Экополиция против эковарварства
Кто и почему торпедирует создание новой службы, обещанной почти год назад?Трускавецкий дельфинарий «Оскар» получил предписание от Государственной экологической инспекции Львовской области до 30 апреля 2016 года устранить выявленные нарушения. А их перечень довольно значительный: отсутствие разрешений на содержание диких животных в неволе, на право заниматься разведением в неволе животных, занесенных в Красную книгу, на проведение мероприятий с привлечением животных. Лишь под давлением общественности удалось фактически создать прецедент, когда Госэкоинспекция при существовании моратория на любые проверки все же выявила нарушения, еще и обратилась в Трускавецкий городской суд с иском о конфискации животных и привлечении к ответственности должностных лиц дельфинария.
К сожалению, не является прецедентом существование самих дельфинариев не в морской, а в хлорированной воде, в малых по площади бассейнах, в постоянном режиме выступлений и сеансов анималотерапии, без надлежащего питания. Так, киевский дельфинарий «Немо» еще в августе 2013 года получал решение суда о его закрытии, как и трускавецкий, из-за ряда нарушений в содержании животных. Однако до сих пор заведение успешно работает. Очевидно, бизнес на животных стоит выше любого закона. И выше человечности и элементарной заботы обо всем живом.
ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ ЭКОПАТРУЛЬ?
Экологи убеждены, что владельцев дельфинариев все же возможно привлечь к ответственности за ненадлежащее содержание животных. «Наказания возможны, а судебные процессы по таким вопросам были и раньше, — объясняет Наталия Куць, юрисконсульт МБО «Экология — Право — Человек». — Дельфинарии должны соблюдать все санитарные правила, закон «О защите животных от жесткого обращения», по которому запрещено использовать дельфинов в неприродной морской воде, а также использовать диких животных в выездных мероприятиях и шоу, то есть в передвижном цирке. Если все это будет соблюдено, дельфинарии могут существовать. Если же не хотят добровольно выполнять эти требования, то нужно вынуждать к этому через суд и контролирующие органы».
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛЬФИНОВ, ТАК ЖЕ, КАК И МОРСКИХ КОТИКОВ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ В БАССЕЙНАХ ПРИРОДНОЙ МОРСКОЙ ВОДЫ. ОДНАКО АКТИВИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДАЖЕ В ОДЕССКОМ ДЕЛЬФИНАРИИ, ГДЕ МОРЕ РЯДОМ, ВОДА ХЛОРИРОВАННАЯ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
А с теми, кто должен все это контролировать, наказывать, привлекать к ответственности, в конце концов, пропагандировать соблюдение законодательства, в Украине полный провал. Весной прошлого года мы готовили материал о необходимости создания в Украине экологической полиции, эту идею давно пропагандирует главный редактор «Дня» Лариса Ившина. И так совпало во времени, что тогда же прозвучало заявление Министерства экологии и природных ресурсов, что экопатруль у нас действительно заработает — по примеру Европы или США, создадут его на основе обновленной Государственной экологической инспекции. Что изменилось с тех пор?
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НЕ ЗНАЕТ О РЕФОРМЕ
С лета продолжается обновление экоинспекции и обсуждение концепции реформирования. Речь идет о том, что обновленная ГЭИ должна стать единственным органом исполнительной власти, который будет контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Реформа предусмотрена на 2015—2016 годы, в частности, в этом году должны появиться оперативные подразделения, которые будут работать круглосуточно и быстро реагировать на жалобы граждан относительно загрязнения объектов окружающей среды. Планируется и увеличение штрафов за нарушение законодательства, например, за засорение лесов отходами предусматривается штраф в 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, а не пять — десять, как сейчас. Но как комментировала ранее заместитель министра экологии Светлана Коломиец, на эту реформу еще нужно найти деньги. Очевидно, финансов не хватает, потому что экологическое сообщество, которое должно было бы приобщиться к обсуждению концепции реформы, впервые услышало о ней от «Дня».
«УКРАИНА — ЛИДЕР НЕЛЕГАЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»
Как прокомментировала эколог Наталия Вишневская, даже если реформа и идет без ведома общественности, позитивных сдвигов пока не заметно: «Даже если меняется руководство, приходят не специалисты, а люди, которые идут зарабатывать себе на дома и машины. С другой стороны, ГЭИ нам нужна, потому что это единственный орган, который может проверять предприятия или другие места, где, на взгляд активистов, нарушается природоохранное законодательство. Но это реформирование должно проходить открыто, с открытыми конкурсами и компетентной комиссией. Кстати, сейчас отменяется много разрешений, например, на эксплуатацию животных в зрелищных целях, а Украина — на первых местах в рейтинге по такой эксплуатации, у нас нет учета диких животных, содержащихся в неволе, однако есть их нелегальное размножение и продажа, то есть, в интернете я могу купить крокодила, предлагать услуги фотографирования с животным, а мне за это ничего не будет, потому что это будет считаться законной деятельностью».
ЭКОЛОГИ НАЗЫВАЮТ УКРАИНУ ЛИДЕРОМ В РЕЙТИНГЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ. НЕДАВНО ПОЛИЦИЯ ОБНАРУЖИЛА В КИЕВЕ ЗООМАГАЗИН, ГДЕ ПРОДАВАЛИ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ТАКИХ ВОТ ОБЕЗЬЯНОК / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО
Создается впечатление, что мы опускаемся в еще более глубокую пропасть по соблюдению (точнее, несоблюдению) прав животных. На взгляд Наталии Вишневской, общественность должна, несмотря ни на что, работать с Минприроды, ГЭИ, использовать все возможные пути для изменений. Также чиновники должны прислушиваться к замечаниям и предложениям общественных экспертов. Чтобы ускорить диалог, приведем пример и опыт, о котором Украина пока что только может мечтать — это та планка, на которую должны равняться все. Итак, американский актер Леонардо Ди Каприо на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году заявил, что его фонд жертвует $15 миллионов на разнообразные проекты по защите окружающей среды. Кто из наших звезд или чиновников решится на подобное?
Выпуск газеты №:
№14-15, (2016)Section
Общество