«Государственный тенор»
На протяжении всей жизни Иван Козловский не забывал свои украинские корни24 марта, в 102-ю годовщину со дня рождения великого тенора ХХ столетия, в киевском Свято-Михайловском Златоверхом соборе прозвучали фрагменты из Литургии памяти Ивана Козловского в исполнении хора Национального педагогического университета им. Драгоманова.
С этим храмом на протяжении десяти лет была тесно переплетена судьба Ивана Семеновича. Он пришел сюда учиться восьмилетним пареньком. Уже тогда, по сохранившимся воспоминаниям очевидцев, голос мальчика называли ангельским. Всю жизнь Козловский оставался глубоко верующим человеком и, несмотря на косые взгляды коллег, не только посещал православные храмы, но и пел в них по церковным праздникам. В его доме всегда были иконы в обрамлении вышитых рушников. Однажды, на концерте, проходившем в Большом зале Московской консерватории, он спел романс Рахманинова на стихи Мережковского «Христос воскрес». Публика устроила овации, а директор зала получил выговор по партийной линии. Скандал удалось замять только потому, что имя Ивана Семеновича имело непререкаемый авторитет, и его называли «государственным тенором», творчеством которого восхищались все без исключения генсеки страны. Ответственность за случившееся он взял на себя, заявив, что дирижер Евгений Светланов исполнил романс по его просьбе. А через некоторое время принял участие в записи пластинки «Всенощное бдение» Рахманинова, исполнение которого в ту пору запрещалось.
О строптивом характере певца ходит масса историй. Мог, например, отказаться, сославшись на простуду, поехать на дачу к Сталину и тут же отправиться кататься на коньках с симпатичными поклонницами. Его боготворили женщины, и он обожал «слабый пол». Как настоящий рыцарь, умел красиво ухаживать. Но в личной жизни его можно назвать трагической фигурой. Семьи не получилось. Дочери вышли замуж, жены ушли, и к концу его дней в доме с ним жила сестра — монахиня-староверка и пожилая секретарша.
О соперничестве двух теноров Большого театра — Козловского и Лемешева — до сих пор рассказывают легенды. Правда, никакой личной вражды между ними не было, а просто артисты соревновались, кто из них лучше споет. Местные и масштабные «бои» устраивали их фанатки, готовые за своего кумира на самые крайние меры и безумные поступки. Они устраивали засады на всех дверях, чтобы подкараулить певцов, не пропускали ни одного их выступления, порой проникая на спектакли и концерты через форточки или по пожарной лестнице. Чтобы как-то прекратить вражду межу «козловками» и «лемешистками» артисты на юбилее Книппер-Чеховой спели дуэтом арию «В вашем доме..» из оперы «Евгений Онегин». Таким образом доказав, что партия Ленского — коронная для них обоих.
Имел Иван Семенович свои слабости, как и все рядовые граждане. Был капризен и своенравен, спорил с режиссерами и дирижерами. Обладал уникальным слухом, и малейшая фальшь оркестра могла вывести его из себя. Обожал славу, комплименты, находиться в центре внимания и даже откровенную лесть. У певца была масса наград, орденов, медалей, премий. Его знали все и он, похоже, знал многих. Он этим пользовался, но не для себя, а для других. Часто занимался благотворительностью. Например, когда в Киеве сгорел музей Марии Заньковецкой, именно певец ходил по разным инстанциям, чтобы восстановить дом. Артист много выступал, но особенно любил приезжать в нашу столицу, где у него была масса поклонников. Дружил с кинорежиссером Александром Довженко и поэтом Максимом Рыльским. Часто Максим Тадеевич аккомпанировал певцу на рояле, и они устраивали импровизированные концерты. Долгие годы живя в Москве, Козловский не «обрусился». В быту Иван Семенович разговаривал по-украински, обожал пословицы и поговорки, знал их бесчисленное множество. Никогда не порывал со соей родиной. В своем родном селе Марьяновке (Киевской области) на собственные деньги построил музыкальную школу, приобретал инструменты, часто приезжал и выступал перед односельчанами. С огромной теплотой рассказывал о своем педагоге Ольге Муравьевой из Киевского музыкально-драматического института.
Природа наделила Козловского бесценным даром — редкой красоты и чистоты голосом, который он сумел сохранить до преклонных лет. В 80 он спел «Лоэнгрина» на высоких теноровых нотах!
21 декабря 1993 года, когда умер Иван Семенович, Анатолий Соловьяненко назвал черным днем, и в дальнейшем много сил отдал для увековечивания его памяти. Долгие годы он возглавлял Благотворительный фонд «Премьера» им. И. Козловского. К столетию мастера выпустили буклет, а вот мечту о Международном конкурсе вокалистов Анатолий Борисович не успел воплотить в жизнь. Сейчас его эстафету продолжает Евгения Мирошниченко, являясь почетным председателем фонда. Она надеется, что в этом году им удастся найти спонсоров и провести конкурс.
Выпуск газеты №:
№58, (2002)Section
Общество