Главное — поднять средний уровень
Оценивая состояние украинского общества, многие исследователи характеризуют его как кризисное и для выхода предлагают различные варианты развития экономики. Но исторический опыт показывает, что ни одна страна не нашла выхода из подобной ситуации только за счeт экономики. Прийти к новому обществу, вписаться в него, подняться до уровня «правовой необходимости» возможно только через развитую систему обновлeнного образования.
Рассмотрим несколько аспектов современной системы образования, сложившейся под влиянием непродуманных решений. Для экономии средств на оплату труда учителей сокращается количество часов учебного времени, уменьшается количество кружков, секций, других видов внеклассной работы, Экономия получается не ахти какая, зато возрастает вероятность детской преступности. На борьбу в ней, на перевоспитание и другие охранительные мероприятия уже тратятся средства в десятки раз большие — по некоторым данным, около 10% бюджета, что значительно превышает расхода на всю систему образования. Принцип жесткой прагматичности коснулся учебных заведений, при этом забывают, что в гуманизированном обществе на первое место выходит задача не просто подготовки специалистов, но продуманной и эффективной системы социализации, введения молодых людей в сложную и противоречивую общественную жизнь — техничную по обеспечению и гуманитарную по направлению развития, прагматичную до эгоизма и идеализированно-утопическую до альтруизма, чарующую своими соблазнами и угнетающую психику несправедливостью повседневности и ужасами криминальной хроники.
Сегодня многие говорят о неконтролируемом влиянии медиа-рынка на формирование агрессивных наклонностей молодeжи. Кто и как должен и может противостоять этому? В тоталитарном обществе нежелательные влияния просто перекрываются запретами. А как быть в демократическом? Продолжить растить своего могильщика или избирательно пользоваться методами тоталитаризма? Решение одно — воспитывать устойчивость к подобным влияниям. Чья это задача, кто этим должен и может заниматься? Родители нередко эту проблему даже не осознают, а когда хватаются, бывает и поздно. Им все время внушают: «За детьми необходимо следить, чтобы не играли с огнeм, правильно переходили улицу, держать их за руку в метро и т.д.» А вот об опасности влияния продукции видеорынка, опасности морального воздействия они не всегда догадываются.
Почему же общество подготовлено к пониманию опасности «материального влияния» и не осознаeт опасности влияния морального и духовного? Думается, что здесь срабатывает «эффект курильщика». Все знают, что курение ухудшает здоровье, но ведь это не ощущается в ближайшее время, наоборот — курение даже чем-то помогает, кого-то успокаивает, формирует имидж, снимает стресс. Обратная связь растягивается на годы, теряется в житейских заботах и хлопотах. Так и увлечение видеопродукцией, низкопробными сайтами Интернета и прочим — ребeнок занят, не хулиганит, не доставляет неприятностей. Пока! Изменить себя, своe отношение к окружающему, т.е. ментальность, значительно труднее, чем мир материальный, и сделать это без эффективной системы образования невозможно.
Учебные заведения, находясь в условиях всe большей экономии средств, задыхаются в проблемах выполнения программ при сокращении часов, увеличении наполняемости классов и групп, всe меньшей предварительной подготовленности учащихся, ибо наша жизнь, телепрограммы всe меньше связаны с учебным материалом. Записанное в Конституции положение об обязательном среднем образовании формально выполняется, по сути же массово-усреднeнный уровень образования настолько снизился, что впору говорить о пренебрежении ст. 53 Конституции.
Формализованность образования приводит к возрастанию конфликтности. Попытки учителя, преподавателя реально оценить степень интеллектуальных успехов нередко характеризуется как придирчивость, мелочность. Тут уж впору вспомнить Жванецкого: «Ребята, давайте снизим наши потребности, тогда всем будет хорошо и весело!» Но такое возможно в закрытом обществе, при его открытости подобное отношение приведeт к полной зависимости от других стран, их технологий, их производства. Необходимо проникнуться сознанием первичности образования как основы культуры, экономики, производства, науки и вообще существования независимого государства, понять, что визитной карточкой страны является не уровень элитно-показного образования, не внешнее благополучие платных учебных заведений, а уровень массового обязательного образования, его места в жизни человека, его влияния на формирование думающего, самостоятельного гражданина.
P.S. Закончив эти размышления, я понял, что они будут восприниматься как очередные лозунги, которые привыкли слушать много лет, не особенно напрягаясь для их осознания. А потому отложил написанное, вернулся к книгам и у испанского мыслителя Хосе Ортега-и-Гассета нашел следующие строки: «Похоже на то, что мир устроен так, чтобы им до скончания века правил средний человек. Именно поэтому столь важно как можно выше поднять средний уровень. Великими народы делают главным образом не их выдающиеся люди, а уровень развития неисчислимых посредственностей. Бесспорно, что средний уровень не может быть поднят при отсутствии людей из ряда вон выходящих, показывающих пример и направляющих вверх инерцию толпы. Однако вмешательство великих людей носит второстепенный и косвенный характер. Не они суть историческая реальность — нередко бывает, что в гениальных личностях народ недостатка не испытывает, а историческая роль нации невелика. Это непременно происходит тогда, когда массы равнодушны к этим людям, не тянутся за ними, не совершенствуются».
Мысль философа подтверждает и судьба его пророчеств. Не о нас ли это написано более семидесяти лет тому назад и столько еще необходимо времени, чтобы проникнуться идеями мыслителя?
Выпуск газеты №:
№105, (2003)Section
Общество