Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Историко-культурное наследие как бренд,

или Восстановление короткого пути от мецената к художнику
11 февраля, 00:00

По Украине разбросаны места, на фоне которых понятнее становится масштаб катастрофы прошлого и ее влияние на настоящее. Связаны они с известными именами или же знаковыми событиями. Теперь это преимущественно руины, которые демонстрируют реальное, а не декларативное отношение как государства, так и большинства его граждан к истории своего края. Денежных доходов они не приносят, не являются политическими символами, поэтому до сих пор о таких объектах заботятся разве что отдельные энтузиасты. Речь идет об оригинальных, пусть и запущенных сооружениях, живых остатках, где несложно воспроизвести в воображении мир, которого уже нет. Они родственны местностям, следовательно, могут быть близкими и понятными для земляков-современников, правда, такую ценность нужно постоянно объяснять. Недаром на краеведческом материале лучше всего воспитываются самые стойкие патриоты своей страны по убеждению. И, наоборот, о чем рассказывать ученикам школы одного из северных районов Черниговщины, где на стенах церкви второй половины ХVІІ века растут деревья, а крыши нет?

Возрождение таких местностей до сих пор воспринимается как дело государственной важности. Но многие из них расположены в сельской местности, где, даже при наличии желания у местной власти, трудно самим сдвинуть дело с места. А если таки удалось, в дальнейшем появляется вопрос — кто примет здание на баланс и в дальнейшем будет содержать. Как правило, они относятся к областной или районной коммунальной собственности, иногда — к территориальной общине, и финансируются из соответствующего бюджета. В результате, не в худшем случае, помещения с уникальными экспонатами зимой не отапливаются, а работники заведений культуры получают неполные ставки с соответствующей отдачей. Больно на все это смотреть, но у государства, по-видимому, своя логика, его также стоит понять, чтобы не тратить усилия напрасно.

К решению проблемы можно подойти иначе. Наконец, сто лет назад художники деньги из бюджета не выпрашивали. Причина известна — существовал короткий путь от мецената к художнику. Идею восстановления такого подзабытого подхода и его распространения выразила и демонстрирует известная на Черниговщине и за ее пределами общественная организация «Пласт-Арт». Родилась она шестнадцать лет назад из одноименной художественной галереи. Ее основателю — художнику Борису Дедову, удалось убедить местную власть предоставить часть запущенных помещений бывшей школы с тем, чтобы их можно было отремонтировать, причем исключительно на общественные деньги, а затем устраивать там бесплатные выставки — и для профессионалов, и для любителей, всех желающих. Как результат — Чернигов получил первую картинную галерею. Капитальные помещения восстановлены и используются по назначению. Оказалось, что для этого абсолютно не обязательно тратить очередные миллионы бюджетных денег с сомнительным результатом.

Правда, первые надежды, что выставочная деятельность станет ключевой, оказались явно преувеличенными. По выражению основателя галереи, теперь это «вестибюль организации». Остальное — творческая мастерская. Здесь разрабатываются произведения монументального искусства, осуществляются проектные работы. Они предусматривают наличие концепции, под которую заинтересованные благотворители могут выделить средства. Собственно, сама галерея — одна из таких идей. Полученные средства аккумулирует и тратит исполнитель под контролем меценатов. Таким образом гарантируется ответственность за конечный результат, а роль посредников ограничивается или вообще ликвидируется. Так когда-то работали Симиренко, Харитоненко, Терещенко...

Приведу один пример из осуществленных «Пласт-Артом» замыслов: в начале проектирования мемориала Памяти Героев Крут одна из киевских фирм предлагала выполнить общие строительные работы за 5 миллионов гривен. В итоге весь комплекс с отделкой и экспозицией обошелся в полтора. Но даже теперь, когда он завершен, общественная организация заботится о своем творении — пополняя экспозицию, спасая от попыток установить около музея эпохи Украинской революции пушки периода Второй мировой войны или же расчищая снег. Понятно, что никто при этом о служебных обязанностях и нормах рабочего дня не спрашивает. Действует принцип — взялся за дело, так веди его.

В прошлом году посетителей принял Мемориал памяти погибшим на водах в селе Малореченске, что в 25 километрах от Алушты. Посвящен он катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Начинался комплекс с идеи церкви-маяка (автор — архитектор Анатолий Гайдамака) — святого Николая Мирликийского, защитника всех путешествующих и мореходов. А превратился в мемориал, в составе которого действует музей катастроф на водах, созданный Борисом Дедовым. Кстати, фактически с нуля. На днях Ассоциация музеев и заповедников Крыма пригласила новое заведение в свой состав. На вопрос, как такое удалось, его инициаторы отвечают: «Потому что не было идеи украсть». Финансировали строительство исключительно бизнесмены — Александр Лебедев и Вячеслав Юткин. Теперь это филиал черниговской общественной организации «Пласт-Арт». Только в течение лета музей посетило более 25 тысяч человек — тема оказалась близкой многим, собственно — каждому.

Новый замысел — создание музейного комплекса Николая Костомарова в селе Дедовцы около Прилук на Черниговщине — показывает распространение в Украине такого рода подхода к развитию сферы культуры. В этот раз за дело берется фонд «За справедливую Украину», основанный заместителем председателя Верховной Рады Украины Николаем Томенко и известный рядом культурно-художественных проектов.

В советские времена в усадьбе Николая Костомарова (правильнее — Киселив) работала школа. И помещение поддерживалось в приличном состоянии. Мытарства начались, когда учебное заведение перенесли — очень быстро от нарядного жилья остались одни стены и крыша. Вырваны оконные рамы, исчез пол из бруса, развалена печь с изразцами ХІХ в. Будем откровенными: сделали это не потусторонние существа, а местные жители — представители трудолюбивого украинского народа. В том числе те, кто когда-то учился в родной школе — вопрос, почему и как.

В последние годы мы стали свидетелями нескольких попыток ее возрождения. В 2005 г. проблему усадьбы поднял в газете «День» профессор Владимир Панченко. Тогда же появилось письмо за подписью Бориса Олийныка, Вячеслава Брюховецкого, Мирослава Поповича, Юрия Шаповала, Сергея Крымского, Романа Лубкивского к Президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой об открытии под Прилуками музея Николая Костомарова. 26 июля 2006 г. Кабинет Министров Украины принял распоряжение № 424-р «О подготовке и праздновании 190-летия со дня рождения Н.И. Костомарова», которым, в частности, предусматривалось обустройство территории усадьбы Николая Костомарова в селе Дедовцы Прилуцкого района Черниговской области с созданием на ее базе музея.

В 2007 г. в Дедовцах прошли VI Костомаровские чтения, инициированные в свое время известным исследователем его творчества Юрием Пинчуком. Судьбой усадьбы заинтересовались депутаты областного совета. Они предложили «Пласт-Арту» разработать архитектурно художественную концепцию создания музейного комплекса.

Практические очертания дело начало обретать уже в прошлом году. Жители территориальной общины единогласно поддержали идею художественной концепции музея-заповедника, автором которой является Борис Дедов. Наконец, это не только память о выдающемся украинском научном работнике и общественном деятеле, но и культурный центр, потенциальные рабочие места, благоустройство территории — вещи полностью понятные и рациональные. Есть уже первый экспонат — портрет Николая Костомарова. Другой Николай, Томенко, зажег символическую лампадку. Современник — историк и политик — считает, что таким образом не столько государство, а, в первую очередь, благотворители и художники могут взять на себя миссию возрождения украинской культуры. Собственно, он настаивает, чтобы этот музей создавался исключительно на средства меценатов, они же должны его содержать в дальнейшем — это не страшные деньги. По замыслу Николая Томенко, в результате появится музей человека, эпохи и великой любви.

На территории Черниговщины известны случаи, когда в силу сложившихся обстоятельств привлекались значительные средства меценатов для спасения или восстановления исторических сооружений (Новгород-Северский, Батурин), которые теперь привлекают туристов со всей Украины. Но благотворительность спонсоров, чей капитал исчисляется сотнями миллионов долларов, довольно специфическая. По крайней мере, не хотелось бы попадать в зависимость от их настроения и политических влияний. Настоящее сотрудничество налаживается на уровне гражданского общества, а для этого большие объекты не нужны. Напротив, лучше всего — малые и средние, без помпезности, вездесущего пиара и доминирования государства. Тем то и интересны новые предложения «За справедливую Украину», «Пласт-Арта» и других подобных общественных организаций.

На территории Европейского Союза, в который мы, вроде бы, стремимся, историко-культурное наследие приспособлено к рыночной среде. Государство поддерживает ключевые объекты, всячески способствуя привлечению к их деятельности благотворителей — представителей бизнеса, неприбыльных общественных организаций и граждан как таковых — путем снижения их налогообложения, то есть создания благоприятных правовых рамок. Так обеспечивается массовость, воспитывается ответственность. Распространена и практика выделения бюджетных средств на конкурсных принципах — в соответствии с представленными инициаторами проектами.

Отмечу также — путь меценатства не единственно возможный. В успешных странах многочисленные объекты историко-культурного наследия находятся в частных руках, но пользование ими жестко регламентировано, нарушения, безусловно, караются. В таком случае известные фамилии и события могут рассматриваться и как бренд, который привлекает посетителей, следовательно, они становятся факторами местного развития. Не вижу проблему в такой коммерциализации, потому что во многих случаях альтернатива ей — прозябание заведений сферы культуры.

Назову лишь несколько знаковых фигур на Черниговщине, которые способны привлечь внимание потенциальных посетителей: Павел Полуботок, Алексей и Кирилл Розумовские, Николай Ге и Анна Забелло, София Русова, Николай Михновский... Да и существующие музеи, по-видимому, не отказались бы от привлечения дополнительных ресурсов: Пантелеймона Кулиша (село Оленовка), Александра Довженко (поселок Сосница), Марии Заньковецкой (село Заньки), Героев Крут (село Памятное), Григория Веревки (поселок Березне), Леонтия Ревуцкого (село Иржавцы), Павла Тычины (село Пески)... Вопрос — как связать малый и средний бизнес и сферу культуры. Это еще один потенциальный источник для ее развития.

Несколько лет назад упоминавшийся Борис Дедов предложил создать сеть мотелей-кафе «Чернеги» на главных автомагистралях и туристических маршрутах Черниговщины. Они могли бы и деньги зарабатывать, и о местном историко-культурном наследии позаботиться — последнее, в свою очередь, стало бы изюминкой, которая привлекает внимание к такому роду заведений. Местные бюджеты выиграли бы трижды: за счет сокращения собственных расходов, появления новых рабочих мест, увеличения базы налогообложения. Проект не реализован — как отметил его автор: «Я о такие шаги разбиваю себе лоб». Впрочем, идея, в том или ином варианте, по нашему мнению, лишь отложена, ожидает своего исполнителя. Чтобы не украли, что у нас модно.

Поэтому будущее местного культурно-исторического наследия в значительной мере зависит от нескольких моментов. В первую очередь, от заинтересованности территориальных общин, их готовности и возможности вкладывать собственные силы, время, средства. Собственно, по нашему мнению, это должна была бы быть их инициатива — как первый шаг. В дальнейшем — очередь поддержки центральной государственной, районной, областной властей. Для этого можно принять государственную целевую программу и соответствующие областные, районные. Средства из них тратились бы на конкурсных принципах — при условиях представления обоснованных проектов, солидарного финансирования, гарантий на будущее. А главное, государство призвано создать условия для поощрения меценатов. И, конечно, дело не сдвинуть с места без самих благотворителей, содействия общественных организаций, привлечения сферы бизнеса. Сочетания отмеченных составляющих, по нашему мнению, оказало бы системное влияние на возрождение многих запущенных, но знаковых для Украины местностей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать