ГАИ и водители: мы вечная тема друг друга...
ГАИ О ВОДИТЕЛЯХ
Инспектор отдела организации профилактической работы и розыска угнанного автотранспорта управления ГАИ ГУ МВД Украины в Киеве капитан милиции Евгений КРАВЕЦ:
— Сейчас водители не те, что были раньше. Это однозначно. Во- первых, помолодели. За руль машины сегодня садятся люди, которым только исполнилось 17 лет. Наверное, это нормально, что, только получив среднее образование, человек уже стремится получить и водительские права. Хотя... Раньше возрастной ценз для водителей, как правило, начинался с 21 года. Во-вторых, в отношении соблюдения правил дорожного движения изменились настроения водителей. Всех под одну гребенку, безусловно, подводить нельзя. Хотя, если говорить по большому счету, культура поведения участников движения оставляет желать лучшего. Очень часто ловлю себя на мысли о том, что сейчас существует и контраст между теми, кто мчит на иномарках, и теми, кто управляет отечественными «Жигулями». В общем потоке, где скорость ограничена 60 км/час, иногда неприятно ощущать, что та или иная иномарка летит, мигает фарами, требуя уступить дорогу. Это влияет и на психику. Ведь получается, что хотя ты и в общем потоке, но все же в «задних» рядах. Хотел бы заметить и своим коллегам-инспекторам, что они все-таки должны особое внимание обращать на «пробки», а также на «лихачей», занимающих перекресток, даже когда у встречного транспорта горит зеленый свет. В целом же всем водителям хотел бы пожелать больше взаимоуважения и культуры как к другим участникам движения, так и к сотрудникам Госавтоинспекции. Чтобы не было ни гвоздя, ни жезла. Поменьше ссорьтесь с работниками ГАИ! Ведь они — такие же люди, как и все мы, и также хотят перемен к лучшему. Вообще, любой конфликт на дороге не заканчивается бесследно ни для водителя, ни для инспектора. Поэтому если к любому вопросу подходить по-человечески, никаких проблем не будет.
Главный редактор автомобильного журнала «Сигнал», полковник милиции Виктор КОРНЕЮК (в ГАИ проработал 19 лет, из которых 10 лет возглавлял пресс-центр управления ГАИ МВД Украины):
— Недавно в составе делегации сотрудников ГАИ я побывал в Баварии. За рулем служебного автомобиля довелось пересечь шесть государств — Венгрию, Австрию, Чехию, Германию, Словакию и, естественно, Украину. За рубежом поразила высокая культура водителей. На автобанах не заметил фактов неуважения друг к другу, нервозности. Если водитель шел в крайнем левом ряду и по каким-то причинам обгонял всех остальных, ему тут же уступали дорогу и уходили в правый ряд... После той командировки мне довелось съездить в Одессу и Житомир. На трассе что ни делал — сигналил, «моргал» — пренебрежение в левом ряду было полное. Обгонять приходилось справа. Пока водительская культура в Украине будет низкая, ничего не изменится. Многие критикуют нынешние правила, но они же — нормативные акты. Если мы их выполняем, то к нулю сводятся конфликты с сотрудниками ГАИ и нет проблем с другими участниками дорожного движения. Кстати, в прошлом году в Баварии, где по сравнению с Украиной насыщенность автотранспортом в несколько раз больше, погибло 45 человек. У нас же с карты Украины, образно говоря, ежегодно исчезает поселок городского типа — погибает 6000 человек. По данным Минздрава, в результате ДТП свыше 40 тысяч граждан получают травмы. Каждый десятый из этой категории навсегда остается калекой. Замечу, что на моей машине не написано, что я полковник милиции или сотрудник ГАИ, поэтому, если грубо нарушаю ПДД, то, как и все, попадаю в поле зрения сотрудников ГАИ. Как-то был случай, когда я превысил установленную скорость. Меня тут же остановили. Состоялся неприятный разговор. Пришлось «рассекретиться» и... поблагодарить коллег за службу. За это лето на автомобиле намотал более 5 тыс. км, и ни одной остановки сотрудниками ГАИ не было.
Подполковник милиции Михаил ОТРИШКО, начальник отдела ГАИ Минского РУ ГУ МВД Украины в Киеве:
— Лично для меня, водители такие же люди, как и другие граждане. Считаю их добропорядочными. Хотя, конечно, бывают случаи, когда некоторые из них ведут себя не достаточно сдержанно. Но, возможно, виной этому какая-то ситуация, например, стрессовая. В моей практике довольно часто при нарушении правил дорожного движения водители говорили: «Ну, нарушил. Ну, так уже случилось». И мы рассматривали ситуацию. При совершении ДТП состояние водителя, который нарушил правила да еще и имел пострадавших, почти всегда было подавленным. Когда общался с таким водителем, чувствовал, что человек переживает. Кстати, от своих подчиненных требую, чтобы на дороге не настраивали себя на то, что в первую очередь водители — преступники. Ведь подавляющее большинство из участников движения выполняют правила. Нормально воспринимают советы или замечания инспектора, особенно, когда понимают, что за нарушение нужно отвечать.
ВОДИТЕЛИ О ГАИ
Григорий ГАРКАВКО, водитель с 27-летним стажем:
— Когда нужно садиться за руль, боюсь выпить даже кваса. Потому что квас может показать, будто я пьяный. Для гаишников ведь все равно: чеснок ел или пиво пил — главное, что трубочка показывает. Показала и... загремел на полную катушку. Недавно из США ко мне приезжала родственница. «Дядя Гриша, неужели тебе нельзя выпить даже 50 граммов?» — удивлялась она. В Штатах, по ее словам, за такую дозу водителю ничего не будет. Вообще, если сравнить бывшее советское ГАИ с нынешним украинским, то это небо и земля. Раньше ведь как было: стоит гаишник и останавливает тебя от скуки. Просто так. Посмотрит документы — и все. Сейчас, если проверяют, то имеют ориентировку на угон, кражу. Я редко что-либо нарушаю, поэтому меня редко и останавливают. Не нравится то, что ГАИ часто манипулируют знаками. Например, в Киеве на Подоле, где заканчивается Верхний и Нижний вал, долгое время стоял знак поворота только с одного ряда. Очередь выстраивалась на три квартала. За углом прятались гаишники и... ловили тех, кто пытался повернуть со второго ряда. Нынешней весной поставили новый знак, разрешающий поворачивать с двух рядов, и проблема отпала сама собой. Неужели так сложно было решить ее раньше? А сколько еще есть случаев, когда поставят знак, потом снимут и проверяют водителей на бдительность. Так, я считаю, представители ГАИ искусственно создают конфликтные ситуации, чтобы заработать деньги.
Андрей РУДЮК, за рулем с 1980 года:
— Мое мнение о гаишниках? Все зависит от того, на кого нарвешься. Бывает, что и в форме может быть хороший человек. Но, например, я как-то при повороте не включил сигнал — сотрудник ГАИ тут как тут. Останавливает и говорит: «Вы неправильно пользуетесь поворотом» — и выписывает штраф. А в другой ситуации за превышение скорости на пять км/час не наказали. Вообще, я не испытываю страха, когда на дороге вижу сотрудника ГАИ. Еду спокойно, потому что знаю, что если остановят, то обязаны указать причину. Правда, даже когда никакого повода для остановки нет, все равно останавливают. «Отмазка» такая — машина значится в угоне. Вообще, для ГАИ у каждого водителя есть своя «заначка» — минимум 10 гривен. Но я, даже когда не имею денег, все равно езжу — зарплату ведь не часто дают.
Петр ЛИСИЦА, водительский стаж 13 лет:
— В последнее время в глаза бросается то, что сотрудники ГАИ стали чересчур уж культурными по отношению к водителям. Если просим чем-нибудь помочь (например, когда что-нибудь случается с машиной) — помогают. Того, что было раньше в центре столицы, когда просто так останавливали машины и «торбили», сейчас нет. В основном останавливают за превышение скорости, особенно когда едешь свыше 70 км/час. Объясняешь: тяжелое финансовое положение, нет, мол, денег заплатить штраф, и все наказание иногда сводится к устному предупреждению. Бывает и другое. Некоторые водители, особенно только получившие водительские права, зачастую никого не хотят замечать, ничего не хотят соблюдать. Поэтому соглашаюсь на просьбу сотрудников ГАИ быть свидетелем в таких ситуациях. Ведь водители тоже далеко не подарки. Коробят ситуации, когда сотрудники ГАИ берут жезл для того лишь, чтобы заработать «на карман». Некоторые по маркам машин, а иногда даже... по лицам водителей(!) выбирают, кого им остановить. У меня лицо большое, красное. А когда еще опаздываю и после пробежки на автобазу сажусь за руль, для меня вся дорога красная. Останавливают и доказывают, что я пил... А сколько раз бывали ситуации, когда доказываешь, что некуда было деваться, необходимо было повернуть. «Нет, — говорит милиционер, — нужно было двигаться прямо и все». Его ничто не волнует. Он непробиваем. Хотя аварийной обстановки не было, и никто не пострадал. Если бы сотрудники ГАИ понимали нас... Мы бы тоже их понимали. А может, им просто нужно денег добавить к зарплате?..
Выпуск газеты №:
№195, (1999)Section
Общество