Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евротреугольник приязни

Так называется новый туристический маршрут Люблин — Брест — Луцк
23 сентября, 20:00
ПОЛЬСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В ЛУЦКОМ ЗАМКЕ

Он становится все более популярным в Польше, которая, присоединившись недавно к «новой империи», постепенно избавляется от синдрома «белого медведя» и по-соседски стремится, чтобы от него избавились и мы. Открыть нас Европе и миру ставит целью и новый туристический маршрут «Евротреугольник приязни: Люблин — Брест — Луцк». Первыми по нему недавно проехали журналисты трех государств.

— Напишите так, чтобы хотелось поехать не в Варшаву, а в Луцк! — пожелал во время встречи в магистрате заместитель президента Люблина Януш Мазурек.

ПОЛЬША НАСТУПАЕТ... ЦВЕТАМИ

По дороге в Люблин, который должен был стать центром встречи представителей масс-медиа Польши, Украины и Беларуси, мы вспоминали предыдущие визиты в державу за Бугом. За редким исключением, были здесь кто десять, а кто и больше лет назад. Редактор газеты «Луцкий замок» Феодосий Мандзюк рассказал, как в последние «советские» годы возил в Варшаву группу многодетных матерей из волынского Полесья. Женщины не бывали и в райцентре, а их — сразу в столицу и в королевские дворцы... Неудивительно, что и в варшавском универмаге потерялись! С тех пор, разумеется, мы перестали быть «Дунькой», которая просилась пустить ее в Европу, но то, что до Европы Украине, скажем так, неблизко, свидетельствовали первые минуты пребывания на польской земле. Это просто другой мир, поскольку страна, стремясь стать членом Евросоюза, 15 лет создавала Европу у себя.

Польша шокирует цветущими балконами в городах и местечках. Еще больше — зелеными двориками с цветниками, садами и озерцами в селах. Нет обычных грядок под порог и кривых заборов. Возможно, узковатые, но ровные дороги с ухоженными обочинами (их запрещено топтать), границы населенных пунктов обозначены оригинальными табличками, и никто не разрушает придорожные автобусные «будки»... О том, что и в городах есть власть и архитекторы, свидетельствуют новые застройки целыми микрорайонами: в одном стиле, без неприятно поражающих на балконах надстроек типа «кто в лес, кто по дрова». Можно, разумеется, «кивать» на менталитет — недаром поляки гонорово зовутся «панами». Но как его воспитывали, пусть расскажут старые волыняне, которые жили «под Польшей»: не приведи, Господи, крапива у двора не выкошена — заставят порядок навести.

Итак, размышления на тему «Как нам по примеру Польши обустроить Украину?» таки посещали наши головы во время поездки по «Евротреугольнику приязни». И уже в этом ее бесспорная польза для простого гражданина. А именно на таких людей и рассчитан проект, финансируемый программой «Фаре». По образному выражению лидера проекта, руководителя отдела рекламы канцелярии президента Люблина Петра Семенюка, «и на нас Европа смотрела как на белых ворон, а теперь в этой роли оказались те, кто за границами Евросоюза».

— В Брюсселе говорят: мы наступаем на вас, а вы наступайте дальше на Восток! — господин Семенюк имеет в виду интеллектуальное направление проектов, которые поддерживает программа «Фаре».

Автор проекта, работник отдела европейской интеграции магистрата Люблина Дариуш Думкевич уже собирается в Британию: после того, как с маршрутом ознакомились журналисты, когда их материалы прочитают в трех наших странах, нужно искать выход и на «большой мир». А о том, насколько поляки серьезно оценивают перспективы туризма по историческим местам, свидетельствовал и состав их делегации, в которой была корреспондент всепольского журнала «Туристские ведомости» (для деловых людей туристического бизнеса) Лилиана Ольховик-Адамовская, которая готовит сейчас новый путеводитель по Варшаве и пишет учебник по краеведению для младших польских школьников; собкоры «Газеты Выборчей», всех люблинских изданий и телевидения, а также независимые журналисты. А власти Люблина намерены в недалеком будущем открыть для туристов и средневековый «Королевский путь», по которому когда-то добирались из Португалии и Испании до Киева.

ЛЮБЛИН — ГОРОД ВСТРЕЧИ

Он показался интересным еще и потому, что по дороге начальник управления инвестиций, внешнеэкономических связей и туризма Луцкой городской рады Владимир Полищук заинтриговал: «Покажу улицу, на которой наш городской голова Антон Кривицкий проводил свои рабочие планерки!» На пешеходной улице Краковское Предместье действительно не покидает впечатление, что мы в родном Луцке на улице Леси Украинки или проспекте Воли. Сюда, в люблинский центр, наш мэр на заре украинской независимости вывозил свой руководящий аппарат и, показывая образцы для подражания (фонари, оформление кафе и т.п.), приказывал: «А ты сделай еще лучше!»

Жаль, что сейчас наш город позаимствовал у соседей только интерьер улиц, — ведь и в самой ратуше есть немало интересных моментов. Например, так называемая «Стена плача» — стенд с резолюциями власти на жалобы граждан, своеобразный пример гласности и демократии в действии. А коридоры, увешанные картинами? Авторы этих выставок ежемесячно меняются, но принцип их отбора не зависит от лояльности к власти: стиль работ настолько «свободный», что видели мы и немало портретов обнаженных барышень... Разумеется, Луцк еще не может мечтать о люблинском бюджете (более 20 миллионов долларов) или о мощном инвесторе, которым стал для Люблина Евросоюз. Кроме проекта «Евротреугольник приязни» (стоимостью 50 тысяч евро), Люблин защитил в Брюсселе проект по Старому городу: сумму в миллион (!) евро «закопали», обновив в сердце города все коммуникации. А на реставрацию обшарпанных фасадов, которые сейчас только прибавляют колорита, будет, верят в магистрате, «свой» европроект! Но и в ожидании «милости от Брюсселя» в Люблине не сидят сложа руки: знаменитые Краковские врата (высотой как Въездная башня в Луцком замке) реставрирует производитель пива «Туское». Достойное применение средств, однако больше нигде на длинном пути интересной поездки мы не встретили рекламы ни алкоголя, ни табака (как и «слезоточивых» биг-бордов с призывами наподобие «Любите Украину, как солнце любите!»...)

В центре Люблина нам показали дом, владелец которого проживает в Израиле, но ежегодно присылает кругленькую сумму на его содержание. Власти стараются «эксплуатировать» таких хозяев (на весь город их 180!). Наш гид Людмила Крук очень жалела, что из-за нехватки времени не смогли побывать в селе Козлувка, где находится прекрасный комплекс дворцов богатого рода Замойских (но он включен в один из маршрутов «Евротреугольника приязни»). Наследников устраивает, что здесь сейчас музей: им это очень «гонорово», они же довольствуются арендной платой.

Собственно, впечатление, что поляки на самом деле ценят свою историю (к какому бы периоду она ни относилась), едва ли не самое сильное. В зале, где нас принимали представители правительства Люблина, Петр Семенюк подвел к небольшому стенду, который рассказывает о городке Люблине в Соединенных Штатах. В нем 295 жителей, есть приходы римо-католиков и православных, а основали его в начале XIX века переселенцы «с пограничья»:

— И были они украинцами или поляками — трудно понять, — констатирует пан Петр, а заместитель президента Люблина Януш Мазурек признает, что «пшиязнь» и с Луцком, и с Брестом «бардзо нам залежить».

Мы же в течение экскурсии все «натыкаемся» на общие для современных Украины и Польши «вехи истории». В королевском дворце на Замковой горе покажут и место, где снимали один из эпизодов эпопеи «Огнем и мечом», и монументальное полотно выдающегося польского художника Яна Матейко «Люблинская уния»: одна же из улиц Луцка носила его имя. По пути в Беларусь проедем городки с дворцами Радзивиллов и Чарторыйских, в Люблине пройдем у дома, в котором жил писатель Юзеф Игнаций Крашевский (у которого были имения и на Волыни), в другом месте услышим о Юлиуше Словацком (а улица его имени и сегодня в центре Луцка)... И такие примеры на каждом шагу.

ШРАМЫ НА ТЕЛЕ ЗЕМЛИ...

Нечасто представляется уникальная возможность: позавтракать в одной стране (Польше), пообедать в другой (Беларуси), а поужинать — в третьей (Украине). А именно она может выпасть туристам, которые поедут по «Евротреугольнику приязни». Для них, кстати, предусмотрен и упрощенный переход границ. Инициаторы проекта и распорядители «пеньондз» Брюсселя — работники правительства Люблина — для своей части общего маршрута определили и наибольшее количество объектов. Их тридцать: от волнующей поездки в «лагерь смерти» Майданек — до экскурсий в бесчисленные, хорошо сохранившиеся замки-дворцы, в уникальную часовню Святой Троицы, расписанную, вероятно, рукой Андрея Рублева, в подземелья, монастыри, природные заповедники, в университеты и институты Люблина,— ведь студенты составляют едва ли не половину его населения. Волынь и Брестчина представляют по 15 объектов. На четырех языках (польском, украинском, белорусском и английском) изданы путеводители и карта маршрута.

На двадцать польских журналистов и одного белорусского (эта страна представила для знакомства с «Евротреугольником приязни» только корреспондента «Брестского курьера») чрезвычайное впечатление произвели луцкий замок, Старый город, музей икон и... кухня и интерьер ресторанчика «Курень». Корреспонденты люблинской «телевизии» даже сагитировали для своего сюжета «куреневскую» официантку в национальной украинской одежде, которая говорила на камеру: «Добро пожаловать в Люблин, Луцк и Брест!»

Если старшее поколение поляков с ностальгией вспоминает времена, когда люблинские, хелмские и волынские газеты обменивались тематическими страницами («Ведь добрый сосед «лепше» кровного родственника!»), то молодежь, попробовав «на зуб», что такое жить в общем европейском доме, повторяет крылатую фразу: «Границы — это шрамы на теле земли». С волнением преодолевала «польская» часть нашей группы границу с Беларусью. Для того, чтобы «не мурыжили» на погранично-таможенном посту, заручились письмом консула Беларуси в Белой Пидляске. Говорят, что «батька Лукашенко» держит свои границы на крепком замке, опасаясь «шпионов» из Европы... Поэтому и граждане соседней Польши вынуждены получать для въезда визы. Украинцы, к счастью, нет. Как бы там ни было, но именно белорусские пограничники и таможенники — абсолютно не улыбчивые и настороженные... Когда при выезде из Тересполя на белорусской территории нас во второй раз остановили «стражи» границы, поляки тихонько пошутили:

— Зато здесь нет такой безработицы, как у нас!

В Беларуси, как и в Польше, украинская часть нашей делегации также бывала лет 10—15 назад. А потому мы все с интересом присматривались к чистым зеленым улицам, которые совсем не изменились, если не считать отдельных вывесок на белорусском языке. Впечатление, что ты — в «Звенску Радецким» (Советском Союзе), не покидало. Зато молодые поляки восторженно воспринимали переезд с улицы Ленина на улицу Люблинской унии, а увидев памятник Ленину, — как один высыпали из автобуса и фотографировались с протянутой — как у вождя — рукой на его фоне... После шуток серьезно сказали, что считают: Польша потому и живет лучше, чем «социалистические» соседи, что давно распрощалась со своим «ненужным» прошлым... Мысль, конечно, дискуссионная, ведь наш коллега из «Брестского курьера» рассказывает: средний заработок в Беларуси — 180 долларов, и «батька» уже ставит задачу достичь цифры 200.

— Белорусы неохотно идут на низкооплачиваемые рабочие места... Их «оккупировали» ваши украинцы: работают санитарками, уборщиками...

Белорусы приготовили для «Евротреугольника приязни» довольно интересную программу. Музеи — краеведческий, художественный, железнодорожной техники, возвращенных шедевров искусства; посещение мест, где родились Адам Мицкевич и Тадеуш Костюшко, резиденции Деда Мороза в Беловежской Пуще, уникального археологического музея «Берестя» с раскопками XIII века и Белой церкви в Цитадели... Но первый объект, естественно, — Брестская крепость-герой. Экспозиция десяти залов музея подобрана на чрезвычайно высоком профессиональном уровне, но и с явным идеологическим подтекстом, который не мешает гостям из Европы с нескрываемым волнением возложить цветы к Вечному огню... Один из залов с уникальными документами и вещами посвящен почти 20-летнему польскому периоду в жизни крепости. Однако Катажина Левандовская из «Люблинского курьера» высказывает мнение коллег: одного зала — мало, нехорошо, что экскурсовод... не владеет польским языком, поэтому группа нанимала в «Интуристе» переводчика (украинцы в таких ситуациях скромно делали вид, что «почти все» понимают). Таким образом, в ходе экскурсий можно было поучиться и национальному гонору. И не только у поляков. Заинтригованная хорошим украинским языком работника отдела промоции (рекламы) Люблинской ратуши Славомира Рощенко, узнала: его род — с «пограничья» («Белосток слышали?»). Дома всегда разговаривали по-украински. Гости из Украины обязательно допытывались у маленького Славка (как спросила и я):

— Ты украинец или поляк?

— А я не понимал вопроса. Тогда ставили его по-другому: на сколько процентов ощущаешь себя украинцем? О, на все сто! — отвечал Славко, который теперь говорит, что он «украинец, но гражданин Польши».

По-видимому, «Евротреугольник приязни» нужно было придумать только ради развития перспективного туризма. Ведь на самом деле мы общей историей обречены жить «в пшиязни»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать