Глухов – город звонкой славы
На территории Сумской области сегодня размещены четыре учреждения исполнения наказаний и следственный изолятор, в которых отбывают наказание около четырех тысяч человек, лишенных свободы. Но мало кому известно, что сооружения, расположенные на территории некоторых учреждений исполнения наказаний, имеют давнюю историю и являются свидетелями событий, происходивших 300 лет назад, во время знаменитой Северной войны. Кроме того, создание на территории нашей страны первых пенитенциарных заведений относится именно к тому периоду и непосредственно касается мест лишения свободы нашей области.
Поэтому накануне празднования 300-летия событий, связанных с борьбой украинского народа за независимость, речь пойдет о городе Глухове.
Глухов сейчас — небольшой городок на севере Украины, раскинувшийся почти на границе с Россией, в прошлом — величественная столица гетманов Ивана Скоропадского, Данила Апостола, Кирилла Разумовского. Еще в 1702 году российского путешественника Леонтия Лукьянова город поразил своей архитектурой. Вот какую запись он оставил: «...город Глухов земляной, обруб дубовый, весьма крепок, а в нем жителей богатых много, панов; и строение в нем преузорочное, светлицы хорошие, палаты в нем полковника Стародубского Миклашевского — зело хорошие; рядов (лавок) много, церквей каменных много, Девичий монастырь превиден зело... Очень зело лихоманы хохлы затейливы к хоромному строению, в малороссийских городах другова врядли такого города сыскать, лутше Киева строением...».
Город Глухов стал столицей Гетманщины после того, как был уничтожен Батурин — резиденция гетмана Ивана Мазепы.
Чтобы искоренить даже упоминание о Батурине и его защитниках, Петр I приказал сравнять город с землей, что и было с успехом сделано драгунами А. Меншикова. Постепенно руины заросли кустарниками, раздвинулись крепостные валы и обмелели рвы. Крестьяне из окружающих сел потихоньку разобрали на кирпичи остатки дворцов и дома старшин. От величия гетманской столицы фактически ничего не осталось, только мощные земляные валы и глубокие рвы загородной резиденции И. Мазепы напоминают о нем.
6 ноября 1706 года на центральной площади Глухова между Николаевской церковью и Свято-Троицким собором началась торжественная церемония выбора нового гетмана. Продолжалось это действо несколько дней. Главные события происходили в Николаевской каменной церкви, сохранившейся до наших дней.
По традиции гетмана должны были выбирать «вольными голосами». Из толпы казаков раздавались возгласы, что булаву нужно отдать Стародубскому полковнику Ивану Скоропадскому. По той же традиции он несколько раз отказывался. Среди кандидатов на гетманскую должность был и черниговский полковник Павел Полуботок, который позже все-таки был назначен наказным гетманом и за свои взгляды и стремление вернуть вольности казацкие погиб в подвалах Петропавловской крепости в Петербурге. О Полуботке Петр I сказал: «Этот очень хитр: он может Мазепе уравниться» — и отклонил его кандидатуру на глуховских выборах гетмана. Им стал Стародубский полковник Иван Скоропадский.
Через несколько дней, 9 ноября, на этой же площади состоялось проклятие Ивана Мазепы, так называемая анафема. В соборной Николаевской церкви в присутствии царя, урядников и большого количества народа, согнанного для созерцания церемонии церковного проклятия Ивана Мазепы и его соратников, духовенство, одетое в черные одежды, держало в руках свечи черного цвета. С «личины» Мазепы была сорвана «вся кавалерия», то есть орденские знаки отличия, и со словами «анафема!» главный епископ ударил куклу в грудь жезлом, а потом бросил чучело в руки палачу, который волочил его по улицам и повесил на виселице.
Все это время в глуховском тюремном замке содержались те, кто должен был стать последними актерами на сцене ужасного театра, организованного на центральной глуховской площади. 10 ноября при собрании всех жителей Глухова и многих городов и сел Украины на площадь вывели защитников Батурина, взятых в плен во время штурма. Среди них был и тяжелораненый полковник Дмитрий Чечель. После страшных пыток полковников и старшин, по словам современника, «пятерили», то есть отрубали одну руку, потом вторую, потом по очереди ноги, а, насладившись зрелищем и муками, напоследок отрубали голову. Отрубленные части тела были разосланы по всем «знатным городам» Украины и там прибиты на центральных площадях к столбам, а отрубленные головы набиты на сваи и тоже выставлены на всенародное обозрение для «устрашения».
Тогда как от Батурина не осталось и кирпича, в Глухове до сих пор сохранились архитектурные сооружения — немые свидетели бурных лет созидания нашего государства. В Глухове, зияя пустыми провалами окон, и поныне стоят руины того тюремного замка, в казематах которого ждали своих палачей героические защитники Батурина. Это сооружение упоминается еще в конце XVII ст. как острог для содержания преступников. Первый тюремный замок имел вид деревянного дома, обнесенного частоколом. Позже он был перестроен, стены укреплены. На планах Глухова XVII ст. в северо-восточном углу глуховской крепости четко видно несколько сооружений, расположенных в квадрате ограждения.
Неподалеку от руин тюремного замка, сохранившихся до наших времен, были обнаружены фундаменты более архаичного сооружения. Высота фундаментов достигала трех метров. Под такой мощный фундамент подкоп сделать было просто невозможно. Позже, в ХІХ ст., глуховская тюрьма была перестроена по новому проекту. Упоминания о чертеже проекта недавно нашла сотрудница Государственного историко-культурного заповедника в г. Глухове Ирина Мошик в Сумском государственном архиве. Датируются они 1837 годом.
За свою многовековую историю стены глуховского тюремного замка видели страдания и смерть батуринских сердюков (часть из них была колесована и казнена в замке), аресты соратников Павла Полуботка и повстанцев Семена Гаркуши. Позже через застенки тюрьмы прошли сотни политических заключенных и дореволюционной Российской империи, и империи советской. Фактически тюрьма действовала до Второй мировой войны. После войны она по назначению больше не использовалась, сначала здесь был пивзавод, а впоследствии — кладовая. В начале 90-х годов ХХ ст., после пожара, здание тюремного замка стало аварийным. Его состояние с каждым годом ухудшается. На глазах погибает памятник, несущий на себе печать нашей национальной трагедии.
Архитектурный комплекс тюремного замка располагается на территории Государственного историко-культурного заповедника. Состоит из двух каменных сооружений — главного корпуса и уличного флигеля. Обе постройки являются рядовыми зданиями, формирующими традиционный характер среды.
Он вырос на том месте, где располагалась глуховская тюрьма еще с конца ХVII столетия. Сначала тюремный замок имел вид двухэтажного, квадратного в плане корпуса посреди двора, окруженного кирпичной стеной в стиле позднего классицизма, и на сегодня он является единственным полностью сохранившимся в Украине комплексом уездного острога середины ХІХ столетия. К западной стороне этой стены со двора прилегал флигель с въездными воротами. После 1854 года к этому флигелю с юга и севера сделали пристройки, вследствие чего он занял всю длину двора.
При советской власти до Второй мировой войны бывший уездный острог использовался советскими карательными органами (ЧК, ГПУ, НКВД) в качестве тюрьмы. В 1994 году перед тюремным замком общественность Глухова установила памятный крест в честь всех жертв, замученных здесь.
Архитектурный комплекс тюремного замка (уездного острога) в Глухове представляет значительную историко-архитектурную ценность как типологически уникальный объект. Он в 1984 году внесен в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), а в 1998 году поставлен на государственный учет как памятник архитектуры местного значения с охранным номером 345-С.
Выпуск газеты №:
№103, (1996)Section
Общество