Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ГОСПОЖА ГУЛЛИВЕРША — МИСС СМИ В СТРАНЕ БОЛЬШИХ УКРАИНЦЕВ

Путешествие второе
06 октября, 00:00

Вновь у наших берегов в жестоком осеннем шторме терпит бедствие британская «Ласточка», и набежавшая волна выбрасывает к нам г-жу Гулливершу — мисс СМИ — журналистку из родной для Гулливеров газеты «Ноттингемпшир Таймс».

Придя в себя и оглядевшись, г-жа Гулливерша сразу поняла, что на этот раз она попала в страну великанов — во владения больших украинцев. Она сразу же принялась собирать материал и, собрав его, с помощью голубиной почты послала серию первых корреспонденций в свою далекую газету. Однако наши родные голуби-почтовики, отвыкшие летать далеко без горючего и приличного харча и привыкшие к родным крышам, сделали круг и приземлились на чердак нашей редакции.

С разрешения автора и редакции газеты «Ноттингемпшир Таймс» мы даем отрывки из серии материалов г-жи Гулливерши о стране— на этот раз не маленьких, а больших украинцев .

СТРАНА КОНТРАСТОВ

Философы несомненно правы, утверждая,
что понятия великого и малого — понятия относительные.

Джонатан Свифт, Альберт Эйнштейн

...Спешу поделиться с читателями своими самыми первыми и довольно беглыми впечатлениями об этой большой и удивительной стране. Как только я очнулась на этом берегу и увидела гигантские деревья и тени исполинов, страх и тоска охватили мое сердце. Я почувствовала — как человек и журналист — свое мелкое ничтожество. Хорошо было Гулливеру в стране лилипутов, которые воспринимали его как полезное и могучее чудо. Ой! Что же говорить мне, когда только что пробежавшая кошка в три раза больше нашего быка. А факт едва не наступившего на меня огромного башмака и мои первые наблюдения подтверждают, что человеческая жестокость и грубость увеличиваются в соответствии с ростом.

Однако, я выполню свой журналистский долг и расскажу о том, что сама вижу своими глазами маленького очевидца. Пусть мне помогут Бог и знакомство с местными журналистами, которые показали и раскрыли немало интересного в нравах своих СМИ и взаимоотношениях.

Но вначале общие замечания, фон и важнейший здесь вопрос — еды. С моим питанием все устроилось — помогли коллеги. И если для предыдущего большого Гулливера была установлена норма еды и питья, достаточная для прокормления 1728 лилипутов, то с такой лилипуткой, как я, никаких проблем не было. Хотя проблема питания и остро существует на этой земле. Говорят, что уже скоро восьмой десяток пойдет, как несмотря на все усилия партий и правительств здесь, на этой плодородной земле, не могут накормить местное население.

— И даже «четвертая власть» не может помочь?! — обратилась я к коллегам.

Коллеги чуть не умерли от хохота и пропищали:

— Какая же мы власть — такие маленькие, как и вы, — в этой стране особых великанов?

— Кто же вами командует и от кого вы зависите?..

Меня повели в «Музей предыдущей прессы» и показали стенды с соответствующими экспонатами: «приводные ремни партии», «бойцы идеологического фронта», «дальнобойная артиллерия партии» и главный лозунг о том, что СМИ являются не только коллективным пропагандистом, но и коллективным агитатором.

— Это интересно, но, вероятно, не злободневно, — заметила я. — И если вы отказываетесь быть не только пропагандистами, но и «четвертой властью», то называйтесь, как у нас, — «сторожевыми псами демократии».

Коллеги страшно перепугались, а некоторые даже поджали хвостики.

— Какая мы власть, о каких псах вы говорите... Дай бог выжить.

— Так что — не можете куснуть или гавкнуть как следует?..

— Сколько угодно, особенно во время избирательных кампаний. Море критики, можем целые грязепады устроить.

— Замечательно! Хоть вас и не признают «четвертой властью», вы имеете возможность критиковать три предыдущие власти.

— Можем, — ответили местные журналисты, — можем критиковать и даже изобличать... Но по методу — «как горохом об стенку». Выведен и селекционно доведен до совершенства такой сорт журналистского гороха, который особенно легко и безболезненно отскакивает от щитов, мундиров, стен.

Мне, мисс СМИ, как никому иному, стали понятны и некоторые другие особенности здешних средств массовой информации. Чем хуже газета — тем больше ее тираж — и наоборот. Страшное несоответствие между стоимостью издательского дела, телепроизводства и оценкой творческого труда. Здесь ничто не стоит так дорого, как бумага, съемочный день — и так дешево, как творческий труд, зарплата и гонорар журналистов. Тем более — талантливых. Тем менее — оплачиваемых.

Но от каких же больших украинцев зависит здесь свободный маленький журналист? И я увидела... Застилая солнце и под самые небеса поднялись три исполинские фигуры, три богатыря. Это — Начальник. Это — г-н Рейтинг. И это — Спонсор!

Смотрите, вот тяжело шагает или топчется на месте НАЧАЛЬНИК. К нему наверх еще надобно пробиться и доползти, чтобы служить. Часто уже на первом этапе старательно облизываются его блестящие башмаки. Иногда Начальник сам поднимает и кладет в свои карманы нужных мастеров пера и микрофона, и они становятся «карманными». Есть спрос на проверенные кадры коллективных и индивидуальных пропагандистов и агитаторов.

Больше всего начальники не любят, когда к ним отдельные журналисты и редакции подкатывают или спускают на парашютах большие зеркала-трюмо, чтобы показать их такими, какие они есть. Предпочитают искажающую зеркальную комнату плохого смеха. Но для идейных противников.

Постоянно меняется в росте — вверх-вниз — влиятельнейший и всенародный г-н Рейтинг. Поощряет и платит только за такие материалы и передачи, которые поголовно читают и смотрят массы. При этом вопросы культуры, профессионализма, морали его совершенно не интересуют, но обожает пошлость и дурной вкус. Многие СМИ на его приманки очень даже клюют и находят у г-на Рейтинга свои ниши.

По скользким, но шикарным шелковым штанам Спонсора карабкаются к нему, срываясь, но улыбаясь, многочисленные продюсеры и редакторы совсем обедневших СМИ.

— Дайте копеечку... Спонсируйте издание... Не дайте пропасть...

Следует отметить, что несмотря на бедственное положение работников пера и микрофона, чувство гордости и патриотизма у них огромно. Я только заикнулась о том, что любимейший и здесь футбол зародился на британских островах, — как мне тут же возразили фактами футбольных матчей на острове Хортица, сославшись на мультфильм «Как казаки в футбол играли».

Высокоразвитое чувство национальной гордости не позволяет ни малым, ни большим украинцам почитать заграничные успехи и достижения СМИ, а также признавать свой уровень сравнительно недостаточным. Любимая отповедь критиканам: «Наши программы не лучше, но и не хуже заграничных!» Я подумала про себя: не лучше наших заграничныe плохиe (плохих и у нас навалом) — это точно. А вот «не хуже наших хороших» — все же вопрос.

Впрочем, мастеров СМИ на этой земле, рождавшей немало больших мастеров пера и экрана, всегда было немало и сейчас имеются. Умению писать не помешала даже вредная механизация творческого процесса с помощью компьютера и диктофона (как здесь говорят, «микрофон в зубы — и вперед!»).

Поверяя на бумаге свои мысли и наблюдения о стране больших украинцев, я хотела бы привести в финале своего материала примеры отличного письма здешних журналистов о человеке и удивительных парадоксах окружающей их жизни.

Вот эти строчки в очень небольшом обзоре печати.

1. Все чаще на страницах местных газет звучит откровение: «Народ состоит из людей!» Правильно, лучше понять это позже, нежели в условиях британской демократии, чем никогда.

2. Парадоксальнейший вопрос Юрия Рыбчинского: «Могут ли коммунисты строить капитализм?» («Киевские ведомости»).

3. Золотые слова, сорвавшиеся с золотого пера Виталия Портникова: «Если ничего не менять, что-нибудь плохое обязательно происходит» («День»).

...С надеждой на хорошее и благополучное —
Мисс СМИ и г-жа Гулливерша,
специально для «Ноттингемпшир Таймс»
из страны больших украинцев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать