Экуменический диалог — идеал и реальность
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021217/4232-5-3_0.jpg)
ВВЕДЕНИЕ
Католическая церковь сделала бесповоротный выбор в пользу экуменического диалога. Основополагающими для нас являются, безусловно, решения Второго Ватиканского Собора, позже закрепленные и проработанные в многочисленных Папских документах, в которых Его Святейшество Иоанн Павел II решительно указал на долг Католической церкви развивать диалог с Православными церквами, с Англиканской церковью и другими Церковными сообществами. Его Святейшество цитирует молитву Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: «Чтобы все были одно, как ты, Отче, во мне, а я в тебе, чтобы и они были в нас объединены» как идеал единства, которого нужно достичь на нелегком и требовательном экуменическом пути.
Для сближения христианских церквей жизненно важен богословский диалог. На встрече в Константинополе в 1979 году папы Иоанна Павла II с патриархом Димитриосом I родилась идея создания Смешанной Международной Комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной церквами. К сожалению, после падения берлинской стены в 1989 году в отношениях между Католической и Православными церквами начала расти напряженность, вызванная, в частности, тем, что украинские греко-католики воспользовались религиозной свободой и восстановили свою церковь, запрещенную после Второй мировой войны.
Католическая церковь в Украине разделяет экуменические обязательства всей Католической церкви. Большое значение сыграл Апостольский визит папы Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. Присутствие Епископа Рима, его действия и, в первую очередь, его учение имеют бесценное экуменическое значение. Уже в своей первой речи, после того как он поцеловал украинскую землю, Его Святейшество дружески приветствовал верующих, не принадлежащих к Католической церкви, но открытых к диалогу и сотрудничеству: «Хочу заверить их, что я прибыл сюда не с намерениями прозелитизма, но для того, чтобы свидетельствовать Христа вместе со всеми христианами каждой церкви и каждого христианского сообщества». Между тем Его Святейшество хорошо знает, что этот путь свидетельства и братской любви вовсе не легок, ведь «в течение последних столетий накопилось слишком много стереотипов мышления, взаимных обид и нетерпимости». Единственное средство помочь ситуации взаимного недоверия, блокирующей этот путь, — «забыть прошлое, просить и предлагать прощение за нанесенные и полученные обиды».
УКРАИНСКИЕ КАТОЛИКИ
Украина, одна из наибольших стран Европы по территории и количеству населения, является по своему географическому положению мостом между Востоком и Западом. Она очень интересна и в религиозном аспекте. Большинство граждан считают себя принадлежащими к православному миру, во всяком случае, с социологической и культурной точек зрения. Впрочем, в Украине существует большое и динамичное католическое сообщество. По подсчетам, сейчас в стране 6 000 000 католиков, из них 5 000 000 — византийской Традиции (греко-католики) и 1 000 000 — латинской Традиции (римо-католики). Обе эти традиции имеют глубокие корни в стране. Так, уже со второй половины ХIV века здесь существует структурно упорядоченный митрополитский центр для католиков латинского обряда в Перемышле. Поэтому католики принадлежат к правдивой украинской традиции. РПЦ. В первые годы легального восстановления своей деятельности УГКЦ справедливо претендовала на возвращение ей культовых сооружений и другого незаконно, силой, отобранного у нее имущества. Переход культовых сооружений от одной церкви к другой не всегда проходил безболезненно. Часто, к сожалению, бывали случаи насилия с обеих сторон. С целью решения этих проблем по-братски, в христианском духе, была создана Смешанная Комиссия, в которую вошли представители УГКЦ и УПЦ. К сожалению, Комиссия не дала ожидаемых результатов и практически прекратила работу. По-видимому, не пришло еще время для этого начинания, которому воспрепятствовало значительное эмоциональное напряжение с обеих сторон. во УГКЦ переходили к РПЦ. Все греко- католические епископы были подвергнуты тюремному заключению. Но даже во время жестоких преследований церковь сохранила на территории Украины свою иерархическую структуру, действовавшую в условиях подполья.
Положение церкви латинской Традиции было ненамного лучше. Правда, в Украине, особенно, в Западной ее части, некоторые церкви оставались открытыми и верующие могли посещать их — для того, чтобы продемонстрировать туристам и иностранным делегациям беспочвенность обвинений в религиозных преследованиях. Между тем в Украине не осталось ни одного епископа латинского обряда. В Восточной Украине, под бдительным надзором Службы безопасности, осу
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Чтобы понять нынешнее положение Католической церкви, как и ее отношения с другими церквами и конфессиями, необходимо учитывать недавнюю драматичную историю украинского народа. Коммунистический режим преследовал все церкви. В его ранний период объектом жестоких преследований были и члены Русской Православной церкви (РПЦ). Стоит упомянуть о поддержке Святым Престолом и папой Бенедиктом ХV патриарха Тихона и РПЦ. После начала Второй мировой войны советская власть, руководствуясь политическими соображениями, ослабила преследования Православной церкви, сохраняя, впрочем, контроль над ее деятельностью.
Католическая церковь в бывшем Советском Союзе также подверглась суровым преследованиям, хотя и были периоды, когда ущемления несколько слабели. Что касается Украины, то намерением коммунистического режима было полностью уничтожить здесь Католическую церковь. Это касалось, в первую очередь, Украинской Греко- Католической церкви (УГКЦ), которую объявили вне закона на так называемом Львовском Соборе 1946 года. Собор провозгласил Берестейскую унию недействительной, объявил о присоединении греко-католиков к РПЦ; культовые сооружения и другое имущест
Верующие греко-католики подчеркивают, что не отобрали у православных ни одной церкви, которая бы не принадлежала им перед насильственной ликвидацией ГКЦ в 1946 году. Они также утверждают, что православные и до сих пор занимают многие церкви, которые до Второй мировой войны принадлежали греко-католикам, — несмотря на решения светской власти, которые не выполняются. Из-за этого во многих местах греко-католики продолжают отправлять Службу Божью под открытым небом. Подобная ситуация, например, существует в Закарпатье, где более чем 200 греко-католических церквей находятся в руках верующих УПЦ. Есть немало мест, где такие же претензии выдвигают православные.
Сегодня межцерковное противостояние существует, в первую очередь, в отношениях УГКЦ с УПЦ КП и УАПЦ. Нерешенные в Западной Украине проблемы в отношениях с УПЦ МП касаются сейчас всего десятка церквей и, по мнению наблюдателей, не очень серьезны. Тогда как в отношениях с двумя неканоническими Православными церквами существует несколько сот нерешенных проблем.
В некоторых местах верующие пришли к согласию и пользуются одной церковью поочередно. Так, во Львовской епархии более чем 100 церквей используются для Божественной Литургии двумя разными общинами. В некоторых случаях верующие одной церкви помогают своим соществлял свое служение только один священник (в Одессе). Рижская Духовная Семинария была в состоянии принять только ограниченное количество семинаристов. Так что и Римско-католическая церковь была обречена на исчезновение.
После провозглашения независимости Украины одним из важнейших событий для церквей было обязательство украинской власти уважать религиозную свободу. И на протяжении прошедших одиннадцати лет Католическая церковь в Украине получила, как и другие церкви и конфессии, возможность нормально развиваться. На сегодняшний день УГКЦ имеет 11 церковных округов по всей территории страны и около 3 300 приходов, 3 000 культовых сооружений, 90 монастырей, 13 учебных заведений, 2 200 священников и монахов, 500 монахинь. Что касается Католической церкви латинского обряда, то она имеет 7 диецезий, 830 приходов, 800 культовых сооружений, 66 монастырей, 6 учебных заведений, 460 священников и монахов и 445 монахинь.
ОТНОШЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Возрождение религиозной жизни в независимой и суверенной Украине сопровождалось многими проблемами. Они касались, в частности, отношений между христианскими церквами, в первую очередь, между УГКЦ и братьям построить новый храм. Это делают как греко-католики, так и православные. К сожалению, бывают случаи, в которых и до сих пор не найдено никакого решения.
ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
В этой сложной религиозной ситуации Католическая церковь пытается занимать позицию, которая отвечала бы духу христианства, руководствуясь следующими принципами. 1. Согласно постановлениям Второго Ватиканского Собора и Учению Церкви, католики питают большое уважение к Православной церкви, которая, так же, как и Католическая церковь, сохранила апостольское Предание, уделяет те же самые Святые Таинства, особое место среди которых принадлежит Евхаристии, почитает святых, в первую очередь, Пречистую Деву Марию. Поэтому католики радуются каждому апостольскому успеху православных братьев. Им хотелось бы, чтобы Православные церкви приобрели больший динамизм, чтобы лучше отвечали на требования современного человека, часто духовно дезориентированного. Потому что и в тех странах, где большинство населения считает себя православными, неотложной стала так называемая новая евангелизация — немногие верующие хорошо знают свою веру и соответственно исповедуют ее. В это дело Католическая церковь готова сделать собственный вклад, обращаясь, прежде всего, к своим верующим.
В этом деле католические организации считают своим долгом помогать Православной церкви и ее учреждениям. Для примера можно назвать многочисленные стипендии на обучение, которые православные студенты получают от структур Католической церкви; это позволяет им получить образование в лучших университетах мира. Не следует недооценивать также то экономическое содействие, которое предоставляется самой Православной церкви. В последние годы только католическая организация Kirche in not («Церковь в нужде») выделила десятки миллионов долларов Православным церквам; одной только РПЦ — около $12 000 000. Святой Престол поощряет многочисленные католические учреждения также помогать Православным церквам. Эта деятельность продолжается и сейчас, когда в некоторых странах ощущается определенная напряженность в отношениях между Православными и Католической церквами. 2. Католическая Церковь не хочет вмешиваться во внутренние дела Православной церкви. Она не имеет такого права. Поэтому Католическая церковь поддерживает официальные отношения с УПЦ, считая ее, как это, кстати, делают другие Православные церкви, канонической церковью. Из-за конфликтов по поводу пользования церквами католические епископы, особенно, греко-католические, вынуждены иметь контакты также с представителями неканонических церквей. Но это — требование жизни, продиктованное необходимостью решать многочисленные проблемы в диалоге между заинтересованными сторонами.
В то же время Католическая церковь сожалеет, что в украинском православном мире произошел раскол. Она может только молиться, чтобы это скандальное разъединение как можно скорее было преодолено и восстановилось бы единство между православными братьями и сестрами, согласно предписаниям, регулирующим отношения между Православными церквами. Католики убеждены, что с единой объединенной Православной церковью будет легче вести диалог и он принесет больше позитивных результатов. 3. Католическая церковь осознает, что в ее отношениях с УПЦ существуют определенные трудности. Для того, чтобы их устранить, нужно встречаться и обсуждать проблемы. Без таких встреч может случиться так, что одна сторона даже и не будет осознавать того, что ее позиция или решение является проблемой для другой стороны. Чтобы положить начало диалогу, в ноябре 1999 года, по согласию между высокими иерархами Московского патриархата и Святого Престола, в Москве было принято решение о создании Смешанной Комиссии. Для облегчения деятельности Комиссии было предусмотрено, что в ее состав войдут представители УПЦ и УГКЦ. В марте 2000 года Кардинал Любомир Гузар, предстоятель греко-католиков, написал письмо Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины (УПЦ), выражая свою готовность к немедленному сотрудничеству. К сожалению, католическая сторона не получила ответа от митрополита Владимира и из- за этого проект создания упомянутой Комиссии не был реализован. Однако католическая сторона остается убеждена, что только в диалоге можно устранить трудности между церквами. 4. На мой взгляд, нужно добавить еще одну характеристику, необходимую для экуменического диалога. Я имею в виду здоровый реализм — правильное понимание ситуации, осознание ее такой, каковой она на самом деле есть. Так, в диалоге между УПЦ и УГКЦ обе стороны должны принять как данность существование друг друга. Это необходимая предпосылка диалога. Православная церковь должна сделать усилие и принять существование Греко-католической церкви, которая существует уже много веков и члены которой, несмотря на тяжелые преследования, оставались непреклонными в своей вере. Реализм требует от Православной церкви принять эту реальность также и официально. Католическая церковь в Украине также должна считаться с существованием Православной церкви и трактовать ее как церковь сестру. В этом контексте православные братья должны были бы понимать, что Католическая церковь обязана гарантировать душпастырскую опеку своим верующим на всей территории страны. В некоторых регионах католики в большинстве, в других их — меньшинство. Но даже там, где они совсем немногочисленны, как, скажем, в Восточной Украине, католики имеют право на душпастырскую опеку со стороны своих пастырей, монахов. Кстати, присутствие католиков в этих краях имеет довольно долгую историю. Католическая церковь латинского обряда существовала в Центральной и Восточной Украине задолго до Октябрьской революции. Об этом свидетельствуют храмы, которые выстояли в коммунистические времена и после непростой реставрации сейчас снова используются в религиозных целях. Сохранились католические храмы в Харькове, Сумах, Ромнах, Днепродзержинске, Херсоне, Белой Церкви, Умани, Николаеве, Одессе, Керчи, Ялте и тому подобное. Существуют церкви и в других городах, например, в Днепропетровске и Севастополе, но их, к сожалению, пока что не вернули верующим.
История УГКЦ была трагичной. Во времена царской России многие ее члены были высланы с территории Центральной и Восточной Украины и греко-католики остались только в Западной Украине, которая была под Австро-Венгрией и Польшей. А после 1939 года сотни тысяч украинцев силой были переселены из Западной Украины в разные части Советского Союза, включая Сибирь и Казахстан. Неподалеку от Донецка еще и по сей день существует множество сел, где жители помнят свои греко-католические корни. Поэтому было справедливым позаботиться о создании Экзархата для обеспечения этих людей душпастырской опекой. 6. Католическая церковь не занимается прозелитизмом. Этот метод противоречит Евангелию и Католическая церковь отвергает его, как в теории, так и на практике. К сожалению, не всегда все христиане употребляют этот термин в одном и том же значении. Для католиков прозелитизм означает любой метод, с помощью которого некорректным образом пытаются увеличить количество собственных верующих, обеспечивая им материальные или духовные выгоды. Следовательно, он предусматривает определенное давление на сознание людей. Сердцевиной католического сообщества, также и там, где членов Католической церкви явное меньшинство, как правило, являются верующие с католическими корнями. Таких людей намного больше, чем обычно думают. В то же время, есть люди, которые не имеют исторических связей с Католической церковью, но хотят стать ее членами. Я часто разговаривал на эту тему со многими священниками. Они утверждают, что речь идет о людях, которые не имеют никаких контактов с другой церковью и ищут церковную общину, к которой бы могли принадлежать. Католические священники всегда стараются сориентировать заинтересованное лицо на Православную церковь, которая в соответствующей местности количественно больше. И часто человек принимает такой совет. Но иногда он хочет стать членом именно Католической церкви. Если речь идет о желании серьезном и взвешенном, представитель Католической церкви не в праве оттолкнуть этого человека. Речь идет об уважении к религиозной свободе и свободе совести, этим двум столпам, которые поддерживают сосуществование в демократическом обществе, и уважать их должны все. Существует широкое поле возможностей для сотрудничества между православными и католиками. Католическая церковь убеждена, что это сотрудничество можно начинать уже сейчас, что не нужно ждать, пока будут решены все проблемы в отношениях между церквами. В 2000 году РПЦ представила свое видение социальной доктрины. Она имеет много общего с Доктриной Католической церкви. Социальная сфера могла бы стать одной из областей сотрудничества между двумя церквами на пользу всему обществу, а особенно тем, кто наиболее нуждается в помощи. 8. Очень важным представляется установление и поддержка личных отношений с православными епископами. Во время моих поездок по стране, каждый раз, когда я официально приезжаю в ту или иную область, я прошу о встрече с архиереем УПЦ. Слава Богу, мне удалось провести эти встречи во многих городах — в Киеве, Львове, Луцке, Виннице, Херсоне, Симферополе, Запорожье, и тому подобное. Во время встреч я рассказываю епископам о деятельности Святого Престола, имеющей отношение к Украине и области, где проходит встреча.
Перед принятием какого-то важного решения, касающегося Католической церкви обеих Традиций, я официально информирую Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины (УПЦ). Это жест уважения к нему лично и к достойной Православной церкви. 9. Во время моих паломничеств по Украине я имел возможность наблюдать, что когда-то в стране существовало реальное сосуществование представителей разных вероисповеданий. Во многих городах рядом с православными церквами стоят католические церкви (костелы), церкви протестантские (кирхи) и синагоги. Эти здания являются красноречивым свидетельством того, что определенная религиозная толерантность в Украине существовала издавна. И даже несколько больше — существовало также уважительное сосуществование, а иногда и сотрудничество верующих различных церквей. Приведу только два примера. В историческом городе Остроге в XVI и XVIII веках, в период его культурного расцвета, проживали православные, католики, протестанты, иудеи и мусульмане-татары. И у всех верующих были свои храмы. Некоторые остались до наших дней, как, например, католическая церковь. В Восточной Украине, в Днепродзержинске в ХIХ веке польский инженер, католик по вероисповеданию, сначала построил католический костел, а потом захотел спроектировать и построить православную церковь. В городе существовала также лютеранская кирха и несколько синагог. Разве не достаточно этих двух примеров, чтобы проиллюстрировать историю экуменической открытости украинской традиции, которую следует заново найти и по-новому оценить?
В заключение хотел бы отметить, что остаюсь оптимистом в части отношений Католической церкви с Православными церквами. Экуменический диалог становится требованием времени, особенно в Украине, где существуют многочисленные православное и католическое сообщества. Уже начался диалог на практическом и местном уровнях между верующими, а нередко также между священниками обоих церквей. Хотелось бы пожелать, чтобы этот диалог распространялся и проходил также на уровне иерархов. Ведь бесспорный факт, что большинство населения Украины желает сближения между христианами, в первую очередь, между членами Католической и Православной церквей. Об этом свидетельствует и теплота, с которой принимали Его Святейшество во время его пребывания в Украине подавляющее большинство украинцев.
Выпуск газеты №:
№232, (2002)Section
Общество