Перейти к основному содержанию

Форпост национальных интересов

Ректор НГУ об украинском образовании, интеллекте студентов и утечки умов
28 апреля, 00:00
«Мы заинтересованы в сотрудничестве с газетой «День», потому что считаем ее лучшей в Украине — газетой высокой культуры, деятельной и умной». Эти строки из письма в редакцию принадлежат нашему постоянному читателю из Днепропетровска — профессору Виктору Пушкину, который возглавляет Институт гуманитарных проблем в Национальном горном университете. По его словам, в НГУ, одном из ведущих технических вузов Украины, несмотря на основную направленность, большое внимание уделяется проблемам гуманитарного образования молодежи. Уже не первый год здесь успешно работает Институт гуманитарных проблем, Центр культуры украинского языка, издаются гуманитарные журналы и книги, проводятся представительские конференции. В этой работе по духовно-патриотическому воспитанию студентов профессор В. Пушкин находит немало общего с той проблематикой, которую регулярно поднимает на своих страницах газета «День». Он предлагает установить тесное сотрудничество и для начала провести на базе Национального горного университета читательскую конференцию с участием ведущих авторов и главного редактора газеты «День». Организовать презентацию книг «Украина Incognita» и «Две Руси», учредить клуб друзей газеты «День» в Днепропетровске. «Совместными усилиями, — отмечает в своем письме профессор В. Пушкин, — мы могли бы сделать намного больше».

В свою очередь редакция газеты «День» обратилась с предложением рассказать о своем вузе к ректору Национального горного университета, академику НАН Украины и лауреату Государственной премии в области науки и техники Геннадию ПИВНЯКУ.

— Геннадий Григорьевич, Горный университет, который вы возглавляете, имеет богатую историю и давние традиции. Какими вы видите тенденции развития вашего вуза сегодня?

— Прежде всего, следует отметить, что создание Екатеринославского высшего горного училища в 1899 году было непосредственно связано с историей развития нашего края и процессом индустриализации юга Украины. Как известно, этому способствовало открытие железной руды в Кривом Роге и каменного угля в Донбассе, а также строительство по инициативе предпринимателя Александра Поля железной дороги и моста через Днепр, которые соединили два региона. Уже в конце XIX века юг Украины давал 50% выплавки чугуна, добычи железной руды и угля всей Российской империи. Быстро увеличивалось количество горных предприятий, а соответственно этому росла потребность в квалифицированных кадрах. Высшее горное училище открыли по ходатайству местных властей и общественности, а поскольку Екатеринослав, нынешний Днепропетровск, был центром огромной губернии, охватывающей нынешнюю Днепропетровскую, Запорожскую, Донецкую и Луганскую области, то наш вуз стал настоящим форпостом высшего образования для целого края. При этом значительную роль сыграл Санкт- Петербургский горный институт, откуда приехали многие специалисты и ученые, заложившие традиции, которые передаются из поколения в поколение. Интересен тот факт, что в те годы вуз закладывался как многопрофильное высшее учебное заведение. Кроме горного дела здесь развивались химия, медицина, металлургия, машиностроение, электротехника и даже кибернетика, значение которой оценили много позже. Впоследствии, уже на базе Днепропетровского горного института, сформировались целые научные школы и направления. Имена основателей — Л.В. Писаржевского, М. М. Протодьяконова, Я.И. Динника, А.М. Терпигорева и других корифеев отечественной науки широко известны. По ходу замечу, что горный инженер того времени был не только знающим специалистом, но и высокообразованной личностью. Неслучайно именно преподователями-горняками было создано Екатеринославское научное общество, которое имело большое культурно-просветительское значение. Благодаря нашим профессорам в 1902 году был открыт Екатеринославский краеведческий (ныне Днепропетровский исторический) музей, в основу которого легла коллекция Александра Поля. Они же пригласили на должность директора музея известного украинского историка Д, Яворницкого. Более того, с горным училищем связано возникновение и деятельность местного отделения общества «Просвіта», которое в начале XX века сыграло большую роль в возрождении украинской культуры в нашем крае.

Разумеется, наш вуз всегда и прежде всего был кузницей горных кадров. Как бы там ни было, но человечество и сегодня почти все добывает из недр земли: металлы, топливо и многое другое. В Украине много полезных ископаемых, а потому горняки-специалисты всегда будут востребованы. Даже в нынешние непростые времена вступительный конкурс в нашем университете — более шести человек на одно место. Конечно, украинская экономика сегодня находится в стадии перемен, рынок ставит горнорудные, угольные предприятия в жесткие условия конкуренции. Добыча полезных ископаемых — не просто производственный процесс. Она требует экономического анализа, привлечения инвестиций, прогнозирования экологических последствий. В то же время в горное дело, как и в другие отрасли, постепенно внедряются наукоемкие технологии, информационные системы, современное оборудование. Все это не может не отражаться на системе подготовки квалифицированных кадров — появляются новые специальности, изменяется сама система образования. В своем вузе мы продолжаем утверждать концепцию технического университета, готовящего самый широкий спектр специалистов, а имеющийся научный и кадровый потенциал позволил ему одним из первых получить статус национального. Эти новации не случайны — они отражают процессы, происходящие в нашем обществе, экономике, а следовательно и в вузовской системе. В нынешних условиях наша задача — правильно определять направления развития экономики и готовить студентов по перспективным специальностям.

— Каким потенциалом сегодня располагает Национальный горный университет?

— Всего в университете обучается более 12 тысяч студентов, слушателей, аспирантов и докторантов. Учебный процесс обеспечивают более 800 преподавателей, в том числе 160 докторов и 400 кандидатов наук. В составе университета 51 кафедра, девять факультетов и пять институтов. Вуз располагает мощной инфраструктурой — просторными учебными корпусами, современными учебными и научными лабораториями, компьютерной техникой, библиотекой, которая является одной из лучших в стране. Кроме того, в университете действует система довузовской и последипломной подготовки, ряд специализированных центров, обеспечивающих углубленное изучение основ предпринимательства, менеджмента, экономики, компьютерных технологий, иностранных языков. Активно работают Украино-американский, Немецкий, Польский, Британский, Испанский лингвистические центры, где преподают как отечественные, так и иностранные специалисты. Знание языков позволяет нашим студентам и аспирантам слушать лекции преподавателей ведущих образовательных учреждений Европы и Америки, которых мы приглашаем в Национальный горный университет, а также быстро адаптироваться во время стажировок в университетских центрах Польши, ФРГ, США и Великобритании. При этом мы стараемся не просто обучить иностранному языку, но и даем основательные знания о культуре и истории данной страны, что совершенно необходимо интеллигентному человеку. Вообще в НГУ уделяется большое внимание гуманитарной составляющей высшего образования. Мы не только расширили список специальностей за счет подготовки экономистов, правоведов или лингвистов-переводчиков, но и создали в составе университета Институт гуманитарных проблем.

— Насколько оправданным было создание такого института в стенах технического вуза?

— Прежде всего, это соответствует традициям нашего университета. Я уже говорил, что буквально с момента его создания студентов готовили как технических специалистов и одновременно как настоящих интеллигентов, которые интересовались литературой, искусством, историей своей страны. Эти люди, являясь элитой общества, закладывали не только основы национальной экономики, но и национальной культуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы стремимся возродить такие традиции.

Институт гуманитарных проблем был создан при поддержке Президента НАН Украины Б. Е. Патона и академика П. Т. Тронько. Его работой руководит профессор В. Пушкин, который одновременно возглавляет в НГУ кафедру истории и политической теории. Деятельность Института гуманитарных проблем в основном направлена на возрождение национальной культуры. На его базе ежегодно проводятся представительные международные и всеукраинские научные конференции, Шевченковские и Гончаровские чтения, в которых принимают участие преподаватели, аспиранты и студенты, в том числе и иностранцы. В прошлом году при Институте гуманитарных проблем был создан Центр культуры украинского языка имени Олеся Гончара, а в самом Горном университете учредили специальные премии для молодых преподавателей, читающих лекции на родном языке, а также для студентов и аспирантов — за лучшие работы по краеведению и истории Украины. На базе Института гуманитарных проблем ведется активная издательская деятельность — только за последние два года из печати вышли 12 книг. И среди них такие издания как «Д. Яворницкий и Екатеринославское горное училище», «Реабилитированные историей» или, например, «Афоризмы О. Гончара» с предисловием жены писателя — Валентины Даниловны. Не забываем мы и о других знаменитых земляках, чья жизнь и гражданское служение являются достойным примером для молодежи. Вообще в традицию нашего университета вошла организация встреч с деятелями культуры — писателями и поэтами, художниками и актерами, выдающимися учеными и государственными деятелями. Нередко профессора и доценты университета сами издают не только научные труды, но и поэтические сборники, пишут картины. Горный университет имеет картинную галерею, собственные кино- и литературную студии. Все это призвано оказывать положительное влияние на духовное становление будущих дипломированных специалистов. Благо, и сама система образования в Украине сохраняет гуманитарную направленность, связанную с формированием личности и всесторонней образованности.

В то же время, по моим наблюдениям (а нам часто приходится общаться с зарубежными специалистами), многие из них слабо знают историю своей страны, их не интересует ее политическое устройство. Зарубежная система образования, по мнению многих наших преподавателей и ученых, все же ограничивает возможности человека, не дает ему полностью раскрыться. Эта проблема, особенно в связи с намерением Украины присоединиться к Болонскому процессу и интегрироваться в западную систему образования, сегодня остро обсуждается в вузовских кругах.

— Означает ли это, что «их» и «наша» системы образования в чем-то «не стыкуются»?

— Дело не в этом — просто Украина должна сохранить все лучшее, что есть в традициях отечественной высшей школы. Наша вузовская система имеет свои достижения, и это убедительно демонстрируют победы украинских студентов и молодых ученых во всевозможных международных конкурсах. О высоком интеллектуальном потенциале украинских студентов и аспирантов, их широком кругозоре открыто говорят иностранные специалисты и профессора. Тем не менее, наша образовательная система не может находиться в застывшем состоянии, она должна развиваться, у нее есть свои проблемы.

Например, наши вузы дают хорошие фундаментальные знания, но (вероятно, по экономическим причинам) в них ухудшается практическая подготовка. Надо искать, как изменить законодательную базу, чтобы исправить это упущение. Развиваемая сейчас кредитно-модульная система подготовки специалистов дает ответы на многие вопросы. При этом отечественную систему образования не надо «стыковать» с западной — она развивается в прогрессивном направлении. Диктует это утверждающаяся рыночная экономика, конкуренция, смена техники и оборудования, заставляющая специалистов каждые два-три года повышать свою квалификацию. Если не желаешь отстать от других, осваивай новое и пытайся подняться еще на одну ступеньку. При этом сотрудничество с зарубежными вузами, интеграция образовательных систем лишь значительно расширит возможности специалистов наших вузов.

— Не получится ли так, что лучшие выпускники украинских вузов просто будут покидать родину в поисках лучшей доли и отечественная образовательная система станет работать на чужую экономику?

— Действительно, многие наши выпускники из числа тех, кто прошел стажировку в Германии, Великобритании или США, остаются там работать. Но бояться утечки умов не надо, ведь и у нас постепенно к лучшему меняются экономические условия. Расчеты наших ученых, например, показывают, что кризис угольной отрасли, о котором много говорят, носит преходящий характер. Дело тут, скорее, в потере управляемости отраслью и недостаточном финансировании. Поправить ситуацию способна эффективная приватизация, которая даст приток инвестиций, возможность уйти от государственных дотаций и произвести техническое перевооружение. А инвестиционная привлекательность угольной отрасли несомненна. Примеры такого рода в Украине есть, и с преуспевающих предприятий молодежь не бежит. Известно мне и другое, что многие возвращаются из- за границы на родину, если появляется перспективное дело. Скажем, наши выпускники переводились из Германии в украинские фирмы, куда инвестировался немецкий капитал. Для нас сегодня выход один — создать развитую и высокотехнологичную экономику, ведь при слабой экономике всегда будет утечка умов и кадров. Исходя из государственных интересов, было бы большой ошибкой не воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет евроинтеграция. Надо смело участвовать в этих процессах, использовать лучшее для своей экономики и особенно образовательной системы. В этом мы еще раз убедились, когда в апреле нынешнего года в Днепропетровске по инициативе Министерства образования и науки Украины проходил международный семинар, где с участием экспертов Совета Европы обсуждались проблемы качества образования в контексте Болонского процесса. Украина сегодня находится в уникальной ситуации — она переживает быстрые изменения, на которые другие страны потратили десятилетия. Для того, чтобы войти в число передовых европейских держав, у нас есть все: природные ресурсы, мощная промышленность и самое большое богатство — интеллектуальный и культурный потенциал. Этот потенциал всем нам надо беречь и развивать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать