оттянуть на себя часть правого электората.

А вот передо мной газета «За вільну Україну» от 3 сентября этого года с открытым письмом, под которым подписались бывшие политзаключенные, известные люди — супруги Калинцы, Одарка Гусяк, Ирина Сеник — и в котором они упрекают Президента, что он не захотел даже слушать о награждении орденом Княгини Ольги славных дочерей Украины, которые боролись за нее с оружием в руках, а потом десятилетиями страдали за колючей проволокой (я бы только добавила к этому списку Галину Голояд (псевдо Марта Гай), которая мужественно борется со своими годами, болезнями, одиночеством, выживает на минимальную пенсию и спешит записать на бумаге все увиденное и пережитое).

Так за кого же вы собираетесь голосовать, хлопцы ?

Львов

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать