Перейти к основному содержанию

Говерла как символ государственности

Август 1992 года: история одного восхождения
18 августа, 19:20
ГОВЕРЛА. 2009 г. / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Бог не дал нам крыльев, чтобы летать, но дал ум, чтобы в небо взмыть, создал горы, чтобы люди с чистыми помыслами могли подниматься к истине.

Не обделил Бог и Украину, подарив ей сказочные Крымские горы, волшебные Украинские Карпаты, настоящим украшением которых является хребет Черногора с высочайшей точкой Украины — горой Говерлой (2061 м) и еще тремя вершинами, высота которых превышает 2000 метров. Говерла (на праславянском языке — «женский головной убор», на венгерском — «снежная гора») имеет конусообразную форму; склоны ее покрыты альпийскими лугами, кустарниками, буковыми и хвойными лесами. Гора расположена на границе Закарпатской и Ивано-Франковской областей, на расстоянии 17 км от Румынии.

В наше время горы стали еще и одним из символов государства или всего континента: таким является Олимп для Греции, Фудзияма для Японии, Эверест для Азии, Аконкагуа для Америки, Килиманджаро для Африки, Монблан для Европы... И нам, начиная программу «Флаг Украины на вершинах мира», очень хотелось, чтобы вершина высочайшей украинской горы — Говерлы — стала одним из символов нашей независимости, символом единения украинцев всего мира и всех религиозных конфессий, храмом единения украинских земель, хранителем нашего языка, культуры, традиций, истории.

Согласно программе, мы (а это был 1990 год) начали борьбу за сине-желтый флаг и утверждение его в качестве национального и государственного, заявляя об этом на высочайших вершинах мира. С самого начала решили: флаг поднимем над Говерлой, когда Украина станет независимой, и наше, пошитое в июле 1990 года на Кавказе «знамя из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов» (так Государственный флаг Украины был определен действующей Конституцией Украины лишь 28 июня 1996 года), станет государственным.

И вот, наконец, свершилось: 24 августа 1991 года состоялось провозглашение Акта о независимости Украины, подтвержденное народом на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года; 28 января 1992 года сессия ВР Украины приняла Постановление «О Государственном флаге Украины», согласно которому им стало сине-желтое знамя с вышитым золотом тризубом; 20 февраля 1992 года ВР Украины постановила считать 24 августа Днем независимости Украины.

Приближалась дата первого празднования Дня независимости Украины — 24 августа 1992 года. Настроение было праздничное, приподнятое, ведь исполнилась наша вожделенная мечта, появилась надежда идти путем национального развития и наверстывать утраченное во времена порабощения.

На первую годовщину провозглашения независимости Украины в Киеве 21—24 августа 1992 года должен был состояться I Всемирный форум украинцев. Я, будучи председателем медицинской комиссии Федерации альпинизма Украины, предложил обратиться от лица Федерации в Министерство по делам молодежи и спорта с идеей включить в план мероприятий Всемирного форума украинцев наши предложения, которые бы ознакомили делегатов форума с программой «Флаг Украины на вершинах мира» через размещение специально подготовленного стенда во дворце «Украина», организацию восхождения (вместе с делегатами Всемирного форума украинцев) на высочайшую вершину страны с предварительным освящением флага, который еще в советское время, в 1990—1991 гг., поднимали на вершины Монблан, Эльбрус, Манаслу. И наше предложение было поддержано!

После проведения заседаний многочисленных секций, круглых столов, общего собрания Всемирного форума во дворце «Украина» при участии президента Украины Л. Кравчука и принятия решения о создании постоянно действующего органа — Украинского всемирного координационного совета — в конце августа мы самолетом отправились в Ивано-Франковск. В составе нашей команды были парни и девушки из молодежной секции форума украинцев, председатель Госкомитета Украины по науке и технике Сергей Рябченко, народный депутат Украины Иван Валеня, почетный мастер спорта Григорий Полевой, «снежный барс», покоритель всех высочайших вершин бывшего СССР Валерий Дубинин, корреспонденты газет и др.

В Ивано-Франковске мы пересаживаемся в вертолет и направляемся в Ворохту. И вот мы уже над высочайшими вершинами Украинских Карпат, которые находятся на юго-восточном конце хребта Черногора. На вертолете пролетаем над пирамидальной вершиной с каменными россыпями и большим полуразрушенным зданием. Конечно, все заинтересовались: когда, кем и для чего оно было сооружено. Пришлось мне стать гидом и рассказать об объекте, который сам видел впервые, да еще в таком ракурсе. Я узнал это здание по фото, которое показывал и рассказывал нам о нем еще где-то в середине 60-х годов прошлого столетия мой Учитель, академик Н. Н. Сиротинин. Это были остатки астрономо-метеорологической обсерватории, сооруженной на вершине горы Поп Иван (2022 м) еще в 1935 году на средства военно-воздушных сил Польши. Ее торжественное открытие состоялось в 1938 году. К тому времени она была подчинена Варшавскому университету: в ней известные ученые Европы вели наблюдение за большими и малыми планетами и сменными звездами. Однако местные жители, которые знали о финансировании здания военно-воздушными силами Польши, считали, что наука — это лишь прикрытие, что на самом деле это секретный объект с размещенными в глубине горы ангарами для самолетов. А смысл такого замысла был простым: в случае войны самолеты экономили время взлета, сразу неожиданно для врагов оказываясь на высоте 2000 метров.

Осенью 1939 года обсерватория на горе Поп Иван отошла к Украине, и президиум АН УССР поручил своему первому академику-астроному А. Я. Орлову оценить возможности использования обсерватории по назначению. Орлов с большим энтузиазмом воспринял такое предложение и в конце декабря 1939 года отправился в командировку. 31 декабря он, 60-летний, осуществил зимнее восхождение на вершину, но новогоднего подарка там не нашел: поляки успели эвакуировать ценнейшее оборудование. 2 января 1940 года Совет Народных Комисаров УССР постановил передать Карпатскую астрономическую обсерваторию (так назвали обсерваторию на горе Поп Иван) в состав АН УССР. Тем не менее научную работу там так и не начали — помешала Вторая мировая война. После войны активно «похозяйничали» местные жители, и в результате остались руины, которые мы и наблюдали.

Почему я так хорошо запомнил тот рассказ академика Н. Н. Сиротинина? Потому что в какой-то мере считаю себя виновным в состоянии важного для науки Украины объекта. Ведь тогда, в шестидесятых годах, академия была готова передать научную базу на горе Поп Иван в распоряжение физиологов, и Николай Николаевич предлагал мне поехать и ознакомиться с ее состоянием. Но я так и не нашел времени: был заместителем академика по кавказским экспедициям и активно занимался развитием Эльбрусской медико-биологической станции. Уже во время независимости, неоднократно обращался в Министерство по делам молодежи и спорта с предложением организовать на горе Поп Иван спортивно-оздоровительный центр с целью улучшения спортивных показателей у спортсменов-олимпийцев, и каждый раз из уст спортивного начальства получал один ответ: средств нет, и вообще нам это не нужно. А им нужно было одно: «выбивать» из государства на подготовку сборных команд как можно больше средств и проводить спортивные сборы на фешенебельных заграничных базах с хорошо оборудованной инфраструктурой развлечений...

Приземлились мы в Ворохте — поселке городского типа, расположенном на высоте 850 м в долине реки Прут. Сегодня это один из центров туризма, альпинизма, горнолыжного спорта в Украине. На следующий день знакомимся с поселком более детально: нам рассказали, что Ворохта — одно из древнейших гуцульских поселений, с ним связано много легенд о народных повстанцах. В качестве же спортивно-туристического центра он существует с 1884 года: именно тогда было завершено строительство арочных мостов и проложена железная дорога. Специально для нашей делегации включили один из подъемников (двухкилометровый), и мы, сидя в креслах, имели возможность любоваться объемной, широкоформатной, цветной панорамой волшебных Карпат.

После «подъемника» направились на службу Божью в церковь Рождества Богородицы, расположенной на живописном холме городка. Этот горный храм — памятник деревянной гуцульской архитектуры XVIII (по другим данным — XVII) века, один из наиболее совершенных образцов гуцульской деревянной архитектуры, который сохранился до нашего времени без изменений. Извне церковь казалась нам небольшой, но, когда мы переступили порог, удивила своим пространством, высотой и торжественностью. Здесь, на высоте почти 900 м над уровнем моря, в одной из ближайших к Небу и намоленных за столетия украинских церквей состоялось освящение нашего альпинистского сине-желтого (теперь уже государственного) флага. Позднее его освятили иерархи других христианских конфессий, а также непосредственно Святейший патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет, глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Любомир Гузар; благословил наш флаг (во время пребывания в Киеве) возложением на него рук Папа Римский Иоанн Павел ІІ.

Восхождение на Говерлу началось 30 августа 1992 года. Сначала наш автобус поднялся из Ворохты в спортивно-туристскую базу «Заросляк», расположенную на высоте около 1250 м на южных склонах Говерлы, оставив позади 21 км асфальтированной дороги. Здесь, с турбазы «Заросляк», начиналась пешеходная часть маршрута продолжительностью 3-4 часа. Это было довольно существенное испытание для организма, не адаптированного к физической нагрузке в условиях кислородной недостаточности. Чтобы не произошло беды, определяю состояние здоровья каждого потенциального восходителя, меряю давление: одному (с аритмией, тахикардией, высоким давлением) категорически запрещаю выход на маршрут.

Вместе с нами, киевлянами и представителями диаспоры, восхождение начали местные жители; среди них — председатель поселкового совета Ворохты Михаил Калимбровский, самый юный участник восхождения — одиннадцатилетний Андрюша Калимбровский, члены ивано-франковского добровольного отряда спасателей, которые бывали на Говерле много раз. Гора очень быстро ответила на вопрос «кто есть кто» и расставила всех по рангам. Особенно тяжело высота подчинялась журналистам: их привычка мало двигаться и пребывать в творческой атмосфере прокуренных редакционных комнат на спортивные подвиги не вдохновляла, заставляя часто дышать и хватать разреженный воздух широко раскрытым ртом. Для других восходителей это была приятная прогулка: они радовались солнцу, пространству, синеве поднебесья, натуральной горной свежести...

Вершина оказалась плоской, усыпанной камнями, увенчанной высокой стелой и крестом. Теперь, стоя здесь, в центре Европы, на крыше самого большого на континенте государства, можно окинуть взглядом бесконечные волны синих гор, ощутить дыхание истории, пульс страны и пообщаться с Творцом. Да, мы поднялись на вершину, но восхождение к вершине нашей Духовности лишь началось: нам еще долго придется наверстывать утраченное за века безгосударственности, расплачиваться за раздор, «хатоскрайництво», самоедство.

Здесь, на высшей точке страны, начался митинг: народный депутат Иван Валеня уверял, что уже через пять лет Украина будет в пятерке наиболее развитых европейских государств вместе с ФРГ, Великобританией, Францией, Италией. Я же, держа в руках освященный флаг, представлял Говерлу в качестве одного из символов государственности, местом поклонения нашим поводырям, святыням, реликвиям и предлагал построить на ее маковке Храм согласия, воссоединения всех украинских земель, единения религиозных конфессий. А чтобы восходитель на Говерлу ощутил свою причастность к величию, неповторимости, самобытности своей Родины, предложил каждому приносить на вершину горы для будущего строительства Храма кирпичик и собственноручно подписывать его стойкой краской — фамилия, город, дата... Потом, уже в Киеве, сделал достоянием гласности эту идею.

Обращался с такими предложениями и к президенту Ющенко — тот не ответил; очевидно, думал, что для освящения Говерлы достаточно в День Независимости проявить к ней при восхождении президентскую снисходительность, демонстрируя на ее склонах личную физическую выносливость. И выглядело бы это довольно пристойно, если бы эта демонстрация своей состоятельности не происходила на фоне причиненного государству существенного вреда из-за безответственности, бездеятельности, неспособности реализовать майдановские установки...

Но не будем терять надежды — восхождение к вершинам Духовности не остановить...

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать