Информационное общество и его друзья
— Что из себя представляет ваш фонд и для чего он нужен?
— Фонд — общественная организация, он начал свою работу в мае 2001. Его деятельность направлена, в первую очередь, на трансформацию существующего в Украине общества в информационное, в котором информация и знания являются основным источником духовного и экономического развития нации и самореализации каждого из нас, как составляющего этой нации.
В своем развитии цивилизация прошла три эпохи: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Конечно, и в аграрную эпоху человек пользовался определенной информацией, но больше он работал топором, мотыгой или нагайкой. Индустриальная эпоха — это когда работу выполняют машины, основная производительность ложится на механизмы. А в постиндустриальной цивилизации выполняет работу человек, используя определенные инструменты. Процесс производительности перестал быть трудоемким, он стал скорее интеллектоемким. Информация переходит в знания, а знания путём трансформации (инновационный процесс) — в некий продукт или услугу. Это и есть процесс, характеризующий постиндустриальное общество, что, в конечном итоге, определяет сегодня конкурентоспособность любой страны. Постиндустриальный сегмент в мировой экономике занимает всё больший и больший процент. За последние годы, к примеру, в структуре ВВП США аграрный сектор занимает 3%, индустриальный — 25%, а всё остальное — это постиндустриальный сектор.
Украина сегодня является аграрно-индустриальной страной. А не страной, где интеллект является основным орудием производства. То есть мы живём в экономических реалиях начала XX века. Тогда как в США, Японии и странах Европы с 1970-х существует приоритет стратегии развития информационного общества. И водораздел между развитыми странами и странами третьего мира начинается именно здесь.
— Не кажется ли вам, что власть в Украине не слишком заинтересована в развитии информационного общества, поскольку она вовсе не стремится к открытости информации?
— Конечно, наша страна ведь традиционно управляется в ручном режиме — это не является новостью. Но государством можно управлять эффективнее путем информатизации и автоматизации процессов управления. Это доказано опытом современного менеджмента. У нас есть концепция электронного правительства — это эффективная модель организационного управления. Цели у государства и бизнеса несколько разные, но с точки зрения организации все это структуры, которыми нужно управлять. А информатизация здесь служит для оптимизации рабочих процессов, делает их максимально эффективными. Это важно и для развития бизнеса — для него становятся прозрачными нужды государства. И для эффективного взаимодействия здесь уже не нужны траты на всевозможные «бумажные» тендеры.
Существует принципиальная разница между тем, когда государство делает что-то потому, что так считает несколько человек, и тем, когда благодаря информационным структурам оно может видеть реальные нужды своих граждан, своей экономики и национальной безопасности. По сути, в данном случае государство выясняет определённый спрос на свои услуги и получает инструмент для их оказания. С использованием Интернета все процессы значительно упрощаются. Информационные системы становятся инструментами управления, инструментом оказания услуг, инструментом маркетинга. Благодаря им государство может эффективно исполнять свою основную функцию — обслуживать общество, удовлетворять нужды и гарантировать права каждого гражданина.
— Но целые поколения украинских чиновников зачастую не желают учиться ничему новому. При этом они не настроены уступать своих позиций и совершенно не заинтересованы допустить конкуренции с какими-то адептами информационного общества.
— Заметьте — у нас гораздо больше говорят не об информационном обществе, а о его составляющей — Интернет. Потому что индустриальная элита, о которой вы говорите, уже увидела, что не может больше контролировать то, что она привыкла контролировать. Оказывается, появилось что-то, чего они не знают и чего многие из них пугаются. И первая реакция таких людей — желание запретить или, по крайней мере, контролировать. Что вполне нормально с точки зрения психологии. Впрочем, активная часть чиновников уже использует достижения информационных технологий для достижения своих целей. При этом в украинском обществе происходят процессы формирования постиндустриальной элиты. Противостояние между индустриальной и постиндустриальной элитой существует сегодня во всем мире. И национальные постиндустриальные элиты, даже если они пока слабы, стремительно набирают силу и влияние. Сегодняшние процессы в мировой экономике — это результат кризиса взаимодействия «старой» и «новой» экономики.
Есть активная часть общества, прежде всего — молодежь, которая и должна окончательно сформировать постиндустриальную элиту. Посредством пропаганды и просветительства СМИ могут донести преимущества информационного общества до всех прослоек украинского общества. Для этого мы совместно с Институтом информационного общества инициировали программу «Журналист информационного общества». Ее поддержал ряд работающих с информационными технологиями компаний. Цель программы — популяризация социального среза информационного общества, объяснение, каким образом можно использовать инструментальную базу для достижения тех или иных целей, самореализации и самовыражения в публичной, личной и деловой жизни. А спонсоры программы производят или продают товары — инструменты для этой деятельности.
Нашей целью не является только пропаганда. Журналисты могут и должны давать человеку пищу для размышления о том, что он оказался перед лицом новой цивилизации. И открывать пути интеграции в нее. Опять же — осознанной, а не рефлекторной.
— Таким образом, перед нами опять стоит задача XVIII века — просветительство?
— В нашей стране только начинают понимать, как нам нужно такое просветительство. Но это еще называется и стратегическим планированием. За последние год-полтора украинский бизнес вырос настолько, чтобы делать инвестиции в будущее и осознать их необходимость. Инвестиция в будущее — это воспитание будущего образованного потребителя для своего продукта или работника для своей фирмы. Бизнесу во всем мире сегодня выгодно поддерживать школы и университеты. Поскольку это дает возможность брать на работу не тех, кого придется всему учить, а изначально профессионально подготовленные кадры.
— Ваш фонд собирается как-либо координировать процессы инвестирования украинским бизнесом в систему образования?
— Сегодня инвестиции в человека самые высокорентабельные. Мировой опыт достаточно четко показывает, что вопрос инвестирования в образование не является исключительно заботой государства. Только вместе с бизнесом и обществом ситуация с использованием информационных технологий в образовании в нашей стране может быть решена. В Прибалтике эти процессы давно разрешаются при активной поддержке бизнеса.
— Там это вещи и более понятные, и более насущные — они вынуждены инвестировать в инновационные технологии, не имея серьезных природных богатств. И в данном случае — это их плюс.
— А что, в Украине так много природных запасов? Разве для нас это не выход? Да, у нас есть металлы, но природные богатства рано или поздно заканчиваются. И здесь возникает вопрос, как мы — Украина — можем использовать глобализацию? Вернемся немного к началу нашего разговора. Единственным конкурентоспособным продуктом сегодня является интеллектуальный продукт. Производителем данного продукта является человек. В этом и заключается весь парадокс. Получается, что самым ценным — в прямом смысле слова — в любом государстве является его гражданин. И государства, заботящиеся о своих гражданах, становятся наиболее передовыми и экономически развитыми. Экономическим показателем страны становится количественное соотношение патентов и инноваций на душу населения.