Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экзамен по защите природы

На бумаге механизм оценки влияния на окружающую среду совершенен, но есть проблемы с профессиональностью чиновников, сетуют эксперты
15 августа, 10:46

Министр экологии и природных ресурсов Остап СЕМЕРАК уверен, что Украина успешно сдает экзамен по внедрению процедуры оценки влияния на окружающую среду. Напомним, соответствующий закон вступил в силу 18 декабря 2017 года. В Минэкологии считают, что до конца этого года в едином реестре ОВОС будет зарегистрировано около полутора тысячи начатых процедур. Состоянием на июнь их было 763. Появление каждого дела значит, что общество, научные работники и чиновники внимательно изучают проекты строительства определенного промышленного, энергетического или аграрного объекта и выражают свои замечания.

Остап Семерак утверждает, что некоторые субъекты ведения хозяйства надеялись обойти процедуру оценки влияния на окружающую среду, но закон один для всех. Так, в начале лета предприятия  газодобывающей сферы просили внедрить для них отсрочку по ОВОС, потому что это в среднем занимает пять месяцев, что негативно влияет на планы относительно наращивания добычи газа в Украине. В Минприроды потом заявили, что впервые за многие годы упростили процедуру пользования недрами, а также позволили этим предприятиям готовить заключения из ОВОС до конца года.

Но Остап Семерак призывал общество активнее приобщаться к общественным обсуждениям, которые являются неотъемлемой частью процедуры оценки влияния на окружающую среду. Например, в Мариуполе начато пять таких процедур относительно главных загрязнителей города. Но общество реагирует на это пассивно. При этом объявления об общественных обсуждениях публикуются в местной печати, распространяются на сайте реестра. Кроме этого, Минэкологии подготовило специальный дайджест «Общественные слушания ОВОС в Украине: Что? Где? Когда?» Здесь собрана информация обо всех общественных обсуждениях, которые будут проходить в регионах в определенный промежуток времени.

Экологическое сообщество со своей стороны тоже активно следит за новостями о едином реестре оценки влияния на окружающую среду. И активисты нашли еще одну проблему, которую пока не заметил Остап Семерак. Это некомпетентность некоторых сотрудников областных департаментов экологии.

ИСКАЖЕННАЯ ИСТОРИЯ ЗАКАЗНИКА

В международной благотворительной организации «Экология-право-человек» обратили внимание на два дела из реестра ОВОС. Первое касается самого известного в Днепропетровской области заказника «Балка Северная Красная», где ООО «КРИВБАС ЦЕМЕНТ ПРОМ» планирует добывать полезные ископаемые открытым способом. Экологи выяснили, что предприятие формально зарегистрировано в Кривом Роге, где и находится заказник, а его основатели имеют регистрацию на временно оккупированной территории Донбасса, в городах Ровеньки и Макеевка. Предприятие не имеет никаких лицензий, информация о юридическом лице отсутствует в реестре плательщиков НДС и реестре плательщиков единого налога, отмечают в МБО «Экология-право-человек».

Это, как говорят, верхушка айсберга. Ни компания «КРИВБАС ЦЕМЕНТ ПРОМ», ни любое другое предприятие не имеют права добывать полезные ископаемые на территории  природно-заповедного фонда, где зафиксированы краснокнижные виды. Экологи и общественность подали замечания, как предусматривает процедура ОВОС, что такая деятельность в заказнике невозможна. Но в департаменте экологии и природных ресурсов Днепропетровской ОГА  определили, что краснокнижные растения здесь не учитываются, а территория месторождения не входит в природно-заповедный фонд. Поскольку эти факты не отвечают действительности, экологи обратились в Минприроды и Днепропетровскую облгосадминистрацию, чтобы те не давали разрешение на разработку карьера. Также эксперты попросили провести служебное расследование в областном департаменте экологии.

ЗАМЕЧАНИЯ В НИКУДА

Другая история касается исчезновения веб-сайта департамента экологии и природных ресурсов Киевской ОГА, отключенного из-за неуплаты хостинга. Поэтому посылать замечания и предложения обществу и экспертам просто некуда. Если отправить их обычной почтой, можно не успеть в предусмотренный законом 20-дневной срок, а тогда областные департаменты имеют право не учитывать замечания вообще.

Из-за такого казуса экологи не смогли отправить свои замечания относительно проектов добычи песка в акватории Каневского водохранилища на Киевщине. По данным реестра оценки влияния на окружающую среду, ООО «Фарватер плюс» и ООО «Славутичбудпостач» планируют разработку месторождения «Конча-Заспа». Как утверждают экологи, в обоих случаях идет речь о грубом нарушении природоохранного законодательства. Территории запланированных карьеров являются ценными нерестилищами, для их охраны в 1999 году создали единственный в области ихтиологический заказник «Процивский». Природоохранители прогнозируют, что добыча песка заилит основное нерестилище в регионе,  а сам заказник будет сползать в карьер.

Поскольку в экологическом департаменте Киевской ОГА еще не подготовили отчет по этому вопросу, а замечания посылать некуда, экологи опубликовали свой список вопросов, которые чиновники, по их мнению, должны выяснить. В частности, отвечает ли данная форма деятельности требованиям законодательства Украины о экосети, имеются ли здесь краснокнижные виды флоры и фауны, повлияет ли добыча на сохранение береговой линии и рельефа дна в пределах заказника местного значения «Процивский»?

«ЧИНОВНИКИ НЕ ПРИВЫКЛИ РАБОТАТЬ»

От того, что скажут экологам в департаменте, зависит будущее заказника «Процивский» и Каневского водохранилища. Также будет понятно, готовы ли чиновники защищать окружающую среду реально. Потому что до сих пор  некоторые областные экологические департаменты отказываются предоставлять свои услуги относительно ОВОС из-за отсутствия приказа со стороны Минэкологии о размере платы за проведение общественных слушаний. По словам министра экологии Остапа Семерака, пока такой документ действительно не разработан, ответственным за проведение общественных слушаний все же является Минэкологии и экологические департаменты ОГА.

«Эти проблемы показали не пробелы законодательства, а непрофессиональность и низкую квалификацию работников департаментов экологии и природных ресурсов, — считает София ШУТЯК, юрисконсультант МБО «Экология-право-человек». — Именно департаменты отвечают за управление природно-заповедным фондом и владеют наибольшей информацией об их природно-заповедных территориях. История с заказником «Балка Северная Красная» показала, что уполномоченный орган просто не принял во внимание замечания общественности, хотя она говорила, что это территория ПЗФ. Департамент должен был поднять картографические материалы, проверить все, подготовить таблицу замечаний, ведь это неотъемлемая часть вывода».

«Работать нужно именно с чиновниками, потому что даже без общественности департаменты должны были бы делать все, чтобы защитить объекты ПЗФ, — продолжает София. — В Польше после внедрения ОВОС провели свыше 300 тренингов за год для госслужащих. У нас было три тренинга для представителей департаментов всех областей. Кроме того, есть проблема кадрового отбора. Наши чиновники не привыкли работать, потому что за это никто не доплачивает, а работы добавилось. Нужно немного поднять уровень зарплат, дать возможность прийти новым людям, которые не умеют работать по-старому, и научиться использовать экспертную общественность себе в помощь. Закон об оценке влияния на окружающую среду предусматривает создание в дальнейшем консультационных комиссий как раз для департаментов экологии. Но никто не запрещает им делать это уже сейчас»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать