Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экспонаты на... передовой

Как Черниговский областной исторический музей помогает бойцам воевать
30 января, 11:32
СЕРГЕЙ ЛАЕВСКИЙ

Во время войны украинского народа за свою государственность, независимость и территориальную целостность музей как социальное учреждение не может оставаться в стороне, считают сотрудники Черниговского областного исторического музея имени В.В.Тарновского. И поддерживают украинскую армию не только морально или материально. Подробнее — в разговоре с директором музея Сергеем Лаевским.

«СМОТРИТЕЛЯМ РАЗРЕШЕНО ВЯЗАТЬ НОСКИ»

— Наши сотрудники приобщились ко всем возможным акциям помощи, — начинает Сергей Лазаревич. — Мы собирали продукты, медикаменты, одежду, вязали носки. Это как раз тот случай, когда нашим смотрителям было разрешено вязать в течение рабочего дня в музейной экспозиции. Также собрали деньги и закупили для наших пограничников систему отопления для палаток. Очень много делают наши сотрудники, но мы это не афишируем. Это не тот случай, когда нужно отчитываться о своей работе, соревноваться: кто больше сделал, кто меньше. Ведь такой подход все это нивелирует. Часть одного из наших экспонатов поехала на войну, и я несу за это ответственность, она числится за мной. На последнем фото, которое у меня есть, этот экспонат — в Иловайске.

— Что это за экспонат? И есть ли заявки от воинов на какие-то другие экспонаты? Ведь известно, что в Военно-историческом музее Чернигова — подразделении возглавляемого вами музейного учреждения — немало оружия.

— Как ужасно наши воинские подразделения обеспечиваются оружием, мы все знаем. Еще летом к нам обратились бойцы добровольческого батальона «Азов», которые получили ствол крупнокалиберного пулемета, но из него нельзя так просто стрелять, это же не автомат, необходимая подставка — так называемый станок. А пулеметчик родом из Чернигова. Он вспомнил, что что-то подобное видел в нашем Военно-историческом музее, потому его отправили на два дня в Чернигов, состоялась встреча с председателем ОГА, где ему пообещали содействие. Ребята пришли в музей, посмотрели, что этот станок им подойдет. Мы не колебались, срочно оформили все бумаги, я выдал его на временное хранение. На передовой весь комплект собрали вместе, он уже побывал в действии. К сожалению, после Иловайска эта связь прервалась, но я не оставляю попыток узнать о судьбе нашего экспоната. Разумеется, для нас главное — чтобы те ребята были живы. Известно, что на складах Министерства обороны, в том числе на Черниговщине, лежат тысячи таких станков. Считаю, что военному руководству должно быть стыдно, что воины, которые защищают Отчизну, в прямом смысле слова побираются по музеям.

По телефону к нам обратились еще и бойцы спецбатальона «Чернигов», им также что-то выдали не в полном комплекте. Я не знаю, что именно нужно, но жду — пусть приходят! Во дворе Военно-исторического музея на постаменте стоит «самоходка» (самоходная артиллерийская установка САУ100), не знаю, исправна ли она. Рядом стоят миномет, пушки, одну из них — «Гаубицу Д30» — и сегодня используют вояки РФ. И, кстати, нам они не принадлежат, это собственность военных. Если они нужны — пожалуйста! Музей готов воевать хотя бы таким способом. Все, что от нас зависит, мы сделаем.

«НА НАШИХ ПЛЕЧАХ УКРАИНА»

— В Военно-историческом музее Чернигова недавно открылась экспозиция «На наших плечах Украина», повествующая о героях, которые отдали свою жизнь на востоке. Как проходил сбор экспонатов? Какое значение, на ваш взгляд, имеет эта экспозиция?

— Выставка рассказывает об участии черниговчан в войне за освобождение Украины. Здесь мы имеем дело с событиями, происходившими вчера и продолжающимися до сих пор. Нельзя передать словами, насколько трудно семьям, потерявшим своих отцов, сыновей, мужей. Трудно и музейным сотрудникам, которые пропускают через себя этот материал, стараясь показать правдиво ту ситуацию, которая сейчас на востоке.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

 

Пути наполнения экспозиции были разные. Мы связывались с военными комиссариатами — областным и городским, оттуда получили на постоянное хранение несколько военных билетов черниговчан, которые погибли, выполняя свой военный и гражданский долг. От волонтеров — их немало — мы получили флаг из Острой Могилы, обломки оружия. Мы имеем представление, как выглядят те «Грады», которые уже стали символом этой войны, поэтому можем увидеть то, что летит на головы наших ребят. Получили гильзы. Также получали ценные экспонаты даже от наших коллег, от артистов, побывавших в зоне АТО с концертами.

— Обращались ли музейщики к родственникам погибших воинов?

— Я низко кланяюсь семьям, которые передали нам материалы о своих детях, своих мужьях. Мы обращались к ним и напрямую, и через волонтеров, друзей, через социальные сети и таким образом уточняли информацию о наших защитниках, получали фотографии. Вообще есть определенные проблемы. В области нет четкого подсчета, сколько наших земляков погибло. Раздел «Герои не умирают» на сайте Черниговской ОГА, который ведет один из сотрудников департамента информации, содержит неточности. Когда начались первые захоронения на Черниговщине, мы в музее тоже начали вести папку с биографиями, фотографиями ребят. Наши показатели несколько отличаются... К сожалению, этот скорбный список и в дальнейшем будет пополняться. А наша задача — собрать как можно больше информации о наших земляках и хотя бы таким образом донести ее до неравнодушных, почтить память героев.

«МОЗАИКА ПАМЯТИ ВЫЛОЖИТ ОБЩИЙ РИСУНОК»

— Какие экспонаты считаете наиболее ценными? Возможно, с ними связаны какие-то особые истории?

— Трудно сказать, что из меморий самое ценное. Очевидно, все они важны. Это и вещи Дениса Чередниченко, рюкзак, который принесла его мама, он был еще с землей, с его личными вещами, или военный билет Виталия Рябого со следами крови. Или форма Владимира Титарчука, а рядом — его фотография на фоне музея, сделанная 1 сентября, когда ученики класса, где учится его сын, приходили к нам. Это первая тетрадь по математике и письма Владимира Близнюка. Это военное снаряжение, которое было на ребятах во время боевых действий. Флаг Украины, продырявленный и пулями, и осколками, который пограничники вынесли из Станицы Луганской, где они несли службу. Флаг из Острой Могилы, который передали волонтеры «Женской сотни Самообороны». Все это очень важно. Это и есть та мозаика памяти, которая в итоге выложит общий рисунок. А кроме того, в экспозиции представлены карты боевых действий, нарукавные знаки военных частей и добровольческих батальонов, сформированных на Черниговщине, как я уже говорил, фрагменты оружия и боеприпасов, фотографии.

Относительно фотографий — вот какая была ситуация. К нам пришел один из танкистов 1-й танковой бригады и все, что фотографировал — на мобильный телефон, разные фотоаппараты, — начал показывать. Я его расспрашиваю, все записываю. И среди прочих мы увидели снимок самоходной артиллерийской установки, в которой погиб наш земляк Сергей Титаренко из Мены. Причем боевой побратим даже не знал его фамилию, знал только, что это земляк. И мы вдвоем выяснили, что это именно тот воин, по таким обстоятельствам: 8 августа ему исполнилось 20 лет, а на следующий день юноша погиб. Эта фотография будет рассказывать об этом трагическом событии. Есть и другое фото, где и «самоходка» стреляет.

Поэтому нас интересует все! Мы не сосредоточиваемся только на тех, кто ушел из жизни, в равной мере нас интересуют те, кто сейчас отстаивает наше право жить на нашей земле так, как мы хотим.

— Стоит отметить, что о каждом из наших земляков повествует Книга памяти. На данный момент она содержит 73 очерка. Самому молодому из героев — Артему Усу из села Марковцы Бобровицкого района, бойцу Национальной гвардии Украины — не исполнилось и 20 лет. По каким критериям музейщики определяют, кто должен быть занесен в этот перечень?

— Мы исходили из таких соображений: включаем тех, кто родился на Черниговщине, и тех, кто похоронен в нашей области. Однако уже сегодня столкнулись с проблемой: есть три солдата, которые не рождены и не похоронены на Черниговщине, но здесь проживают их родные, и они хотят видеть своих родных в Книге памяти. Есть также четыре человека, которые считаются  погибшими, но еще не похоронены. Это Виталий Ломов из Прилук, Станислав Кривонос из Ивангорода Ичнянского района, Роман Нитченко и Сергей Дусь из Городянского района. У каждого своя история. Сергей Дусь официально награжден орденом «За мужество» посмертно, но до сих пор не похоронен. Есть фотография танка, в котором он погиб, но к нему до сих пор никто не может добраться. Та же ситуация с Кривоносом. Что касается Ломова — он исчез без вести.

Память о наших земляках, которые погибли, выполняя свой гражданский и военный долг в войне за Независимость Украины, о тех, кто сегодня держит на своих плечах Украину, будет храниться в музейной экспозиции.

И это хоть и маленький, но наш вклад в победу.

Р.S. «День» обратился с информационными запросами в Министерства обороны, внутренних дел и Национальную гвардию Украины с просьбой разъяснить ситуацию по обеспечению добровольческих батальонов вооружением. О реакции силовиков мы обязательно сообщим нашим читателям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать