Феномен Одессы

«Погода благоприятствовала любви. Пикейные жилеты утверждали, что такого августа не было еще со времен порто-франко»
Первый градоначальник Одессы французский герцог Эммануил Ришелье называл город «лучшей жемчужиной в русской короне». Город родился в российском геополитическом пространстве на коммуникационных осях запад — восток и север — юг. Уникальность его в том, что Одесса находится на рубеже Великой Евразийской степи и Средиземноморского региона, на стыке судоходных рек (Днепр, Южный Буг, Дунай, Днестр); наличие глубоководной акватории способствовало быстрому росту портового города — главных южных морских ворот империи.
Одесса становится третьим по величине, богатству и уровню благоустройства городом Российской империи после Санкт-Петербурга и Москвы, ведущим, наряду с Северной Пальмирой, центром внешней торговли и предпринимательства, крупнейшим европейским портом по экспорту зерна. Предоставление прав самоуправления (градоначальство) и установление режима порто-франко благоприятствовали росту города. «Золотой век» Одессы (первая половина ХIХ в.) отмечен появлением целого созвездия личностей. Особую причастность к судьбе города имели маргиналы-бикультуралы (т.е. носители двух культур).
Рубежность порождала пограничные состояния социально-психологического дискомфорта, характеризующегося активизацией социальных маргиналов. За двухсотлетнюю историю города неоднократно отмечались вспышки антисемитизма. Одесса была одним из центров террористического народовольческого движения, других революционных организаций, здесь получал подпитку «красный» и «белый» террор. Советскую власть в Одессе представляли преимущественно маргиналы-«беспочвенники».
Рассмотрим роль геополитической, геоэкономической и социокультурной рубежности в формировании феномена Одессы. На становление города существенное влияние оказывала геополитическая обстановка в Евразии. В Черноморском регионе, географически самом обособленном в Мировом океане, проходят суперэтнические рубежи вражды и мира. Здесь периоды конфронтации сменялись комплиментарным развитием, интенсивным торговым и информационным обменом.
В начале ХIХ века Российская империя начинает все больше поощрять черноморскую торговлю, фокусом которой со временем становится Одесса. К ней перешли функции транзитной торговли Крыма, который был в течение двух столетий главной черноморской военно-морской базой России. Таким образом, были разделены геополитические и геоэкономические функции между Крымом и Одессой.
Геоэкономическое положение Одессы уникально. Именно здесь Великая Евразийская степь выходит широким фронтом к морю, наиболее глубоко «врезающемся» в континент. Одесса стала морскими воротами в Европу для степного «золота» (хлеба), как в свое время испанская Севилья — для золота Нового Света. Рост торговли и ее направления зависели от геополитической обстановки в Средиземноморье. Когда в результате Континентальной блокады, введенной Наполеоном I, торговля между Россией и Англией через балтийские порты стала невозможной и многие европейские страны лишились возможности получать товары с Востока, транзитная торговля через Одессу была настоящим спасением. Присоединение Закавказья к России создавало благоприятные условия для транзита товаров из Центральной Европы через Одессу и далее морским путем к Кавказскому побережью и в Иран.
Узость внутреннего рынка, необходимость привлечения капитала и отсутствие торгового флота вынудили власть реализовать идею порто-франко. Фактически преференциальный (торговые предпочтения, привилегии) режим был введен в 1819 году. Городу предоставлялось право беспошлинного ввоза заграничных товаров и их продажи на строго ограниченной территории. Обращаясь к урокам прошлого, можно перечислить много доводов «за» и «против» режима порто-франко. Но с высоты нынешнего времени выделим наиболее существенные нюансы. Порто- франко — эта предпосылка процветания Одессы, прорыв в европейский цивилизованный мир, начало перехода Российской империи к открытой экономике и свободному предпринимательству.
После Крымской войны вновь меняется геополитическая и геоэкономическая обстановка в регионе, замкнутом антагонистическими империями — Российской и Османской. С освобождением Молдавии, Валахии и провозглашением независимости Румынии образуется новое «окно» к Черному морю. Строительство железной дороги к дунайскому порту Галац, доступному для морских судов, способствовало превращению его в лидера черноморской торговли зерном. Геополитические изменения в регионе и отсутствие современных транспортных подходов к Одессе приводят к постепенной стагнации экономики города, откуда торговый капитал начал «перетекать» в Галац и Брэилу. Как ни парадоксально, но «золотой век» Одессы закончился с эпохой великих российских реформ. Но опыт порто-франко способствовал созданию таможенного режима Российской империи, протекционистского для отечественного предпринимательства и ввоза иностранного капитала. У истоков этой политики стояли выпускник Новороссийского университета граф С.Ю. Витте и великий русский ученый Д.И. Менделеев, судьба которого также связана с Одессой.
Рубежная коммуникативность Одессы, обусловленная сочетанием интенсивного информационного обмена (в том числе межэтнической передачи наследственной информации), нашла отражение в становлении талантов реформаторов, деловых людей, ученых, деятелей искусства, особенно литераторов и музыкантов. Появлению талантов способствовали свобода личности, социальный заказ, интенсивные межэтнические, экономические и информационные контакты. Возник субэтнос одесситов. Полиэтническая рубежность в условиях относительного либерализма и экономической свободы создала качественно новые интеллектуальные возможности для развития генофонда. Чем сильнее контакт этносов и свобода выбора, тем большая вероятность появления не только красивых, но и талантливых личностей. На координате времени «пик» рождения одесских талантов приходится на конец ХIХ века. Тогда уже прошла «золотая эпоха» либерализма и экономической свободы, что подтверждает общую закономерность несовпадения во времени социального заказа и появления талантов.
Феномен Одессы проявился в открытости разным культурам, комплиментарное сосуществование которых способствовало расцвету каждой из них, прежде всего — русской, еврейской и украинской. Здесь пересеклись западноевропейские, славянские и средиземноморско-понтийские культурно-исторические традиции. Полиэтническая Одесса была преимущественно русскоязычной. Путь к русскому языку шел через приобщение к русской культуре, обладавшей «драгоценным свойством» открытости внешнему миру.
В прошлом Одессы важное значение имело пограничное сочетание личной свободы граждан с экономическими и административными привилегиями, среди которых выделялись порто-франко и самоуправление (градоначальство). Градоначальник имел права губернатора и зависел только от министров финансов и внутренних дел, а по судебным делам — от генерал-прокурора. На фоне небольших «островков» самоуправления в Российской империи Одесса, несомненно, была звездой первой величины.
При советской власти, утратив вышеперечисленные права, Одесса была низведена до ранга провинциального областного города. В результате централизации управления экономикой и партийного контроля на местах в центре внимания оказался не человек, а производство. Главной функцией местной власти являлось управление сельским хозяйством. Определяющее влияние на социально-экономическое развитие оказывал административный ранг города, а также расположенные на его территории крупные производства. В Украине, например, Харьков — крупный центр машиностроения, Донецк — угольной промышленности, Днепропетровск — черной металлургии. В Одессе до разрушительного «цунами» 90-х годов выделялось благополучием Черноморское пароходство, но его непосредственное влияние на решение социально-экономических городских проблем было ограничено. В недавнем прошлом прибыль от экспорта транспортных услуг «оседала» в Москве. Одесса относится к наиболее пострадавшим от советской административной системы городам. Власть маргиналов-«беспочвенников» стремилась вытравить память о вольнолюбивом прошлом и личностях реформаторов. Произошел крупнейший в истории города, да и всей страны, исход талантов и личностей.
Постсоветская Одесса унаследовала кризисное состояние городской среды. Жизнь полиса характеризуется хроническим дефицитом бюджета и развитой теневой экономикой, криминогенной обстановкой, высоким уровнем скрытой безработицы, неудовлетворительной демографической ситуацией, низкими нормами обеспечения жильем и стационарного медицинского обслуживания. Требует модернизации коммунальное хозяйство, обострилась экологическая обстановка. Знаменитые одесские пляжи ныне по санитарно-гигиеническим и другим нормам представляют реальную опасность для здоровья отдыхающих.
За последние годы предпринимались многочисленные попытки использовать социально-экономические и экологические проблемы Одессы в борьбе за власть. Но если бы в обсуждении одесских проблем приняли участие даже великие мыслители и государственные деятели, их самые гениальные идеи были бы бесполезны при существующей административно- территориальной системе, так как многие десятилетия продолжается конфронтация между властями области и города.
Изменилось геостратегическое положение Одессы, ставшей главным портом и центром морского хозяйства Украины. Но город по-прежнему не имеет административных прав, которыми располагают многие морские «столицы», например, главный портовый город России Санкт-Петербург. Поэтому приоритетной задачей является возвращение Одессе прав городского самоуправления. Еще в конце 80-х годов в качестве альтернативы самоуправлению была предложена концепция свободной экономической зоны, «плодотворно» использовавшаяся в борьбе за власть. Развернувшаяся в первые годы независимости Украины борьба между столичными и местными корпоративными группами за право контроля над деятельностью Черноморского пароходства, которое приносит государственной казне значительные поступления в твердой валюте, привела, практически, к гибели торгового и пассажирского флотов державы. Утратив лидерство в черноморской торговле, Большая Одесса вместе с Ильичевском и Южным уступила первенство турецкому Стамбулу, российскому Новороссийску и румынской Констанце.
В отличие от многих других городов Украины, Одесса наиболее открыта к внешнему миру, располагает профессиональными кадрами, имеющими опыт делового сотрудничества с зарубежными партнерами. Город является наряду с Киевом ведущим центром развития открытой экономики, здесь расположено подавляющее большинство предприятий с иностранными инвестициями в регионе. Однако большинство из них осуществляют не производственную, а торгово-посредническую деятельность. Вместо Черноморского пароходства основным градообразующим предприятием Одессы стал знаменитый оптово- розничный рынок «7-й километр», обеспечивающий рабочие места многим горожанам и являющийся основным гарантом социальной стабильности. Курортно-рекреационное хозяйство города в условиях свободы выбора мест отдыха и лечения оказалось неконкурентоспособным; инвестиционная привлекательность Одессы остается низкой. Негативное влияние на развитие Одессы оказывает нестабильная остановка на Балканах, Кавказе; вновь обострилась проблема Проливов. Из-под «брони» Советского Союза обнажились потенциально «сейсмические» зоны — вокруг Одессы, в Крыму, Южной Бессарабии и Приднестровье.
Возможно несколько сценариев развития города. С распадом СССР отчетливо обозначился Евразийский геополитический разлом на рубеже цивилизаций — усилился отток православных славян (из Центральной Азии, Грозного и Сараево...). На геополитической оси север — юг славянский мир простился с тысячелетней мечтой о Константинополе.
В постбиполярном мире феномен Одессы может иметь исключительно большое значение для поиска модели развития. Стратегия города должна вырабатываться на основе геополитической концепции Украины как рубежного государства, предусматривающей сбалансированное развитие и создание преференциального режима на пересечении транспортных коридоров север — юг и запад — восток. Формирование коммуникационного узла технологического развития связано с реструктуризацией городской экономики, усилением функций транзитной торговли и сокращением удельного веса промышленности, кроме припортовой, ориентированной на экспорт или импорт. Для этого необходимо создание современных скоростных коммуникаций между Одессой и столицей государства, а также с Крымом, Придунавьем, Приазовьем и зарубежными портами (Стамбул, Констанца, Варна), строительство транспортного перехода через Дунай как части кольцевой черноморской автострады. Возможно создание нового коммуникационного коридора «из варягов в греки» через Гданьск, Варшаву, Львов и Одессу. Формирование преференциального режима на пересечении транспортных коридоров не только ускорит оборачиваемость финансового, торгового и промышленного капитала, но и будет гарантом этнонациональной и этноконфессиональной терпимости в космополитичном городе.
Феномен Одессы проявляется в усилении социально-психологического фактора ностальгии, способствующей деловой активности. Создалась уникальная ситуация биполярной ностальгии между русскоязычным городом и Россией, одесситов-евреев к «земле обетованной» и одесситов-израильтян к малой родине. Одесса может стать мостом деловой активности и моделью рубежной суперэтнической коммуникативности.
Одессе необходимы реальные права самоуправления для формирования социальных условий становления личности и экономического достоинства граждан. Феномен Одессы — это редкое, исключительное явление пограничного состояния, которое никогда не повторится, но идеализированный и воспетый образ вольного города всегда будет его путеводной звездой, благоприятствующей проявлению деловой активности и таланта.
ОТ ВЕДУЩИХ СТРАНИЦЫ ИСТОРИЯ И «Я»
Уважаемый автор пишет о концепции развития украинского государства как «рубежного государства... на пересечении транспортных коридоров север—юг и запад—восток». Нам же представляется более перспективным будущее Украины не как «буферной», разделяющей Европу и Россию, страны, а как европейской державы, обладающей всеми необходимыми параметрами цивилизованности. Другое дело, как сможет наша держава, а точнее, ее элита ими воспользоваться .
Выпуск газеты №:
№155, (2001)Section
Общество