Философия туризма,
или Как овладеть технологией гостеприимства«Туризм как метод народной дипломатии» — такой была тема «круглого стола», организованного во Львове в Институте экономики и туризма. Нужно признать, эта тема не возникла стихийно как проявление чьих-то политических амбиций или коммерческих интересов. Ученые высших учебных заведений, руководители ведущих туристических фирм Львовщины, организации, координирующие усилия турфирм, представители областной и городской власти не впервые обсуждали роль туризма в разрезе социокультурного обмена разных народов. В городе уже давно идет серьезный поиск конкретных путей промоции Украины, чтобы она стала привлекательной для сотен тысяч туристов со всех континентов. Ведь только тогда туризм в полной мере будет выполнять возложенные на него надежды — приносить немалый доход в государственную казну. Насколько это реально, говорят цифры: во Франции, мировом центре туризма, в 2005 году побывало 75 млн. туристов, прибыли от этого — миллиардные. Украину посетили в прошлом году 15,6 млн. гостей, но в гостиницах обслуживался лишь 1 миллион посетителей... Вообще же, как подсчитали специалисты, за сутки пребывания в нашей стране иностранец тратит около 100 евро. Не так много, как в странах, признанных туристическими мекками, хотя и для наших небогатых местных бюджетов — это также существенное дополнение. Итак, как привлечь туриста в Украину, как направить естественное гостеприимство наших людей в полезное русло — чтобы и гости остались довольны, и гостиницы были наполнены на все 100 процентов, и рабочие места в туристической сфере приносили достаток в украинские семьи — вопрос достаточно серьезный.
Если ранее туристический поток был более-менее урегулированным, но непрогнозированным, то сейчас над его неуклонным увеличением и направлением работают целые научные кафедры — применяют современные технологии, учитывают наработки организаторов туризма в других странах. Возник даже новый научный термин — «философия туризма». Относительно Украины направление этих новейших философско- практических идей — формирование позитивного имиджа нашей Родины. И, конечно, интеграция в широкий мир, в европейскую семью. Как ничто другое служит этим целям та же народная дипломатия, которой учат сейчас студентов — будущих организаторов туризма. Ни один руководитель туристической фирмы не возьмет сегодня на работу молодого работника, если он не знает минимум двух иностранных языков. Поэтому в Институте экономики и туризма, например, обязательно изучение двух иностранных языков; один из двух (польский или чешский — на выбор). Преподаватели поделились наблюдениями: их студенты находят время, чтобы изучать не один язык на выбор, а одновременно два! Претендент на работу в туристической сфере должен быть на «ты» с компьютером и другой оргтехникой. Конечно же, он должен быть подкован экономически, математически, в медицине, гуманитарно... Студенты изучают такие неизвестные когда-то их старшим коллегам-любителям специальные дисциплины, как туристическая картография, туристическое краеведение, народоведение, международный туризм с туристическими ресурсами, рекреационная география, технология гостеприимства, порядок пересечения границы, качество товаров и услуг и многое другое.
Участники «круглого стола» очень тепло и лирично говорили и о таком средстве действительно народной дипломатии, как... национальная кухня. Студенты изучают особенности питания народов мира, учатся составлять меню, получают основы знаний пищевых технологий. Хорошо накормить гостя — это дать почувствовать ему себя как дома и в то же время порадовать его изюминками украинской, галицкой кухни. Даже чай в разных странах готовят и подают по- разному, даже разговаривать с иностранцем нужно, следуя правилам международного этикета. Хочешь работать в туризме — учись! Такой основной вывод участников «круглого стола».
Признавалось и такое — приобретя туристический продукт, турист хочет получить целый пакет услуг: и уже упоминавшийся ритуал еды, и приятные впечатления от инфраструктуры и обслуживающего персонала и, конечно же, получить новые знания. Даже провести экскурсию гид нового поколения должен так, чтобы памятники архитектуры прошлых веков перестали казаться мертвыми, а наполнились голосами, песнями, легендами, обрядами их бывших жителей. Тогда иностранец почувствует, что Украина — страна богатая славными обычаями, незаурядными людьми, убедится, что стоит нас узнать и полюбить. Вот как те же «схидняки», спев вместе с галичанами щедривки и колядки, походив с вертепами и посидев за праздничными столами, ищут и не находят подтверждений пиару об агрессивности жителей западных областей Украины. И это прекрасный пример народной дипломатии.
«Наука о туризме, — утверждает ректор Института экономики и туризма Игорь Бочан, — в Украине пока на стадии становления. Достижения человеческого разума, появление большего количества свободного времени, глобализация произвели потребность в туризме. Каждый, кто решил посвятить себя туристической сфере, должен быть достойным представителем украинского государства, мог благодаря своим профессиональным качествам, особенно методам народной дипломатии, заставить мир воспринимать Украину с восторгом и уважением. А хорошее впечатление от нашей родины — это и будущие инвесторы, и научные и культурные контакты, это, в конечном счете, наша интеграция в самые разнообразные международные структуры».
Выпуск газеты №:
№45, (2006)Section
Общество