Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Французские виды, или Абсолютизм в партере

17 июня, 00:00

Французский сад, величественный «сад-праздник» — это классический пример регулярной планировки ландшафта. Такой принцип сформировался в XVII в., в эпоху абсолютистского правления монархов и был призван отражать идею всеобщего порядка: здесь есть главный элемент и целая иерархия подчиненных. Главным элементом, основной осью парка мог быть замок, из каждого окна которого должен был открываться великолепный вид («Я всегда жил в королевских домах, а короли недурно выбирают виды», — такие слова вложил Александр Дюма в уста д'Артаньяна). Главной могла быть центральная дорожка, проходящая через весь участок и заканчивающаяся скульптурой, фонтаном, водоемом или скамейкой, или канал, который собирал струи множества фонтанов и нес в реку или море.

Прямые, расположенные в определенном ритме аллеи, обрамлялись шпалерами, которые образовывали геометрически оформленное закрытое пространство — боскеты, своеобразные зеленые кабинеты с фонтанами, цветниками, садовой мебелью. Дорожки, расположенные перпендикулярно центральной, делят сад на небольшие участки геометрических форм. Дорожки имеют четкие границы, их края обычно обрамляются низкорослыми или среднерослыми подстриженными кустарниками. Перед домом разбит парадный цветник-партер с низкими ковровыми растениями, сочетающимися со сложным фигурным узором из цветного песка. Величие французского сада легче всего оценить с верхней просмотровой точки, например, с балкона.

Рельеф здесь выражен слабо, но его небольшие перепады неизменно используются для сооружения водных затей, декоративных лестниц и балюстрад. Строгая геометрия плана французского сада сочетается с сочной и изысканной скульптурой, обильно украшающей все уголки парка. В стилистическом отношении французские парки принадлежат барокко, пышному и торжественному направлению искусства и архитектуры, достигшему высокого расцвета в Европе в XVII и отчасти XVIII веке.

Во французских садах XVII— XVIII вв. было модно «угощать» гостей различными диковинками: один из боскетов оборудовался как вольер с дикими заморскими животными, в другом строилась оранжерея с необыкновенными растениями или размещались клетки с экзотическими птицами. Для увеселения публики создавались фонтаны-шутихи или зеленые лабиринты. Хозяин увлекал гостей интересной беседой и заводил в глубь такого лабиринта, а потом неожиданно исчезал, оставляя посетителей в недоумении. Пышность и причудливость этих направлений в искусстве отразились в нарочито неестественной вычурной стрижке деревьев, в вензельных рисунках цветников, в изящных каменных рамах бассейнов, экспрессивной скульптуре.

Впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком комплекс Во-ле-Виконт. Поместье, принадлежавшее министру финансов Людовика XIV Николя Фуке, сады которого обошлись последнему, если верить Александру Дюма, в 72 миллиона, вызвало зависть самого «короля-солнца». Что и послужило якобы одной из причин смещения и ссылки Фуке. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции. Здесь есть и партеры с арабесками — сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и зеленый ковер перед изваянием Геркулеса. Блестящая выдумка архитектора Ленотра — большой канал, идущий поперек главной оси.

Идеи, воплощенные в Во, легли в основу самого известного из французских садов — Версаля, спроектированного тем же Ленотром. Знаменитая трехлучевая композиция парка — это не просто архитектурный прием, но и определенный символ. Аллеи лучами расходятся от площади «солнечного» бога Аполлона, своего рода ипостаси Людовика XIV. Версаль развивается с востока на запад, и в утренние и вечерние часы солнце отражается в ровной глади водоема — в это время можно увидеть знаменитую «золотую ось» Версаля.

Не менее известен «русский Версаль» — парковый комплекс в Петергофе. Положенная в основу композиция Версаля претворилась в Петергофе в гигантский фонтанный ансамбль. Об этом Александр Бенуа писал так: «Фонтаны в Версале — изящное украшение, без которого можно обойтись. Петергоф — резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное». Проектированием фонтанных «коммуникаций» занимался царь Петр I; по его же приказу в одну ночь были вырублены столетние сосны, заслонявшие «царю морей» вид на Финский залив. Наиболее знаменит Нижний парк Петергофа с Большим каскадом, в центре которого находится фонтан «Самсон». Его струя поднимается на высоту 19 метров. Открытие парка и запуск фонтанов в Петергофе ежегодно превращается в действо, достойное королей, для которых и был создан «сад-праздник».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать