Гормональный сбой
Инсулиновый конфликт вновь разгораетсяЭта история так или иначе задевает интересы более миллиона украинцев. Звучит банально, но, увы, соответствует действительности: страдающие сахарным диабетом уже лет пять как заложники конфликта. Он же то сходит на нет, то вновь разгорается. Напомним, все, как ни странно, началось с появления в Украине собственного производства инсулина. Против продукции завода «Индар» тут же восстала Международная диабетическая ассоциация Украины (МДАУ). По утверждению ее руководителя Людмилы Петренко, с переходом на украинский гормон у людей резко ухудшалось самочувствие — падало зрение, учащались случаи гангрены. При этом повлиять на ситуацию, по ее словам, не было никакой возможности. «Диабет» — государственная программа, согласно которой инсулином больные обеспечиваются бесплатно. Соответственно, закупками препаратов занимается Минздрав, и именно он решает какому производителю отдать предпочтение. Буквально за пару лет 70% инсулинозависимых людей были переведены на продукцию завода «Индар». Приобретать же привычные датские «Ново Нордиск» и американские «Эли Лилли» за свои деньги у большинства диабетиков возможности нет.
Нынче конфликт вновь реанимировался. И теперь уже руководство завода «Индар» просит общественность наконец поставить точку «в этой инсулиновой войне». По словам директора «Индара» Алексея Лазарева, на днях Людмила Петренко направила новому министру здравоохранения письмо, в котором обвиняет отечественного производителя инсулина в нечестности. Дескать, мало того, что качество их продукта оставляет желать лучшего, так еще и регистрационные документы у них фальшивые. В то же время у «Индара» накопилось немало претензий к Минздраву. Последний, по словам А. Лазарева, во-первых, душит уникальный завод (четвертый в мире, где налажен полный технологический цикл производства гормона), а во- вторых, искусственно создает инсулиновый голод.
Давление же заключатся в следующем. Начиная с 2004 года Минздрав уменьшил объемы закупок отечественных инсулинов, вместо которых приобретал более дорогие — датские. В этом году, утверждает А. Лазарев, и вовсе витала мысль отказаться от украинского продукта. Это при том, что если обеспечивать 80% от потребности отечественными инсулинами, то ежегодная экономия составит 20 млн. гривен. Не понимает, по мнению А. Лазарева, государство и еще одну вещь. Работая на 15% от своих возможностей, завод выпускает до 12 млн. флаконов в год. «При благоприятных условиях мы вполне можем «отвоевать» значительную часть мирового рынка инсулина, объем которого, между прочим, составляет 4,5 млрд. долларов», — говорит А. Лазарев.
Но прогресса не наблюдается. С возмущением воспринимают индаровцы перманентно возникающие претензии к качеству их продукции. Список аргументов внушителен: готовые инсулиновые формы начали изготавливаться «Индаром» по лицензии авторитетной немецкой фирмы «Хехст», сотрудники завода постоянно проходят стажировку в Германии, в системе контроля качества задействовано вдвое больше людей, чем на производстве.... Наконец, комиссия фармнадзора, которая каждые пять лет фиксирует побочные эффекты после приема того или иного препарата, у отечественного инсулина таковых не обнаружила.
Достоинства «Индара», озвученные его руководством, можно перечислять еще долго. Происходящему на инсулиновом рынке у отечественного производителя имеются свои объяснения. Первое: конкуренты разглядели потенциал «Индара» и ведут против него нечестную игру. Второе: завод, принадлежащий на 70% государству, хотят приватизировать, предварительно доведя до банкротства. «Самое ужасное, что пока идут бои, в регионах умирают люди», — рассказывает А. Лазарев. По его словам, начальники некоторых облздравов, отчаявшись дождаться закупленного централизованно инсулина, пытаются напрямую связаться с «Индаром». Его же склады переполнены...
Стоит признать, что все происходящее довольно-таки странно. Кто-кто, а чиновники Минздрава и, так сказать, публичные эндокринологи никогда не поддавали сомнению качество отечественного инсулина. Наоборот, они выступали оппонентами вышеупомянутой МДАУ, которая требовала «импорта» не только для детей и беременных, а и большинства инсулинозависимых людей. Поддерживали же протестующих диабетиков как раз рядовые эндокринологи. «Не для прессы» они могли припомнить немало случаев из своей практики, когда больным становилось хуже после приема гормона украинского производства.
Что же касается «инсулинового голода», то о таковом в Минздраве впервые слышат. Как известно, министр Николай Полищук распорядился пока приостановить все торги. Но не инсулиновые. Последние состоялись и победителями были признаны завод «Фармак», не имеющий пока полного цикла производства гормона, и «Индар». У каждого закупили продукции на 500 тысяч гривен. Более того, как уверила «День» пресс-секретарь министра здравоохранения Ульяна Лозан, о недостатке инсулина сегодня говорить просто безосновательно. По данным Минздрава, полученным от областных управлений, в общей сложности запасы инсулинов отечественного и импортного производства разных видов составляют 625 866 флаконов и 356 863 картриджей. Проще говоря, 20% от годовой потребности. В каких-то регионах запасы больше, в каких- то меньше. Но в любом случае, технические возможности для быстрого перераспределения излишков инсулинов из одной области в другую имеются. Областной эндокринолог делает заказ — и через 1-2 дня получает необходимые объемы лекарства.
Словом, говорить о какой-либо предвзятости по отношению к украинскому производителю и тем более об угрозе инсулинового голода не приходится. Очевидно, что нынешняя ситуация — всего лишь продолжение сериала, который уже сами диабетики окрестили инсулиниадой. Главное, чтобы «просмотр» не обернулся трагедией...
Выпуск газеты №:
№69, (2005)Section
Общество