Ездить по-европейски
Как в Украине планируют изменить стандарты для водительских правОколо десяти миллионов водителей ездят по украинским дорогам. До конца 2017 года в стране должны принять закон, который введет новые требования к выдаче водительских прав. Эти требования будут приближены к стандартам ЕС, а именно — к директивам Евросоюза №126 и №59. Сейчас специалисты работают над созданием модели, приемлемой для нашего государства, так как не все требования этих директив нужно имплементировать.
Основные запланированные новации — обновление водительских прав, чтобы обезопасить их от подделки, создание базы водителей, мониторинг состояния их здоровья, в частности зрения. Руководство Министерства внутренних дел Украины, которое готовит законопроект, где отразят все изменения, предлагает обновлять водительские удостоверения первой категории каждые 15 лет, второй (перевозчики, грузовой транспорт) — каждые десять. Наработанные документы специалисты готовы подать на рассмотрение в Верховную Раду в сентябре этого года.
«В ЕС была большая проблема из-за разнообразия водительских удостоверений — до принятия директивы №126 их было 110 видов. Единый унифицированный стандарт для свободного передвижения по странам — такова ее цель. Это обезопасило всех от подделок удостоверений, — объясняет Светлана МАЙСТРУК, эксперт общественной организации Украинский центр европейской политики. — Директива ЕС №126 касается непосредственно удостоверения водителя, а директива №59 — требований к уровню квалификации водителей коммерческого транспорта. Адаптация Украины к стандартам, которые в них содержатся, должна проходить синхронно. При этом директиву №126 мы должны выполнить только частично, а директиву относительно водителей коммерческого транспорта — полностью. Одно из основных требований касается срока действия удостоверения: если сегодня в Украине оно действительно всю жизнь, то после нововведений — 10—15 лет на выбор страны. Это для того, чтобы была возможность обновлять информацию и усиливать защиту от подделок. 15 лет действует водительское удостоверение первой категории в Австрии, Германии, Дании, Финляндии, Польше, Греции, Словакии, на Кипре. В других странах Евросоюза — десять лет. Следующее важное условие — прохождение медицинского осмотра. Для водителей первой категории в ЕС существует упрощенная процедура: либо проверяется только зрение, либо проходит общий медосмотр врачом общей практики. В отдельных случаях, когда обнаружены сильные нарушения, которые могут влиять на вождение, человек отправляется к специализированным врачам. После 50 лет водитель должен проходить медосмотр чаще — тоже на выбор страны. Например, каждые три-пять лет».
Для водителей грузовиков и тех, кто перевозит людей, действует другая система в соответствии с требованиями директивы №59. Ее должны внедрить и в Украине. Это предполагает более частый медосмотр, периодическое обязательное возобновление знаний при замене удостоверения.
«Главная цель директивы — обеспечить водителей автотранспорта, которые перевозят пассажиров и людей, и водителей грузовиков совсем другим уровнем знаний, ведь здесь самая высокая ответственность, — акцентирует Владимир КАСКОВЕЦКИЙ, эксперт по вопросам транспорта Украинского центра европейской политики. — Водители второй категории должны владеть специальными знаниями, которые отличаются от знаний водителей первой. К сожалению, в Украине сегодня любой человек, имея на руках любое удостоверение, может работать перевозчиком. В Европе это невозможно. Наша инициатива предусматривает начальную квалификацию водителя — курс длительностью 280 часов или ускоренный, и после этого каждые пять лет — обучение для возобновления знаний. Также стоит предусмотреть проставление кода ЕС на удостоверении водителя второй категории, так как наше свидетельство о приобретении компетентности недействительно в Евросоюзе, или водителю должна быть выдана квалификационная карта. Кроме этого, мы считаем обязательным полный медосмотр во время обновления удостоверения».
Эти и другие вопросы еще будут обсуждать на комитетах Верховной Рады, законопроект будут совершенствовать перед внесением в сессионный зал.
Дискуссионной является идея введения чипования всех водительских удостоверений. Так, специалисты Украинского центра европейской политики считают, что чипованная система обязательна в странах-членах ЕС, и Украина сейчас не имеет необходимости делать то же самое. Зато специалисты МВД говорят, что нам «следует смотреть в будущее» и что чипы являются лучшей защитой от подделки.
«Сегодня сервисные центры МВД обеспечены соответствующим оборудованием, и мы планируем предложить на рассмотрение в парламент вариант использования чипа, — говорит Владислав КРИКЛИЙ, начальник Главного сервисного центра МВД Украины. — Это позволит обезопасить документы от подделок, лучше контролировать и держать информацию в единой базе. Также это дает множество разных возможностей, например, в большинстве стран ЕС водительское удостоверение является способом идентификации личности».