Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Фотоконкурс газеты «День» как средство идентификации украинцев

06 июня, 00:00

Начатый газетой «День» амбициозный проект ежегодного фотоконкурса, без сомнения, заслуживает внимания со стороны Украинского государства и общества. Пани Лариса Ившина, главный редактор известного широкой общественности издания, открывая недавно в Днепропетровске экспозицию фотовыставки лучших снимков, присланных на конкурс, так сказала о примечательной особенности для редакции одного из самых любимых в народе визуальных искусств: «Для газеты имеют значение не только слова. Иногда их необходимо подкрепить талантливой фотографией. Часто бывает так, что снимок по своей эмоциональности бывает сильнее самой статьи. Он «включает» чувства людей — они нередко смеются и плачут, активно обмениваются мнениями. Конечно, фотовыставка возникает не стихийно. Мы подбираем фотографии. Но основной критерий при этом — «у нас побеждают не свои, а лучшие». Такой подход к серьезному делу, по-моему, стоит подражания. Но главное, конечно же, не это. Я уверен: удивительная привлекательность конкурсных фотовыставок — в их неисчерпаемой познавательности, той духовной энергии, которую они излучают. И неслучайно репортаж Вадима Рыжкова о презентации фотовыставки газеты в Днепропетровском академическом музыкально-драматическом театре им. Т. Шевченко имеет красноречивое название «День» знакомит украинцев с Украиной».

Зачем автор вспомнил здесь публикацию, уже знакомую читателям? Если быть искренними и максимально объективными, то признайте, что она — не только доказательство исключительно важной роли газеты «День» для украинцев, но и приглашение к размышлениям над уникальным явлением в культурной жизни Украины. Это объективная реальность, поскольку идея организовать газетные фотоконкурсы, как известно, впервые возникла еще в 1998 году, накануне празднования второй годовщины газеты. С тех пор редакция каждый год опекается им, получая широкий общественный почет. Уже из этого можно заключить: сам факт проведения газетой указанного конкурса — своего рода награда за такое пристрастие. Не зря ведь говорят: чтобы познать роскошь фотографирования, нужно быть не только хорошим организатором, но и влюбленным в фотоискусство, только так!

Так, в общем мы видим обнадеживающую тенденцию — творческая инициатива «Дня» тем почетнее, лучше и величественнее, чем более отдалены ее последствия. Потому как именно сейчас появился всех нас радующий весомый знаковый отголосок: газетный фотоконкурс, обретя возрастную зрелость, стал заметным достижением. Этот отголосок — юбилей. Разве это не радостно, что новый Х международный фотоконкурс газеты «День» будет в этом году юбилейным! Разве временное измерение, которое он охватывает, — не прямое доказательство его престижности, того, какие усилия прикладывает редакция для развития украинской фотографии и фотожурналистики. Преувеличиваю? Посмотрите только на уважаемых партнеров газеты, содействующих ей в проведении нынешнего фотоконкурса. Среди них Всемирный банк, Первый Национальный телеканал, компания «Адамант», журнал «Digital Photographer». На удивление солидно выглядит и список тех, кто посчитал за честь для себя предоставить призы для награждения победителей. Эксперты акцентируют внимание: призовой фонд фотоконкурса газеты «День» — самый большой в Украине. Можно к этому добавить и статистику посещения ее фотовыставок — здесь динамика также общественно позитивна. По оценке Ларисы Ившиной, лишь в Украинском доме фотовыставку газеты ежегодно посещает около 20 тысяч посетителей за неделю.

По моему мнению, их заинтересованность определяется прежде всего тем, что экспозиции из лучших конкурсных фотографий несут с собой основную доминанту общественного, социального развития — духовность. Ведь в них одухотворяется весь наш народ и вся его родина. Получается своего рода фотографический портрет Украины. Если внимательно присмотреться к экспонируемым на фотовыставке снимкам — ни один из них по своему сюжету не повторяется. На стендах мирно сосуществуют те, кто олицетворяет сегодняшнюю государственную власть, и те, кто переведен этой же властью в разряд «маленьких украинцев». Таким образом, фотопортрет Украины на них очень пестрый, но пестрота эта реалистична. Хотя вынужден откровенно отметить: лучше всего выглядят простые люди, смотрящие на нас с красивых фото. Чем не типичные украинцы по уровню страсти и колоритности персонажей? Поневоле вспоминается фраза глубокоуважаемого академика Ивана Дзюбы: «Каждый человек — это целая Вселенная, особый макрокосм».

Если лет пять назад фотовыставки «Дня», по нашим наблюдениям, считались преимущественно столичными, то теперь они стали важными культурными событиями в регионах. Именно такой прорыв в народ и осуществила редакция газеты за последние годы. Скажу и такое: не вспомню ни одной фотовыставки других газет, выходящих в Украине, которые были бы так элегантно, с утонченным, благородным вкусом сделаны. Чтобы увидеть лучшие фотоработы, несмотря на повседневные заботы, люди специально приезжают в областной центр, где посещают театры, университеты, дома культуры и тому подобное. Все это убедительно доказывает правильность аксиомы: фотовыставка, которую любят, всегда пользуется большим успехом!

Редакция газеты «День» делает с представленными на конкурс фотографиями настолько много, что уже можно говорить о выработке определенной системы по делу их использования после фотовыставок. В частности, значительное влияние на читателя имеют конкурсные фото, нередко появляющиеся на страницах газеты как иллюстративный материал к напечатанным статьям. Признаюсь, поразительно неожиданным стал снимок к моей публикации «Зачем парламент унижает женщин?» («День», №33/2007). Предложенная журналистами иллюстрация называлась «На постаменте». Читатель, видимо, не забыл эту поразительную фотографию с VIII Международного фотоконкурса газеты «День» за 2006 год. Сложно даже представить более сильный с эмоциональной точки зрения снимок, способный эпатировать и удивлять читателей. Это стало попаданием, как принято в таких случаях говорить, в самую «десятку» — нам в Украине еще ой как далеко до предоставления одинаковых прав женщинам и мужчинам в избирательном процессе.

Кроме иллюстраций, отбор которых специально осуществляется к запланированным к печати газетным материалам, редакции удалось реализовать системный подход и в деле выпуска настенных календарей. Создать такую систему без продуманного до деталей редакционного фотоархива невозможно. Потому что многочисленные снимки так же, как и соленья, варенья, другие маринады, нуждаются в грамотном хранении и своевременном практическом применении. Фотографии не выполняют свое основное назначение, когда существуют лишь на негативах, в глубине шкафов и на дне коробок. Они живут на страницах газет и журналов, в рамках на стенах квартир, на ночных столиках, в пухлых альбомах. Они живут, когда на них смотрят!

Я не говорю уже о том, что фотовыставки газеты «День» хорошо служат делу идентификации украинства. Впрочем, лучше, наверное, все-таки сказать «идентичность». В свое время французский социолог Ролан Барт пришел к выводу: «Любая фотография — это сертификат присутствия». Отсюда можно немало узнать об уровне жизни украинцев, их социальном самочувствии, традициях, которые будут бытовать в украинских семьях, о том, кому люди готовы доверять, о появлении новых ценностей и тому подобное. Когда я просматривал заинтересованным глазом устроенные в Украинском доме фотовыставки газеты, лично мне бросились в глаза фотографии «Кто ей это сказал?», «Характер», «На своей земле», «Ленька- политика», «Реквием», «Сельский хайвей», «Море нежности», «Яккби ви вчились так, як треба...» — я считаю их одними из лучших конкурсных снимков. Ведь речь идет о национальной идентичности в эпоху глобализации. Снимки каждого народа — это лучшее зеркало его жизни.

Каждая фотовыставка «Дня» живая, достоверная, ее концепция — показать украинскую жизнь, какой она есть. Для настоящих мастеров фотографии нет ничего более интересного в мире, чем люди. Однако понимать жизнь и разбираться в людях — далеко не одно и то же. Нужно еще уметь постигать характеры и ощущать настроения, потому что, по высказыванию Григория Сковороды, «не тело, а душа является человеком». Не случайно

Гран-при за победу в фотоконкурсе- 2002 получил Евгений Кравс (Львов) за фото «Остап Хмель», сделанное в день ужасной трагедии в Скнилове. Его снимок убеждает: большая и настоящая мука бессловесна. А, скажите, можно ли надеяться, что человек станет лучшим, когда увидит фотографию «Все равно красивый» Андрея Ломакина (Киев). Привлекают внимание своими образами и творческим качеством фотоработы «Моя мама», «Суфлер», «Как слушают» и немало других. Перечень этот, бесспорно, можно продолжить.

В общем уже проведены газетой «День» девять всеукраинских фотоконкурсов — это неисчерпаемый источник фактографичного материала относительно различных аспектов жизни современного украинства за последнее десятилетие. Когда осматриваешь организованные ею фотовыставки, в очередной раз убеждаешься: украинцы никогда не бывают ни безмерно хорошие, ни безмерно плохие — они разные. На снимках мы видим, что об идентичности — может быть все. Для Украины идентичность — это вообще главный вопрос: кто мы, где мы и что делать. Тема эта чрезвычайно модная в последнее время и практически всеобъемлющая, потому что предоставленные на фотоконкурс снимки — это символ народной памяти. Вспомните хотя бы фотографию «Лучшие ученики в школе демократии» киевлянина Константина Черничкина, которая реально демонстрирует допущенные в Украине перегибы в развитии избирательной демократии. Или же возьмите снимок «Позиция» с Евгением Марчуком на переднем плане в правительственной ложе парламента, который решительно требует предоставить ему слово. Или преисполненное глубокой грусти фото Николая Хриенка «КОЛЫМА. Аркагалинский перевал. Полотенце с Полтавщины... Из цикла «Украинцы за Уралом». И здесь я хотел бы отметить еще одно: в конкурсных фотоработах украинство предстает перед нами в измерениях судьбы и вечности, разве не так?

К сожалению, мы привыкли к представлениям о фотографии как о каком- то быстротечном акте и иногда забываем о ее главной роли в человеческой жизни. Роль воспоминания. Однажды уже в зрелом возрасте я понял, что не в состоянии вспомнить лицо первой своей учительницы. Что не помню, как выглядел, когда впервые в школе получил грамоту за победу на соревнованиях по легкой атлетике, шел ли мне костюм, который купили на выпускной мои родители... А мама, рассказывая об этом мне, от моих вопросов «А какая она была, моя первая учительница?» «А была ли она красивой?» начала печалиться и вздыхать: «Были бы фотографии...»

Что хочется еще отметить? Фотовыставки газеты «День» убедительно демонстрируют нам, что украинское всего в фотографе-мыслителе, а не в фотографе-увеселителе. В позитивном смысле они буквально зомбируют зрителей, которые после просмотра фотоэкспозиции часто идут в магазин покупать мыльницу (а то и дорогую камеру), чтобы также заняться фотосъемками. А почему бы и не попробовать?! Ведь фотографирование — наиболее демократический вид из визуальных искусств, а следовательно — и общедоступный. И вообще, по-моему, газетный конкурс фотографий имеет хорошие перспективы.

Подытоживая мои впечатления, стоит акцентировать внимание на таком. Своими фотографиями участники фотоконкурса газеты «День» стремятся увековечить интересные события, минуты и мгновения, связанные с существованием украинства. Что произойдет с украинцами — покажет только будущее. Но уже сегодня можно быть благодарными авторам этого проекта, которые, имея достаточно хлопот, уже десять лет подряд устраивают интересные конкурсы для определения и экспонирования оригинальных фотографий — как феномена высокого фотоискусства. Поэтому поблагодарите редакцию за то, что предоставила авторам представленных фоторабот возможность взять участие в творческом профессиональном соревновании, а нам — подумать над проблемой: «Кто мы? Откуда мы? Куда идем? К чему стремимся?» Хотелось бы, чтобы этот масштабный редакционный проект достиг в обозримом будущем успешного продолжения.

Думаю, читатель хорошо осознает, что сегодня чуть ли не самая актуальная проблема — проблема этнической самоидентификации украинцев. И в Украине, и вне ее границ. И здесь я вполне согласен с утверждением доктора политических наук Николая Головатого, который считает: «Без отождествления каждого украинца с определенной (именно украинской) этнической группой украинское общество никогда станет целостным, единым социальным организмом. Внутренняя потребность такой самоидентификации возможна только при условии, что к этому побуждает общество, государство. Именно государство должно создать надлежащие условия для непрерывного, последовательного развития этноса, который создает собственное государство и сплочение вокруг него других этносов, которые такой государственности на территории определенной страны объективно не имели и не имеют возможности ее создать. Такие этносы как небольшие этнические меньшинства, в свою очередь, могут продуктивно существовать только при условии максимального содействия образованию государства титульным этносом». Действительно, разве не это должно быть сейчас основным принципом государственного управления, формирования и реализации национальной политики в новой Украине?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать