Игра в классику
На парламентских слушаниях по проблемам культуры вице-премьер Николай Томенко сообщил, что власть будет поддерживать книгопечатание прежде всего в издании классики. Это снова «новый путь». Потому что в большом книжном мире издание классики является самоприбыльным делом, и некоторые страны даже берут с издателей процент за пользование классическими брэндами.
Развитые страны стимулируют только издание своей классики за границей — в Украине это очевидно по деятельности посольств Франции, Германии, Австрии, Финляндии, которые финансировали издание практически всех переводов из этой литературы, вышедшей у нас за годы независимости. Бесспорно, такая деятельность необходима и Украине. Но она не имеет никакого отношения к книжному рынку и принадлежит к функциональным обязанностям Министерства иностранных дел.
Западные государства поддерживают классику на своих территориях другим способом — участием (финансово и лично) в литературных фестивалях, конкурсах, публичных чтениях, «круглых столах» etc. Например, в Испании девять лет подряд день смерти Сервантеса — 23 апреля — отмечают публичным чтением «Дон Кихота», где наряду с художниками и рядовыми гражданами выступают первые лица испанского правительства с членами королевского дома включительно.
Между прочим, тамошние должностные лица, выполняя обряд публичного чтения, на самом деле занимаются своим прямым делом: наполняют госбюджет. Рядом с декламаторами — множество книжных магазинчиков. За один такой день издатели продают книг в десять раз больше, чем за целый месяц.
Думаю, мы к этому также придем, когда будет готова соответствующая книжная инфраструктура. Иначе говоря, когда прилавки книжных магазинов будут завалены украинскими книгами различной тематики, а для сервиса будет предлагаться еще и немного иностранной книги (русской, польской; англо-, немецко-, франкоязычной).
И вот тут подходим к роли классики в обращении книжного капитала. Ассортиментообразующий стержень любого книжного магазина — именно классика. Именно на нее «налипает» и современная литература, и нонфикшн. Когда русские поняли, что для развития книжного бизнеса очень нужны современные книжные магазины, они все бюджетные средства, выделенные на поддержку книг, направили на формирование репертуара классики.
Да это также был не рыночный шаг, — просто нужно было выиграть время. Два года действия программы плюс еще год на становление современных книжных магазинов — и решены две главные проблемы: классика стала частью потребительской корзины тамошнего читателя, а реализация книг достигла вполне европейского уровня.
И в то же время их успех создал дополнительные проблемы украинскому книжному бизнесу. Наши книжные магазины типа «Буква» — русский проект. То, что роль дополнительного сервиса там выполняет не иностранная, а собственно украинская книга, — это технический аспект. Но привел он к ментальным сдвигам. У посетителя этого европейского подобия книжных магазинов уже есть классика, русская. И называет он ее «отечественной»… Все, вход в сознание заблокирован.
Загнанная в резервацию (сначала в книжных магазинах, позже — в сознании) украинская книга лишилась репродуктивной способности. Сегодня для восстановления ее популяции нужно искусственное (то есть, бюджетное) оплодотворение. Поэтому не рыночное, по сути дела, желание господина Томенко поддержать классику является сегодня единственно возможным способом реанимации.
Но существует ли бизнес-план? Раздать средства желающим переиздавать Лесю или Тараса Григорьевича — все равно, что завести огород посреди пустыни. Анализ политики выстраивается на четком очерчивании желаемого результата. Давайте присмотримся даже к русским результатам: они почти образцовые.
Каждое издательство, ставящее там на классику (и десять лет назад имело под это господдержку) предлагает целую «классическую» цепочку: собрание произведений в «интерьерном» оформлении, избранное с основательным комментированием, отдельные произведения как в люксусовом виде со «статусной» функцией, так и утилитарные пейпербуки. Плюс биографии, полудетективные исследования идей классиков, краеведческие исследования о них, персональные энциклопедии, римейки и комиксы.
Очень важный момент: ориентировано все это исключительно на рынок, а поэтому и максимально учитывает психологию современного потребления. Этого золотого правила поддержки любых культурных индустрий придерживались и русские чиновники, понимая, что библиотеки являются вторичным рынком существования книги, они сосредоточили средства и идеи на поддержке именно рыночных проектов. Книгу — активному читателю! Такой была идеология.
Да-да, соседнее государство поддерживало сугубо коммерческие проекты. Потому что на то время сами издатели не способны были аккумулировать на них собственные средства. А что уже говорить об украинских издателях, которые, вследствие уже двухлетней безалаберщины с налогами, не имеют средств вообще… «Текст+Контекст», блестящий «классический» проект киевского издательства «Факт», сейчас остановился именно из-за отсутствия оборотных средств, «вымытых» государственной недальновидностью. А не менее интересный проект «Библиотека Шевченковского комитета» (особенно его биографическая часть) стал возможен лишь благодаря бюджетным деньгам, но не стал культурологическим событием потому, что был ориентирован не на рынок, а на библиотеки.
Поэтому для оживления украинской классики нужна ярмарка идей, прописанных до выхода на самоокупаемость. А это возможно только в координатах максимального заполнения ассортиментных ниш — с комиксами включительно. Такую программу и должно представить себе государство, а уже потом раздавать ґранты тем, кто предлагает заполнить определенные пазлы. Тогда это будет серьезная инвестиционная программа, а не благотворительность по меценатской логике «что люблю, то и поддерживаю».
Кстати, и меценатам, среди которых много ценителей классики, в программе господдержки стоит предусмотреть нишу: например, освободить от всех налогов средства, направляющиеся ими на издание классического ассортимента.
Выпуск газеты №:
№88, (2005)Section
Общество