Историческое имя государства является его высшим символом
За девять лет тяжелого, иногда неуклюжего реформирования, в той или иной мере были дискредитированы понятия, которые составляют ценности цивилизованного общества: демократия, многопартийность, приватизация и даже независимость. Но понятие «Украина» как было, так и является не только названием государства, а и его высшим символом. Так произошло потому, что у украинского народа дважды в истории отнимали имя Родины. Официальная российская историография и, в частности, погодинская теория рассматривали Киевскую Русь как творение исключительно «великорусской народности». Согласно этой теории в истории «государства Российского» имели место только элементы украинской истории. Советская историография называла Киевскую Русь общей колыбелью российского, украинского и белорусского народов. Концепция «Iсторії України-Руси» М. Грушевского, который считал творцом Киевского государства «українсько- руську народність» и предложил изучать историю народа, а не государства, сначала подвергалась острой критике (начало 30-х годов), а потом вообще замалчивалась. Вследствие великодержавной политики в сознании советского человека понятие «Русь» стало синонимом России. Историческое название украинского государства по существу было украдено.
Один из современных украинских историков считает, что в Украине в миниатюре повторяется цивилизационная конфигурация России. «Не потому ли ее величали Малороссией?» — спрашивает автор. Такое оригинальное словосочетание наталкивает на не менее оригинальное сравнение. Можно представить, как условный товарищ Грач устраивает конкурс на лучший величальный гимн Малороссии, но представить себе референдум за независимость... Царизм боялся слова «Украина», ибо понимал его силу как символа нации. Иезуитская подмена названия на Малороссию проводилась с дальновидной целью: сделать навеки безгосударственным безымянный народ. Топоним «Украина», известный миру с XVI—XVII вв., в начале XIX в. уже не существовал — была упразднена даже «Слободско- Украинская губерния». Тарас Шевченко в детстве слышал об Украине только из народных песен! Исследователь топонимов — писатель Николай Фененко всю жизнь посвятил изучению географических названий родного края. Человек трагической судьбы, большую часть жизни проведя в сталинских концлагерях, в 1956 г. вернулся в Мариуполь с Воркутинской каторги и нашел в себе силы написать широко известный ныне труд «Топоніміка України у творчості Тараса Шевченка». В первых главах писатель рассказал, как Шевченко вернул украинскому народу имя, а Родине — законное историческое название, утвердив в «Кобзаре» понятие Украина 198 раз! И это в то время, когда в литературе на упоминание об Украине существовало негласное табу. Даже в творчестве Котляревского, преисполненном яркого национального колорита, употребляются топонимы местного характера, а слово «Украина» не упоминается ни разу. Нужна была гениальная историческая фигура, чтобы возвратить в естественное русло переброшенное течение украинского прогресса. «Безмерны его (Шевченко. — Г.А. ) заслуги перед Украиной. И одна из них исключительна в мировом масштабе: именно благодаря его творчеству, между всяких «Малороссий», «Новороссий», «Лодомерий» и тому подобного, имя Украины окончательно и навсегда получило признание во всем мире», — отметил Н. Фененко.
Без творческого и гражданского подвига Т. Шевченко было бы невозможно появление независимого государства — Украинской Народной Республики в 1918 г. Но она, к сожалению, продержалась недолго, возможно, и потому, что имя- символ было скрыто за аббревиатурой УНР. УССР просуществовала намного дольше, но она не была независимым государством. Недаром при обсуждении Декларации о государственном суверенитете в 1990 году за название независимого государства велась ожесточенная двухчасовая политическая борьба. Депутаты решили мудро и дальновидно. 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла закон: «Название украинского государства — Украина». Во второй раз после Шевченко историческое имя Украины возвратил народу демократически избранный им парламент.
Выпуск газеты №:
№206, (2000)Section
Общество