Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Есть ли выход из палаты № 6?

Более одного миллиона человек с психическими расстройствами находятся вне закона и человеческого понимания
04 ноября, 00:00

Пациенты психбольницы становятся или объектами иронии, или воспринимаются как гении, вырвавшиеся из оков «цивилизованности». Дефицит информированности и понимания порождает страх.

Киевская городская клинико-психоневрологическая больница № 1, в просторечии «павловка», укрыта увядающей листвой. Некоторые отделения помещаются в домах почти вековой давности — старые крыши, облупившиеся стены. Слово «павловка» вызывает мрачные ассоциации. Однако за ними скрывается целый слой социальной жизни.

«В советские времена была тенденция к изоляции больных, их просто боялись. Но мы убеждены, и это доказано опытом других стран, что страх перед психически больными не обоснован, их можно адаптировать и реабилитировать в обществе, — говорит главный врач больницы Роман Никифорук. — Сейчас уже 53% населения имеют какие-то изменения психики. Это так называемые пограничные состояния на уровне неврастении, невроза, бессонницы, аритмии. Отчасти эти пограничные состояния можно наблюдать в каждом из нас. А накапливающиеся стрессы могут привести психику человека к серьезным нарушениям...».

Права же, как известно, у нас даются законодательной властью. Если же она этого не делает, то люди пытаются защитить себя самостоятельно. Сейчас в Киеве существует несколько обществ, которые объединяют больных и их родственников. Председатели фонда ВИТа (Вера, Инициатива, Толерантность) и общество «Надежда» сходятся во мнении, что психически больные люди незащищены.

Татьяна Кожурина, возглавлявшая фонд ВИТа, считает: «Закон о психиатрической помощи должен быть принят немедленно. Сейчас мы стоим на месте, потому что нет никакого основного закона. А если бы он был, то мы могли бы выходить на ведомственные инструкции, могли бы требовать чего-то конкретно...».

Закон уже прошел одно чтение в Верховной Раде, но скоро ли теперь доберутся до него? В основном специалисты, родственники и сами больные позитивно оценивают новый закон. Расходятся, правда, в том, необходимо ли проводить госпитализацию через суд. Одни говорят, что судебные дела повлекут за собой дополнительные бюрократические и финансовые издержки. Другие же видят еще один аспект. По мнению Татьяны Кожуриной, «есть факты, когда некоторые родственники пытаются, пользуясь состоянием больных, отобрать у них квартиры, другое имущество. Об этом пишут со всей Украины... Поэтому пациент, попав в больницу и не будучи в состоянии принять решение о своем лечении, сможет заручиться объективной поддержкой суда». Пока это лишь теоретические дискуссии. Но ведь права — это не слова, а уж тем более не в виде проекта.

Тем более, что права без финансовой основы — фикция. Роман Никифорук отметил по этому поводу: «Мы — социальная сфера и полностью зависим от того, что нам выделяет государство, а следовательно, от тех организаций, которые управляют этими деньгами. Нужно сказать, что киевская горадминистрация нам очень помогла с питанием, медикаментами. Дважды выдавалось по 100 тысяч на ремонт, но вот еще 850 тысяч, которые обещаны на реконструкцию, пока не получены... Если бы это произошло, то я бы мог спокойно сказать, что я, главный врач Никифорук Иван Романович, с помощью горадминистрации поднял больницу. Сейчас я считаю это своим главным заданием...».

Бедность, темнота — это ли не то, что может оттолкнуть внешне? Роман Иванович назвал больницу «тяжело управляемым монстром». Так ее и воспринимают извне — как монстра с безликой массой «пациентов» внутри.

«Не существует двух одинаковых больных, и если до своей болезни человек, например, был интеллектуалом, то это не обязательно должно куда-то исчезнуть. Самое страшное для нас — сидеть дома и ничего не делать...», — сказал один пациент. Очевидно, что труд не только облагораживает человека. Наверное, поэтому и возник метод лечения — трудотерапия.

Но вряд ли исключительно механические действия благоприятствует развитию личности. Больные и их родственники это полностью осознают. Лепка, рисование, театр, где ведется постановка «451 по Фаренгейту», и просто клуб встреч — без сомнения, это способно реабилитировать и не только человека с нарушенной психикой.

Сейчас при больнице создается Городской центр медицинской реабилитации психически больных города Киева для тех, кто оказывается выброшенным на улицу со своими проблемами и страхами. Иногда элементарное — почистить картошку — невыполнимая задача. А как общаться и защищать свои права в «здоровом» обществе?

«Наши пациенты сейчас просто изолированы от мира. Они должны иметь какую-то профессиональную и творческую занятость. Ведь это нормальные люди, но только с определенными ограничениями», — считает Светлана Цыганок, возглавляющая центр.

Пока же получается, что инвалиды, оказавшиеся дома, изолированы не только бетонными стенами и собственными ограничениями, но и пенсией в пределах 37—60 гривен. Под новоявленными золотыми куполами и помпезными реконструкциями не находится места людям.

Занавес средневекового невежества приоткрывается стороной, которая, казалось, менее всего на это способна...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Начальник отдела охраны психического здоровья населения Управления охраны здоровья населения города Киева Юрий ЮДИН:

— Если Закон о психической помощи пройдет, то Украина будет в числе государств, где в сфере принуждения действует законодательство, а не произвол. Сейчас психиатры руководствуются положением, принятым во времена перестройки. Но некоторые специалисты без энтузиазма воспринимают введение нового закона. Предполагается, что и так хорошо. Споры ведутся в основном вокруг условия проведения недобровольной госпитализации через суд. Ведь принудительное помещение в стационар — явное и грубое нарушение свободы человека. Жесткий контроль за этой процедурой устраивает больных. Возражения же появляются у некоторых родственников, которые могут потерять полный контроль. Многим врачам закон также не особенно нравится, потому что повышается их ответственность. Но ведь он не только обязывает, а и защищает, предусматривая ситуации, в которых специалист действует не из своих соображений, а так, как предусмотрено законом.

Закон дает гарантии того, что психиатрическая помощь будет предоставлена на основе уважения свобод и прав больных, которые различные учреждения будут обязаны выполнять. Принцип закона состоит в том, чтобы между пациентом и теми, кто предоставляет ему свои услуги по лечению, должны установиться партнерские взаимоотношения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать