Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Инклюзия — это система поддержки, которая необходима конкретному ребенку»

Свои истории испытаний и успеха «Дню» рассказали участники канадско-украинского проекта
19 февраля, 11:58
СТАНИСЛАВ ПЛАТОНОВ ОТКРЫЛ СЕКРЕТ: УБЕДИВШИСЬ В ТОМ, ЧТО ГОСУДАРСТВО ВСЕ-ТАКИ ИДЕТ НАВСТРЕЧУ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ, И ЧТО В УКРАИНЕ, ПРИ ЖЕЛАНИИ, МОГУТ ПОЛУЧИТЬ НОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕ, ОНИ С ЖЕНОЙ РЕШИЛИСЬ НА ВТОРОГО РЕБЕНКА / ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ПЛАТОНОВЫХ

Об инклюзии в Украине говорят с начала 1990-х годов. Время от времени у нас финансировались отдельные проекты по внедрению интегрированного обучения в общеобразовательных школах: идет речь об обучении в одном классе здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этом году в Украине завершается пятилетний канадско-украинский проект «Инклюзивное образование для детей с особенными потребностями в Украине», в котором приняли участие два пилотных региона — Львовская область и АР Крым. Конечно, до 2008 года во всех регионах Украины уже были определенные наработки в сфере внедрения инклюзивного обучения. Они и стали основой для реализации проекта. Благодаря его внедрению, в этом году в инклюзивные классы пошло свыше 100 детей в АР Крым и во Львовской области. В целом же в настоящее время инклюзией охвачено около 500 детей с особенными потребностями.

— Я далек от того, чтобы воспринимать инклюзию сквозь розовые очки, но все же, считаю, что за последние пять лет в умах правительственных чиновников произошли изменения, — говорит глава комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерий СУШКЕВИЧ. — В течение последних лет мы утвердили 20 нормативных актов, которые позволяют внедрять инклюзию в общеобразовательных заведениях. Пик внимания к этой теме был в 2009 году, когда Кабинет министров принял Постановление №1482, которое имело чрезвычайное влияние на формирование государственной политики в сфере внедрения инклюзии. В частности, там четко прописана деятельность Минобразования, Минсоцполитики и Министерства строительства и архитектуры. Также там официально записан статус инклюзивного интегрированного образования. В настоящее время нужно подумать о дошкольном образовании, о развитии инклюзии в этой системе. Потому что когда ребенок попадает с закрытой среды, из изоляции в школьный класс — у него случается шок. К сожалению, это в настоящее время немногие понимают.

Украинская сторона надеется, что сотрудничество с канадскими коллегами будет продолжено. «Эти люди должны быть лидерами изменений», — считает директор Программы Канадского агентства международного развития в Украине Стивен ПОТТЕР. И хотя в проекте приняли участие ряд министерств, государственных органов и общественных организаций, все же, по словам организаторов, основная работа ложится на плечи родителей, которые воспитывают детей с особенными потребностями.

В детском дошкольном заведении №6 города Керчь для семилетнего сына Станислав Платонова (по словам отца, у сына — «последствия родовой травмы») специалисты составили индивидуальный учебный план. Благодаря нему ребенок лучше развивается. Все — по инициативе родителей, которые решили отдать малыша учиться вместе со здоровыми детьми. Самым тяжелым в этом решении Вячеслав называет непонимание со стороны руководства, которое убеждало мужчину, что его сыну будет лучше в специализированной группе для детей с особенными потребностями.

Вместе с женой отец ребенка опирался на возможность, которую дает Конвенция по правам инвалидов (ст.24): все дети на равных правах могут учиться вместе. Сложность была в том, что таким детям нужна дополнительная помощь, а педагоги боятся не справиться с уходом за детьми с нарушениями развития.

— Наш сын начал свою коммуникацию с педагогами в групповых занятиях, и в настоящее время он принимает участие в обсуждении. Раньше этого не было — коммуникация была затрудненной. За три месяца, с тех пор, как мы посещаем садик, там сформировали группу специалистов в составе дефектолога, психолога, заведующей детским садиком, воспитателей, преподавателя физкультуры, которые составили индивидуальный учебный план для нашего сына. Занимаясь по нему, ребенок уже использует в предложении 4—5 слов, хотя раньше — не больше двух. Это уже развитая речь. Мы сами имели возможность увидеть, как он учится, как отвечает воспитателям. Поэтому под инклюзией мы понимаем систему поддержки, которая необходима конкретному ребенку. Использовать нужно тот профессиональный арсенал, который есть в каждой школе, в каждом детском садике, Родителям, которые хотят устроить своего ребенка в дошкольное учреждение, я бы посоветовал письменно обраться в управление образования. Потому что если говорить с руководителями учреждений устно, процесс часто затягивается. — рассказывает отец ребенка с особенными потребностями Станислав Платонов.

Родители, которые отважились дать ребенку возможность учиться вместе со здоровыми детьми, в один голос уверяют, что все проблемы — в страхах, что ребенка оскорбят или не поймут. Тяжелее всего родителям переступить через страх и понять: чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, нужно дать ему возможность общаться со своими ровесниками. Станислав Платонов говорит, что эти страхи навязаны стереотипами, что ребенка не примут, в действительности — все наоборот: и в садике, и в школе, и особенно в начальных классах дети очень доброжелательны.

Согласно законодательству, государство должно создавать возможности для поддержки таких детей. Идет речь, в том числе и о должности ассистента учителя в классе, где есть такой ребенок, и о должности специалиста по инклюзии. Так, по данным начальника отдела инклюзивного образования и интернатных заведений Департамента общего, среднего и дошкольного образования Министерства образования, науки, молодежи и спорта Веры Шкляренко, в настоящее время в Украине работает почти 100 ассистентов учителя.

Ассистентом и частично учителем для своего 8-летнего сына стала жительница Евпатории Ирина Горожанина. Ребенок в сентябре пошел в первый класс общеобразовательной школы. Документальное оформление заняло почти год. Женщина рассказывает, что чувствовала поддержку и понимание людей, которые работают в сфере инклюзии в Крыму. Также ее поддержали партнеры канадско-украинского проекта.

— Территориально к нам ближайшей была школа №15. Мы обратились с заявлением о том, что хотим учиться, но сначала почувствовали прохладное отношение. Директор сказал, что он не «готов», попросил прийти через неделю. Вопросы решили после вмешательства начальника управления по делам детей и социальной защиты Министерства образования, науки, молодежи и спорта АР Крым Сергея Трифанова. Заявление приняли в мае, и мы начали готовиться к учебе, ведь я хотела, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. В настоящее время ребенок посещает класс, в котором учится 32 обычных школьников. Сначала школа предоставила на полставки педагога-ассистента, но ничего полезного этот человек не мог дать моему ребенку. Поэтому я сама ежедневно посещаю занятия вместе с сыном, контролирую процесс и пытаюсь, чтобы из каждого урока ребенок взял максимум пользы. Кроме того, ребенок получит дополнительные занятия с дефектологом и логопедом, — рассказывает Ирина Гороженина, голос ее дрожит. Можно только представить, каких усилий, и не только физических, ей это стоит. По словам женщины, ребенок с радостью ходит в школу, и видеть это — большое счастье.

Инклюзия — это не цель, это — процесс, объясняют эксперты. И не только процесс интеграции детей с особенными потребностями, но и процесс расширения нашего сознания. Когда родители говорят об инклюзии, то чаще всего жалуются на стереотипы в восприятии детей-инвалидов, на инертность руководителей учебных заведений, на враждебное отношение педагогов. «Только не в моей школе...», «Это вы там «сверху» что-то придумали...» — такое приходилось слышать практически всем тем, кто имеет отношение к инклюзии. Основное, считают родители, дать детям почувствовать удовольствие от пребывания в коллективе, от процесса обучения со здоровыми детьми, от понимания того, что у них — такие же права, как у всех.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать