Перейти к основному содержанию

Эволюция родительских комитетов

Как мам и пап будут делать полноценными участниками школьной жизни
15 февраля, 10:38
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Какая у вас первая ассоциация с родительскими комитетами? Например, они периодически собирают деньги на потребности класса или школы. Хотя это теперь и запрещено в некоторых регионах страны, традиция все-таки сохраняется. Поэтому информацию о якобы отмене приказа Министерства образования и науки о существовании родительских комитетов часть общества восприняла как весть об исчезновении поборов в заведениях образования. А которой будет роль родителей в жизни школы, которая сейчас переживает грандиозную реформу?

ПУТАНИЦА В ДОКУМЕНТАХ

Активист из Кривого Рога Виталий Фурманюк недавно написал на своей странице в «Фейсбуке», что Минобразования отмкнило свой приказ №440 от 2 июня 2004 года «Об утверждении примерного положения о родительских комитетах (советах)». СМИ быстро растиражировали новость, что МОН запретило работу родительских комитетов. В министерстве назвали это фейком. Поскольку отменен лишь старый приказ, который регулировал работу родительских объединений в школе.

«МОН в пределах своих законных полномочий не имело и не имеет отношения к созданию или несозданию в заведениях общего среднего образования органов родительского самоуправления (родительских комитетов)», — объясняли в пресс-службе Минобразования.

В новом законе «Об образовании» предусматривается наличие органа родительского самоуправления как одного из органов управления заведением, продолжали в ведомстве. Детали того, на что родительские объединения будут влиять в школе, сейчас обсуждает рабочая группа министерства, которая работает над еще одним важным законом — «О среднем образовании». В министерстве обещают завершить работу над соответствующим законопроектом в течение этого года.

Однако такие объяснения еще больше запутали родителей и активистов. По словам Виталия Фурманюка, отмененный приказ МОН предусматривал, что общеобразовательное учебное заведение разрабатывает собственное положение о родительских комитетах. Потому что ему это позволял именно вышеупомянутый приказ. Выходит, теперь нет никаких нормативных актов, которые бы предусматривали создание родительских комитетов и прописывали их работу в заведениях образования.

Оксана Макаренко: Родительский комитет был формальным объединением, которое утверждалось приказом директора и должно было согласовывать деятельность с руководством школы. В таком виде комитеты не выполняли в полной мере ожиданий современных родителей. Родительские комитеты имели совещательный голос, то есть могли только что-то посоветовать администрации заведения. На практике они часто превращались в организации, которые собирают деньги с родителей. Эта функция была не достаточно приятной

«Так чем теперь руководствуются родительские комитеты? Потому что новые положения об органах родительского самоуправления еще не разработаны, а привлечение финансовых ресурсов для обеспечения деятельности заведения возложено на попечительский совет (статья 29 ЗУ «Об образовании»), — объяснял в «Фейсбуке» криворожский активист. — Конечно, никто не рассчитывал, что МОН официально запретит деятельность родительских комитетов, но давайте скажем правду, что правовых оснований для их деятельности в современном виде сейчас (после отмены приказа №440) нет. А органы родительского самоуправления, которые планируют создать, будут другими. Время родительских комитетов все же минуло!»

«АТАВИЗМ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ»

Родители никоим образом не исчезнут из школьной жизни. Но поскольку изменяется содержание и методика учебы в системе среднего образования, продолжается масштабная переподготовка учителей, соответственно, должно измениться родительское сообщество. Треугольник отношений «школьная администрация — ученики — родители» должен трансформироваться. Все стороны учебного процесса становятся равноправными.

«Нынешние родительские комитеты — это часто формальный атавизм, который остался от советской школы, когда родители не имели никаких прав, чтобы повлиять на содержание обучения, на жизнь школы, — комментирует Оксана Макаренко, советник министра образования и науки, соучредитель общественного объединения «Родительский контроль» и ГО «Смарт Образование». — Родительский комитет был формальным объединением, которое утверждалось приказом директора и должно было согласовывать деятельность с руководством школы. В таком виде комитеты не выполняли в полной мере ожиданий современных родителей. Родительские комитеты имели совещательный голос, то есть могли только что-то посоветовать администрации заведения. На практике они часто превращались в организации, которые собирают деньги с родителей. Эта функция была не достаточно приятной».

ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЫБОР ДИРЕКТОРА

В законопроекте по изменениям в среднем образовании родительские объединения называются родительскими советами. Это не окончательный вариант, поскольку наполнение законопроекта в настоящий момент бойко обсуждается с экспертами и родительскими общественными организациями. В любом случае меняется не только название, но и функции и полномочия.

«Предусматривается большее влияние родителей на содержание учебы. Вы можете учить ребенка дома, можете перейти на дистанционное образование, открыть свою школу, и государство будет направлять средства на ребенка, особенно это касается детей с особыми потребностями, — продолжает Оксана Макаренко. — Родители будут влиять на выбор директора школы на конкурсных принципах. Впрочем, есть риск, что если это будут делать только родители школы, то будут выбирать того, кого им скажут. Возможно, это должны делать родительские объединения из разных школ. Эти моменты сейчас обсуждаются рабочей группой. Кроме того, родители смогут влиять на программу развития заведения. Сейчас родителей ставят перед фактом, что на школу нужно сдать 300 гривен, которые потратят на покраску стен или туалетную бумагу, но не известно, выделяло ли на это средства государство. Возможно, можно сделать для школы что-то более полезное. Что именно — смогут решать родители».

Также планируется, что родители будут влиять на то, как школе тратить средства, и даже стать непосредственными участниками учебного процесса. Если в вашей семье есть актер или врач, почему бы не провести в старших классах мастер-классы для профориентации?

С таким арсеналом полномочий было бы идеально, чтобы родители объединялись в общественные организации со своим уставом, утвержденными обязанностями и правами. Как подвела итог Оксана Макаренко, самое важное, чтобы родительские советы не были «карманными» организациями директора, которые используются для решения материальных вопросов. Они должны работать ради детей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать