Газета: барометр и двигатель

Год за годом Запад, похоже, все больше распространяется на Восток. Возможно, кому-то не нравится гомогенизация культур, вызванная глобализацией, но для жителей пост- коммунистических государств Восточной Европы нарастающие перемены, последовавшие за падением коммунизма, были в значительнойной степени благословением.
Среди этих перемен — восстановление гражданского общества и экономический рост наций, прежде закованных в кандалы централизованного планирования экономики. Хотя дорога к рынку не усеяна розами, и на ней все еще много существенных препятствий, которые придется преодолевать, важно отметить достижения на пути к улучшению посткоммунистических обществ.
Имея личный опыт по части управления ассоциацией газет, стремящейся расширить круг обсуждаемых тем в восточноевропейской прессе, я считаю, что рост свободной прессы — это достижение, которым стоит гордиться. Газеты во многих странах переходного периода добились достойных восхищения успехов в области журналистских расследований, экономического анализа и многих других разделов журналистики, при коммунистических режимах находившихся в спячке. К сожалению, уровень журналистского мастерства не всегда совпадал с уровнем дискуссии среди политического истеблишмента. Как доказывает убийство Георгия Гонгадзе, в Восточной Европе журналистика — все еще опасное дело. Но газета «День» контрапунктом к этой тенденции демонстрирует, как газета может внести перемены в функционирование общества, пропагандируя открытость к дискуссии.
Что до экономического роста, цифры и показатели, конечно, важны, но для меня самый явный показатель в этой области в восточноевропейском регионе — то, что газеты в состоянии покупать материалы, в то время как всего несколько лет назад это было доступно лишь немногим, самым богатым из них. С экономическим ростом приходит более богатое общество, а с ним — рекламодатели, стремящиеся заинтересовать нарождающийся средний класс в своем продукте. И все снова возвращается к газетам, которые помогли начальному росту экономики, когда рекламодатели покупали площадь в их газетах. Таким образом, можно сказать, что газеты — экономический барометр здоровой экономики.
Восточноевропейские газеты встречаются со множеством трудностей, с которыми, к счастью, все лучше справляются. Расширение НАТО и Евросоюза предоставит огромное количество тем, которые потребуют от журналистов глубинного освещения. Политическая эволюция, продолжающаяся в таких ключевых странах, как Украина, Беларусь и, в меньшей степени, Молдова — исключительно важный аспект глобализационной саги и политики переходного периода рубежа веков. В то время как восточноевропейские страны вытягивают себя из трясины коммунистического прошлого, мы можем только надеяться, что то, чего общество достигло благодаря своим журналистам, получит свое развитие.