Перейти к основному содержанию

«Голубая инфраструктура»

Как превратить вызов в ресурс — шла речь на фестивале «Урбанина. Вода в городе»
07 ноября, 16:15
КИЕВ. ПОЧТОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Увеличение количества жителей городов (по прогнозам ООН, до 2050 года они будут составлять 68% населения), климатические изменения — лишь часть из вызовов, которые предстают перед жителями городов. Влияние этих факторов ощущается и сейчас — заторы, смог, масштабное затопление улиц летом в результате нетипично значительных осадков... Все это делает вопрос переосмысления и трансформации наших городов не абстрактными размышлениями, а насущной необходимостью.

Во всем мире все больше говорят о концепции экогородов, то есть спроектированных с учетом влияния на окружающую среду, чтобы минимизировать потребление ресурсов, загрязнение воздуха и воды. Эта задача зафиксирована и в 11-й Целе устойчивого развития ООН. Естественно, путь к экогороду — комплексная задача, охватывающая много аспектов. Один из них и стал предметом обсуждения на фестивале городских проектов «Урбанина. Вода в городе».

ПОТЕНЦИАЛ ПОДОЛЬСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

«Вода в городе — неоценимый ресурс», — утверждает Юрий ГРАНОВСКИЙ, исследователь и соучредитель общественной организации «Агенты изменений». Имеется в виду рекреация и спорт, новые практики, разнообразие в публичном пространстве, городской транспорт, комфортный микроклимат, биомногообразие... Местом в Киеве, имеющим большой потенциал для воплощения этих преимуществ, является набережная Днепра. Но насколько удачно его используют? Это и решила проверить общественная организация.

Подольская набережная была проанализирована по нескольким ключевым характеристикам: является ли она доступной, активной и чистой. «Набережно-Крещатицкое шоссе отрезает набережную от основной части Подола, из-за чего попасть на нее достаточно сложно. Чтобы добраться до набережной, приходится спускаться в неосвещенные и неудобные подземные пешеходные переходы. После Нижнего Вала с улиц Почайнинской и Оленевской есть наземные переходы, но территория набережной отделена забором, который никак не обойти. Из отреконструированной Почтовой площади на набережную спускается длинная неудобная лестница, которой сложно, а иногда и невозможно пользоваться маломобильным людям», — отмечают в исследовании относительно доступности. В частности, было подсчитано, что 21% длины нижнего яруса набережной закрыты заборами, а 27% этого яруса то открыты, то закрыты для прохода. Поэтому ключевой задачей в этой сфере является обеспечение более удобного доступа и возможности свободно пройти весь маршрут.

Если говорить об активности, то их тоже небольшое количество: можно посидеть в кафе, прогуляться, порыбачить или покататься на велосипеде или скейте (что популярно на Почтовой площади). В целом, по подсчетам «Агентов изменений», 70% посетителей набережной проводят время именно на Почтовой площади.

Вопрос чистоты — отдельная большая тема, которая для своего решения требует значительных изменениях, затрагивающих несколько сфер. Начиная от влияния ГЭС на экосистему реки (уменьшилась скорость ее течения, в Киевской гавани температура на 4-6 С выше, чем на других территориях, что усиливает процесс «цветения») до коллекторов городской дождевой канализации (дождевая вода вместе с бензином, песком и мусором попадает просто в Днепр, не очищаясь).

Все эти исследования были систематизированы в отчете по пространственным исследованиям Подольской набережной (который уже в свободном доступе и доступен для обсуждения), а скоро должен появиться и отчет по социологическим исследованиям на эту тему. По словам Юрия Грановского, их целью было продвинуть данные и актуализировать проблему. Также на фестивале был представлен проект возможного изменения Подольской набережной, к обсуждению которого «Агенты изменений» тоже призывают приобщиться.

КАК СОЕДИНИТЬ АРХИТЕКТУРУ И ЛАНДШАФТ

Как успешный пример изменения набережной на фестивале был представлен Harbour Baths — проект купален на набережной Копенгагена. «Гавань, которая раньше использовалась в промышленных целях, превратилась из загрязненной территории в чистую среду, обеспечивая место для плавания, рыбалки и досуга», — так оценивает проект ведущий скандинавський центр регионального развития и планирования Nordregio. Было создано новое публичное пространство, где люди могут не только плавать, но и просто хорошо проводить время. Необычный дизайн, разнообразие активностей — не удивительно, что теперь это место — один из символов Копенгагена.

КАК УСПЕШНЫЙ ПРИМЕР ИЗМЕНЕНИЯ НАБЕРЕЖНОЙ НА ФЕСТИВАЛЕ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН HARBOUR BATH-ПРОЕКТ КУПАЛЕН НА НАБЕРЕЖНОЙ КОПЕНГАГЕНА. ГАВАНЬ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ПРЕОБРАЗИЛАСЬ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Впрочем, важна роль не только архитекторов. Купание стало возможным благодаря тому, что увеличился уровень чистоты воды. В течение последних 20 лет, как отмечает Nordregio, Копенгаген инвестировал в очистительные сооружения и канализационные системы, что привело к большому улучшению качества воды. В то же время до сих пор в случае сильных грозовых дождей стоковая вода может попасть в гавань, и купальне на некоторое время придется закрывать.

На «Урбанину» приехал Гуиллауме ГАНДОИН, архитектор датского бюро JDS architects, которое и спроектировало Harbour Baths. Кроме работы над этой задачей, он поделился и принципами, которых они пытаются придерживаться. Характерной чертой JDS architects является попытка соединить архитектуру и ландшафт. В их проектах, например, крыши зданий имеют зеленые насаждения и по ним можно ходить, или дом может приобретать волнообразную форму реки. И не только. Например, Kalvebod Wave — еще один проект трансформации набережной Копенгагена из бизнес-центра в публичное пространство — благодаря волнообразным и изгибистым поверхностям, приближает город к воде. Набережная имеет несколько уровней и наполнена активностями: от плавания до возможности взять на прокат каяк.

УЛИЦЫ КАК ЭКОСИСТЕМЫ

Отдельным вопросом на фестивале городских проектов стало, что делать с дождевой водой. Поскольку большая часть города заасфальтирована, а системы канализации не справляются, воде просто некуда деваться. В этом контексте важным является вопрос «зеленой и голубой инфраструктуры», как отметил Семен ПОЛОМАНИЙ, ландшафтный архитектор и основатель архитектурной студии Zemlia.

Идея, которую много обсуждали на фестивале, заключается в том, чтобы действовать более локально, то есть чтобы вода впитывалась прямо на месте и очищалась еще до того, как попадет в Днепр. На Западе stormwater management (менеджмент воды, которая вызвана значительными осадками) приобретает все большую популярность. В частности, Национальная ассоциация служащих городского транспорта — коалиция транспортных департаментов городов Северной Америки — подготовила Пособие по дизайну улиц города.

Подход, который предлагает Национальная ассоциация служащих городского транспорта, заключается во взгляде на улицы как на экосистемы: «Исторически улицы сформировали непроницаемый слой на зеленой площади, нарушая гидрологические циклы и требуя дорогой инфраструктуры для управления стоком вод, которые появляются на улицах в результате ливней.... Поскольку города наталкиваются на увеличение частоты, длительности и интенсивности штормовых событий... пришлшо время требовать большего от наших улиц».

В пособии рассмотрены типы улиц и что может быть на них внедрено, чтобы значительные осадки меньше всего отразились на жизни горожан. Отдельно приведены конкретные шаги, которые должны были бы помочь в этом, причем от привычных для нас зеленых насаждений, которые должны были бы удерживать воду, до использования части дороги между полосами движения как места для сбора и отвода воды и других специфических приспособлений. Данное руководство уже переведено «Агентами изменений» и скоро появится на украинском.

Соответственно, на необходимости такого же альтернативного подхода, чтобы справиться с дождевой водой, акцентируют внимание и сами «Агенты изменений», в частности в контексте своего проекта реконструкции Валов: «Посреди Валов по руслу реки Глибочицы проходит один из самых старых коллекторов Подола, в который собирается дождевая вода из соседних кварталов и без сов сем очистки очистки сливается в Днепр под Рыбацким мостом. Согласно действующему генплану в месте истоков Глыбочицы планируют построить очистительное сооружение, но сейчвс там только пропасть. Казалось бы, что нужно починить коллектор, установить очистительное сооружение и все будет в порядке. Однако мы лишь отложим проблему, но не решим ее.

Все больше городов в мире переходят на альтернативный вариант водоотвода и очистки дождевых вод с помощью дренажа воды через зеленые зоны с правильным подбором растений и грунтов. Чтобы очистить дождевую воду, которая сливается с кварталов вокруг Валов к Глыбочицы, мы разместили две очистительных зеленых зоны: одну — вдоль тротуара около Нижнего Вала, вторую — между трамваем и бульваром на Верхнем Валу. Дождевая вода будет попадать в коллектор, постепенно проходя через грунты, и уже чистой будет поступать в Днепр. Мы хотим вернуть Глыбочицу обратно на поверхность и даты горожанам доступ к ней, открыв коллектор. Однако в любом случае не демонтировать его, ведь коллектор, построенный 150 лет назад, имеет историческую ценность».

(НЕ) ОТКРЫТЬ РЕКУ

Как отметил Максим ГОЛОВКО, архитектор и соучредитель «Агентов изменений», представленные им проекты реконструкций Подольской набережной и Верхнего и Нижнего Валов в Киеве — это идеи для обсуждения общественности. «Агенты изменений» ждут замечаний, корректив, предложений, чтобы общество включилось в разработку — что, собственно, уже и осуществляется. Еще даже до начала фестиваля, идею открыть горожанам Глыбочицу обсуждали на фейсбук-страничке общественной организации.

Подобные случаи в мировой практике есть — например, история реки Чхонгечхон в Сеуле. Ее так же в свое время забетонировали и построили над ней автомагистраль на четыре полосы. Но со временем стало понятно, что есть вещи более приоритетные чем транспортные пути, и была начата ревитализация реки. В данный момент это один из наиболее успешно воплощенных проектов. В то же время нужно учитывать, что эта идея натолкнулась на значительное сопротивление — пугали транспортным хаосом, в результате ликвидации автомагистрали, высказывались мнения, что река не сможет быть полноводной весь год (то же самое говорят и относительно Глыбочицы). Но, в конечном итоге, все удалось, и возобновление Чхонгечхон стало историей успеха. Правда, в ней есть еще одна важная деталь — средства, необходимые для ревитализации реки (в случае с Чхонгечхон эта сумма составляет 281 млн долларов), а еще отдельно — деньги, необходимые на содержание этого проекта.

***

«Урбанина. Вода в городе» предложила много новых идей, вводя Украину в курс важных мировых инноваций и тенденций. Время покажет, что именно из них лучше всего «расцветет» на нашей почве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать