Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Игорь ШПАРА: «К сожалению, архитектура в государственном масштабе — дело запущенное»

05 июня, 00:00

Игорь Шпара очень любит свою профессию, город и борется с непродуманной застройкой центральной части города. Он считает, что это может привести к изменению традиционного облика центра столицы. Вот и на встрече Президента Украины с представителями творческих союзов он выразил несогласие с возведением на Бессарабской площади гостинично-офисного центра Daewoo. Проектом предусмотрено строительство здесь 40-этажного сооружения высотой 175 метров. Таким образом, здание окажется на 30 м выше колокольни Свято-Успенской Лавры и на 70 м выше Софийской колокольни.

Это не единственный проект, против реализации которого выступает Игорь Петрович Шпара, беспокоясь о целостности уникального облика древнего города. О зодчих и зодчестве, национальных святынях и шел разговор с главой Союза архитекторов в редакции «Дня».

— Игорь Петрович, какой след оставит грядущим поколениям то, что сейчас происходит в архитектуре?

— К великому сожалению, архитектура и градостроительство в Украине переживают не лучшие времена. В условиях затяжного экономического кризиса заказчиками востребованы в основном проекты коммерческого характера — это банки, офисы, магазины, реконструкции зданий и приспособление их под новые функции. Отличительная особенность нашего времени — привлечение средств населения для строительства жилья. Надежды на крупные зарубежные инвестиции в строительство практически похоронены — инвестиционный климат Украины сегодня приближается к арктическому. На этом фоне несовершенство закона о местном самоуправлении приводит к монополизации принятия градостроительных и архитектурных решений местными администрациями, которые очень часто бывают непрофессиональными и наносят ущерб сложившимся историческим центрам.

Серьезной проблемой современной архитектуры и градостроительства является отсутствие профессиональной законодательной базы. Более пяти лет нынешний состав руководства Госстроя и Союз архитекторов пытаются провести «Закон об архитектурной деятельности». Прошло больше года, как он принят парламентом в первом чтении. Когда же депутатский корпус уделит время архитектуре? Наш закон в сочетании с другими профессиональными законами помог бы навести порядок в этой важнейшей для государства сфере деятельности.

— Если мы возьмем какую-либо эпоху нынешнего столетия, допустим, сталинизм, то можем найти дома, например, здание Кабмина, которые ее отражают. Что характерно для нынешней эпохи?

— Архитектура — дитя своего времени. И здание Кабмина, и большинство построенных зданий того периода — яркое отражение духа тоталитарного режима. А здания райкомов, обкомов, органов местной власти 60—90-х годов — образы «развитого» социализма, как и большинство жилых массивов того периода, — символы казарменного стиля. Это зеркало эпохи. Архитектура Запада ушла за это время далеко вперед. Мы же все еще идем старым путем — строим в основном из кирпича и бетона. Техника строительства недалеко ушла от ХIХ века. Только приступаем к освоению новых технологий и материалов.

— Был такой случай, когда стену между шевченковским домиком и зданием банка в Шевченковском переулке разбирали ночью, чтобы сделать необходимые ремонтные работы. Говорят, что вообще планировали перенести музей повыше и сделать автостоянку. Угроза этого еще реальна?

— Я не знаю о таком прецеденте, но думаю, что никому, даже при поддержке самых сильных мира сего, общество не позволит нарушать законы государства и посягать на целостность усадьбы-музея Шевченко.

— А как, на ваш взгляд, здание банка вписано в эту часть старого Киева?

— Мне представляется, что строительство банка в тех массах и объемах и в том планировочном подходе выполнено автором недостаточно корректно. Но жизнь есть жизнь, город должен развиваться и модернизироваться. Эффект таких хирургических операций зависит от умения и мастерства архитектора. Но это не проект Daewoo на Бессарабской площади, который перечеркивает ансамбль Крещатика.

— Неужели Союз архитекторов никак не может повлиять на это решение?

— Не только Союз архитекторов, но и государственные органы — Госстрой, Академия архитектуры и Градостроительный совет, широкие круги творческой интеллигенции на общественных обсуждениях, советах, в обращениях к Президенту и правительству, городской администрации протестовали против реализации этого проекта.

Протесты были направлены также и против реализации проектов «Интерконтиненталь» на Софийской площади, отель «Хилтон» на улице Владимирской, «Президент-отель» на склонах Днепра, проекта офисного здания в заповеднике «Стародавній Київ» и других. Вынужден констатировать — нулевая реакция, ни одного ответа со стороны власть имущих. Молчание может свидетельствовать либо о полном безразличии, либо о заинтересованности в проводимой политике.

— Как такое возможно?

— В наше время все возможно. Закон о местном самоуправлении позволил мэру и его подопечному — главному архитектору города — монополизировать архитектурную и градостроительную политики, не считаясь с мнением Госстроя, профессиональной общественности, архитектурными советами всех уровней.

— Однако на встрече Президента с представителями творческих союзов мэр Киева Александр Омельченко заверил присутствующих, что окончательные документы по смете, объемам, планам и срокам строительства офисного центра на Бессарабской площади не утверждены.

— Либо мэра города неправильно информировали, либо он говорил неправду. Проект согласован, а это значит, что его можно реализовывать. На мой взгляд, такая монополизация архитектурной власти может привести к тому, что архитектура столицы станет заложницей видения и вкуса одного человека, а это опасно.

— Игорь Петрович, еще примеры подобного плана можете привести?

— Самые свежие: утверждено строительство 22-этажного дома на днепровских склонах в тылу Китайского посольства на территории Дома офицеров. Во-первых, проект принят с нарушениями действующих нормативов. Во-вторых, ни одна разработка не согласовывается без тщательного анализа и обоснования, тем более в таком ответственном месте. В-третьих, главный архитектор Киева — он же один из авторов этого проекта — сам себе его беспрепятственно согласовал. А в-четвертых, можно ли на этом месте строить высотный жилой дом — большой вопрос. Ведь речь идет о Печерском холме, который всегда рассматривался генеральным планом как место развития и формирования правительственного центра. Здания Верховной Рады, Совета Министров, администрации Президента, вся инфраструктура правительственных учреждений и их служб не в полной мере отвечают требованиям современной столицы крупнейшего государства. Давно назрела необходимость разработать концепцию развития такого центра, чтобы избежать случайного строительства в этом районе и получить в будущем достойный Украины выразительный правительственный центр.

Факт второй. На градостроительном совете рассматривали проект капитального ремонта жилых домов по Владимирской, 22—24. Это сердце Киева — Софийская площадь. Дома были построены в конце ХIХ века и являются памятниками архитектуры. Этот статус требует в таких случаях проведения щадящего реставрационного ремонта. Они неплохо сохранились. В хорошем состоянии находились деревянные конструкции-перекрытия, сделанные из великолепной лиственницы. Сегодня идет активная разборка этих конструкций: гибнут камины, лепнина, изумительные интерьеры, будут разобраны парадные мраморные лестницы. Надстройка двух этажей, увеличение высоты здания некорректны по отношению к Софии, размеры собора визуально уменьшатся, а это недопустимо для памятника мирового значения. Как и в первом случае, автор сам согласовал себе такое решение.

— За рубежом архитектор, занимающий какую-то административную должность, не имеет права заниматься при этом коммерческой деятельностью и участвовать в конкурсах. У нас это регламентируется?

— За рубежом чиновник от архитектуры не имеет права заниматься архитектурной практикой и бизнесом. Нарушение квалифицируется как коррупция, виновный привлекается к суду и увольняется. Наше законодательство в положении о госслужащих четко определяет, что никто из них не может использовать свое служебное положение в корыстных целях и заниматься предпринимательской деятельностью. Такие же позиции зафиксированы в законе о борьбе с коррупцией. Госслужащий имеет право заниматься творческой деятельностью, но не связанной с коммерцией, и не творить, используя свое служебное положение в корыстных целях. К сожалению, для руководства «Главкиевархитектуры» законы не писаны. Это не делает чести ни главному архитектору, ни его руководству.

— Наверное, из последних мэров Киева Александр Омельченко первый — строитель по специальности. При нем создан ряд хороших транспортных развязок. А как вы вообще оцениваете период его правления в плане градостроительства?

— Нужно отдать должное мэру столицы — он серьезно занимается развитием города и не только решением транспортных проблем. Его большая заслуга в воссоздании киевских святынь, развитии жилищного строительства, реконструкции площадей, улиц города. К сожалению, такая крупная работа, как реконструкция Крещатика скорее носит марафетный характер. Приведены в порядок тротуары, проезжая часть, подземные переходы, переложены коммуникации, а архитектура домов на Крещатике осталась без внимания. А здесь много проблем. Это и восстановление разобранных арок жилого дома, слева от станции метро «Крещатик», это приведение в порядок первых этажей, это проблема ремонта фасадов, это аляповатая реклама.

— Не кажется ли вам, что много внимания уделяется центру, а вся остальная территория остается вне поля зрения городских властей?

— Конечно, периферийные районы города требуют такого же внимательного отношения. Это один из вопросов, который волнует общественность, который мы поднимали перед правительством в своих обращениях. Все площадки для строительства востребуются инвесторами всех категорий, как правило, в центральной части. Конечно, это самые привлекательные участки. На сегодня отсутствует и не разрабатывается проектная документация, которая регламентировала бы застройку центра. Это приводит к выборочной, не всегда обоснованной застройке отдельных участков. Необходима корректировка генерального плана.

— Игорь Петрович, любая власть имеет свою идеологию, которая фиксируется в архитектуре. Вы употребили слово «марафет». Скажите, за последние годы вы как архитектор видите стремление нынешней власти оставить след в облике страны и города? Или это период марафета?

— Архитектура — искусство царей. Известный афоризм подчеркивает, с одной стороны, что архитектура требует колоссальных капиталовложений, а с другой стороны, прославляет ее создателей и творцов. Имена некоторых правителей сохранились в истории благодаря сооружениям, которые они построили и которые через тысячелетия донесли их имена до нашего времени.

Мне кажется, что каждый правитель, каждый государственный деятель не против увековечить свое имя не только политическими и реформаторскими акциями. Произведение архитектуры несет информацию на долгие столетия. Нынешняя власть уже себя увековечила воссозданием Пирогощи, Михайловского Златоверхого монастыря, Успенского собора. Эта серьезная акция в истории нашего народа.

Но, к сожалению, архитектура в государственном масштабе — дело запущенное. У наших руководителей, к сожалению, отсутствует понимание задач и проблем, роли градостроительства и архитектуры в жизни нашего государства, в развитии культуры и искусства. Очень настораживает, что нынешняя власть, просвещенные депутаты часто исповедуют провинциальный взгляд на развитие современного города. Они считают, что роскошные небоскребы «обогащают» и «осовременивают» центр города.

Ни одна европейская столица, да и их провинциальные города не допускают вторжения в исторические центры высотных зданий. Там чтят и уважают историческое наследие, чтят свою культуру, своеобразие своих городов.

Высотные дома и комплексы в современной трактовке нужно и должно строить на той площадке, которая для это определена генеральными планами. В Киеве их предостаточно. А у нас в заповеднике «Стародавній Київ», где высотность зданий не должна превышать 3-х этажей, строится офисный центр 7—10 этажей с высотой этажа 3,6 метра. Это рядом с памятником архитектуры XVIII века церковью Николы Набережного! Протесты общественности не возымели действия.

— На улице Лукьяновской строится мечеть, на горе, связанной с именем Вещего Олега...

— Волнует не то, что возводится мусульманский духовный центр, он и должен находиться у мусульманского кладбища на Щекавице. Проектом предусматривалось и сейчас строится небольшая мечеть, где мусульмане Киева и гости могли бы отправлять религиозные обряды. Но в последней редакции комплекса просветительско-религиозный центр увеличился до грандиозных размеров. Проект красивый, но уже есть протесты по поводу размеров, географии размещения — по соседству с кладбищем ХIХ века, где было похоронено много известных киевлян.

— Игорь Петрович, а как вы относитесь к тому, что новые богатые люди строят на киевских холмах, например на Черной горе, огромные особняки?

— Эти районы и предназначены для малоэтажного строительства. И, в принципе, обновление этих районов служит хорошую службу городу. Беспокоит другое: отсутствие культуры. Это часто приводит к появлению безвкусных по своей архитектуре, стилистике и масштабам сооружений.

— Самодеятельную застройку невозможно регулировать?

— Регулировать можно и законодательно, и экономически. Нужно жестко регламентировать хотя бы в центральной части обязанности и права владельцев. Не допускать вседозволенности, привлекать нарушителей к ответственности и заставлять в судебном порядке ликвидировать плоды их самодеятельности.

— Наверное, даже это не возымело бы действия. Главный архитектор Москвы недавно сказал, что если бы Лужков сейчас начал борьбу с остеклением балконов, он потерял бы половину электората. То же самое, видимо, и у нас.

— Я согласен с вами. При такой постановке вопроса мы не скоро приблизимся к Европе. Парламент должен принять законы, защищающие города от варварства.

— Игорь Петрович, зарубежный и наш опыт: кто имеет право заниматься архитектурной деятельностью? Ваш заместитель назвал такую цифру: например, в Кировоградской области 30 архитекторов, а лицензий на ведение архитектурных разработок выдано около ста.

— Да, это архиважный вопрос. Профессия архитектора наряду с профессиями врача и адвоката, от деятельности которых зависит человеческая жизнь, должна лицензироваться в обязательном порядке, как это законодательно закреплено во всем цивилизованном мире. В 1993 году была принята «дичайшая» система лицензирования юридических лиц — система безответственности, поощряющая непрофессиональную деятельность. Это позволило любой фирме заняться проектированием — стоит только собрать бумаги и подать в соответствующие органы, которые созданы при местных органах власти. Архитектурным проектированием занимаются торговые фирмы, коммерческие, строительные, транспортные, бытового обслуживания — все, кому не лень. Результат — множество серых убогих сооружений появилось по всей Украине.

— И в то же время квалифицированные специалисты не могут найти объекты для приложения рук?

— Большинство крупных институтов Киева по проектированию находятся в агонии из-за отсутствия работ, из 90 творческих мастерских имеют заказы процентов 20. Самое мощное предприятие, «Киевпроект», не имеет портфеля заказов, последний месяц людям не выплатили зарплату. На этом фоне процветают 5-6 мастерских, а закрытое акционерное общество «Архитектурный Союз» и мастерская ПТАМ «С. Бабушкин», завалены работой. Мягко говоря, нонсенс!

— Как бы вы оценили архитектурный облик городов Украины?

— Очень трудно говорить обо всех городах. Более тысячи сохранили до наших дней планировочную структуру XI—XVII веков. Их облик формируется из капитальных сооружений древнего периода — это культовые сооружения, крепости, исторические дома фоновой застройки конца XIX — первой половины ХХ века. Значительный ущерб был нанесен своеобразию городов тотальным типовым и панельным строительством в 60—90-х годах.

Украина обладает богатейшей материальной культурой, выдающимися памятниками зодчества, крупными архитектурными комплексами. В конце прошлого года ЮНЕСКО провозгласило исторический центр Львова памятником мирового значения. Каменец-Подольский — следующий претендент на этот статус. А Одесса, Крым, Закарпатье, Харьков, Полтава — всех не перечислишь. К сожалению, состояние городов, их центров находится не в лучшем состоянии, медленно идет реставрация и ремонты старого фонда, благоустройство не всегда на уровне. Есть, правда, и приятные исключения — комплексная реконструкция и реставрация маленького города Глухова отмечена Государственной премией по архитектуре.

— В старые компартийные времена люди творческих профессий часто сетовали на вмешательство партийного руководства, его некомпетентность. На ваш взгляд, как эволюционирует вмешательство власти? Сейчас это делается квалифицированно?

— Вернемся к сталинизму. Архитектура была одной из первых скрипок в искусстве того периода. Был заказ создать обстановку светлого настоящего и прочности, надежности строя. В это время проектируются колоссальные комплексы. Высшие партийные боссы следят за проектированием и строительством. Проводится масса конкурсов. Позже архитектурное творчество оставалось под жестким партийным контролем. В 1980-м я стал жертвой такого давления при проектировании ВПШ (сейчас — Институт международных отношений). В аппарате ЦК КПУ мне выворачивали руки. Из многих вариантов выбрали далеко не лучший, контролировали каждую деталь, каждый узел при строительстве.

Сейчас в своем творчестве архитекторы свободны от диктата сверху и, слава Богу. Но очень жаль, что наши руководители далеки от архитектуры. Я не наблюдал, чтобы их интересовало, как и что строится в Украине, каковы перспективы развития Киева, других городов, не слышал ни одного публичного выступления на эту тему.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать