История на... платках. И высокая музыка
Как действенно любить свое — опыт Виктории ЗубенкоВиктория Зубенко не нуждается в представлении в фешн-кругах. Однако в этот раз известного фешн-редактора, постановщицу показов, человека со вкусом и концептуальным виденьем «День» пригласил в редакцию, чтобы пообщаться о ее двух увлечениях, которые достойны значительно более широкой огласки и запроса, чем они имеют сейчас.
«Любите свое!.. Наша историческая библиотека, наши «Маршруты...» — это ребрендинг малых — Больших городов страны. Замечательная Вика Зубенко, как и когда-то Лиля Пустовит, смело вводит память и этнику в мир модниц», — написала в своем «Фейсбуке» главный редактор «Дня» Лариса Ившина. И действительно, в деятельности Виктории Зубенко мы нашли немало параллелей с идеей Ларисы Алексеевны о «перекрестном опылении», смешивании сред, которая воплощена в глянцевом приложении «Маршрут № 1» и каждый раз новом эксклюзивном арт-сопровождении книг из Библиотеки нашей газеты.
ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ
«Память и этнику в мир модниц» Виктория Зубенко вводит достаточно неожиданным способом — «переселяя» части орнаментов из мозаик советских украинских автобусных остановок на... шелковый платок или шаль.
Первое, что поражает в замысле автора, — ее правильный, талантливо «заточенный» взгляд. Ведь, как отметила во время нашей встречи Анна Шеремет, по-видимому, большинство из тех, кто ездит мимо этих остановок, мозаики на которых являются настоящими достопримечательностями украинского монументального искусства, не понимает, что это, или и просто не обращает внимания.
Виктория рассказывает, что «зародыш» проекта возник благодаря ее любви путешествовать по Украине. Ради этого женщина еще где-то 11 лет назад приобрела авто и с тех пор практически каждую субботу с близкими посещает разные уголки нашей страны. «Первое лето, первая наша поездка — во Львов на показ Роксоланы Богуцкой, и мы ехали очень долго, — вспоминает Виктория. — Роксолана постоянно звонила и спрашивала, где мы, а мы останавливались несколько раз с визажисткой Юлией Брыль, пока не дофотографировали все остановки. Но я тогда не понимала, зачем я это делаю. Оно просто «стреляло». И я складывала снимки и складывала. Назвала папку «Остановки», она пролежала у меня 7 лет. Я думала, что, возможно, когда-то сделаю такой каталог и просто презентую приложение к какому-то журналу...».
Однако замысел тогда, к сожалению, не вызвал надлежащей заинтересованности у тех, кто мог его поддержать. Дальнейшим толчком стал проект Даны Павлычко, в частности издание «Декоммунизация: Украинская советская мозаика» (Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics). «Когда я еще раскрывала эту книгу, у меня уже все дрожало, потому что я 10 лет назад с этим проектом носилась, и никто не обратил внимания, я просто билась о стенку...» — делится художница.
Однако выяснилось, что это не совсем то же самое, не те «вибрации», которые почувствовала и стремилась передать другим Виктория Зубенко. Поэтому поиск правильного воплощения идеи продолжался. «И вдруг приходит одна моя подруга, которой я пошила украинскую плахту, но не с вышивкой, а именно с принтом такой мозаики, — продолжает гостья «Дня». — И она говорит: «Вика, ты не можешь себе представить, я ее надеваю, и у меня такое впечатление, что я надеваю на себя оберег». И все, тут меня «понесло». Я поняла, что я делаю. Кстати, одно из значений слова «бандана» — защита. Поэтому я решила делать платки. Во-первых, это нужная вещь. А во-вторых, она может быть оберегом». Потому что фактически любой украинский узор, даже не обязательно сакральный, содержит в своей символике оберег. Даже цветочный узор составляется или как сварга, или как крест, или как меандр. Они действительно все как будто «закодированы», считает Виктория.
Важная сторона дела — сохранить увековеченную на остановочных мозаиках историю. Ведь отделкой этих объектов в советское время занимались художественные комбинаты, которые могли привлекать настоящих «звезд». Скажем, во Львовской области такие заказы (финансово выгодные, а потому требующие действительно качественных эскизов) выигрывали Владимир Патик, Николай Андрущенко, Богдан Сорока... «Даже Алла Горская делала эскиз», — рассказывает Виктория Зубенко. Но между тем, пока такие проекты «никому не интересны», разрушаются как сами остановки (на отснятых Викторией фото дизайнер «сутками сидит и зарисовывает окурки»), так и любая память и информация о них. И тут возникают действительно почти детективные истории. Скажем, определенная информация, как и возможность показать найденное широкой аудитории, есть только относительно Львовщины. И Елена Жеребецкая, искусствовед, преподаватель в Украинской академии книгопечатания, даже пишет диссертационное исследование на эту тему.
Относительно других регионов, «мозаичные» остановки которых успела отфотографировать художница, — Ривненщины, Житомирщины, Винничины, Полтавщины — ситуация значительно хуже. «А единственная область, которая взяла и разрушила все остановки, — это Черкасская. У них осталась одна мозаика то ли на остановке, то ли уже на входе в какой-то ресторанчик», — рассказывает гостья «Дня». И в большинстве случаев в сельсоветах тех населенных пунктов, за которыми закреплены эти остановки, или потеряна документация об авторах изображений, или вообще уже нет людей, которые могли бы хоть поделиться определенной информацией. Или нет и самих сельсоветов.
А это обусловливает ряд не только организационных (скажем, невозможность атрибутировать на открытке к платку или шали использованный принт, кроме названия остановки), но и юридических коллизий. Потому что кто-то (?!) должен предоставить авторское право на использование изображения (которое Виктории чудом удалось сохранить и придать ему новую жизнь), автора которого никто не знает, и часто его даже неизвестно где искать, и этим, кажется, вообще никто не занимается в государстве. Из-за этого пани Зубенко до сих пор не удалось сделать ни выставку, ни даже марку, посвященную этим своеобразным памятникам монументального искусства.
Но она сделала — осмысленные и красивые — шали и платки. Платок из итальянского шелка с элементом мозаичного узора остановки — вот Жабеливка, это Богдановка в Винницкой области, а это Бугаевка, Стадня на Полтавщине... «А когда Жабеливка «переливается» в шифоне, это и означает модное слово «ребрендинг», — отмечает Лариса Ившина. — Важно показать, что это не просто красивый платок, а это — история. История живых мест. Одно дело, когда такие вещи живут на остановке, другое — когда ты их носишь. Это была и наша идея. Например, нашу книгу «Повернення в Царгород», которая недавно получила уже третье переиздание, мы дополнили стильным платком и шалью, на которых объединились «четыре Софии» — Новгородская, Киевская, Полоцкая, Константинопольская. Мы их выставили, чтобы показать, что это было единое цивилизационное пространство, к которому мы также принадлежим. Впервые объединены, чтобы жить не только в архивах и музеях, а среди современных украинцев». Круг друзей «Дня» и ценителей высокой эстетики восторженно встретил и изысканный браслет с буквой «Aз» как сопровождение книги «Сестра моя, Софія...», и эксклюзивные парфюмы с травами Тростянецкого парка — семейной усадьбы Скоропадских к книге «AVE. До 100-ліття Гетьманату Павла Скоропадського»...
Кстати, с реализацией таких эксклюзивных вещей — своя, не менее драматичная, история. «Потому что людям вовсе не богатым все равно, какой платочек носить, а середнячку даже вискоза дорого, ведь в Киеве напечатать такую вещь — довольно сложное дело, — делится Виктория Зубенко. — У нас в Украине до апреля была единственная итальянская машина, которая делает соответствующего уровня роботу. А теперь есть еще одна машина, ее сейчас мой друг, который печатает мне эти вещи, как раз тестирует. Поэтому это фактически лакшери-сегмент...» «И это от отношения нашего мира к своему. Если бы у нас любили свое, то это все было бы уже на вершине ценностной пирамиды. Умение любить свое — тренируется», — убеждена Лариса Ившина.
Как разрушить эту бездну? Рецепт Ларисы Алексеевны: «Прежде всего — замечать друг друга. И консолидировано поддерживать, потому что все это преумножает и усиливает наш общий мир... Должен быть круг людей, которые договорились между собой, что они будут поддерживать разными способами качество в нашем обществе».
Кстати, представление «мозаичного» проекта Виктории Зубенко планируется на фестивале «Букет», который состоится в августе на территории заповедника «София Киевская», и это тоже внушает оптимизм.
ВТОРОЙ KAMIANKA MUSIC FEST — УЖЕ 8 ИЮНЯ!
Другое дело, что Виктория Зубенко поддерживает уже 13 лет фактически как волонтер, — Международный детский конкурс памяти Чайковского, который проходит в Каменке на Черкасчине и ход которого «День» освещает в течение всех лет его существования. Так же, как редакция «переоткрывает» важные исторические города и городки в своем «Маршруте № 1» и поддерживает талантливую молодежь в своей Летней школе журналистики, которая в этом году состоится уже семнадцатый раз.
Несколько лет назад Виктория возглавила Центр культурных инициатив Responsible Future («Ответственное будущее»), который, несмотря на войну в Украине, не только поддерживал организацию уникального конкурса для одаренных детей из маленьких городков, поселков и сел. Благодаря Виктории Зубенко и Клавдии Шевелюк дети-переселенцы из зоны АТО и Крыма в 2015 году выступили в Париже, Брюсселе, Антверпене, Брюгге и Риге, это был настоящий европейский тур.
Кроме того, дети имели выступления и в США, в частности в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН и в Вашингтоне, в помещении World bank (Всемирного банка)! Когда подруга Виктории убеждала руководство в необходимости такого концерта, у нее спрашивали: «Объясните, почему после Боно и Шакиры мы должны слушать украинских талантливых детей?» Но ей все удалось. Также для победителей конкурса организовали Рождественский концерт в Киеве, где они могут выступить с оркестром. Так же при волонтерском содействии многих людей и организаций, в том числе «Киевской камераты» и ее руководителя, народного артиста Украины, дирижера Валерия Матюхина и солистки, скрипачки Богданы Пивненко.
Но Виктория Зубенко решила, что этого мало. «Каменка имеет мощный арт-бекграунд, — говорит женщина. — Чайковский не просто туда приезжал 28 лет, а он там жил и написал самые крутые произведения. Там родился Кароль Шимановский, бывали многие другие выдающиеся деятели искусства, не говоря уже об Александре Пушкине... Здесь происходит конкурс для одаренных детей-музыкантов. Так почему бы не сделать фестиваль, на котором смогут и дети выступить, и приехать крутые звезды и сделать детям мастер-класс, а еще и просто собрать публику? Кстати, Моцарт ненавидел свой Зальцбург, но такой мощный фестиваль сделали. А тут — Чайковский боготворил Каменку. И на рынок ходил, и общался с музыкантами, слепыми бандуристами... Это просто была его жизнь».
Итак, в прошлом году стартовал культурологично-просветительский фестиваль классической музыки Kamianka Music Fest. В этом году, уже 8 июня, он состоится второй раз и более масштабно. «Благодаря поддержке ПУМБ мы привозим виртуозное инновационное трио Falk Bonitz из Германии, которое совмещает латино, джаз и классику, крутого композитора, который проведет детям мастер-класс, выступит Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» и солистка Богдана Пивненко, — анонсирует изюминки мероприятия Виктория. — Конечно, состоится концерт победителей детского конкурса памяти Чайковского, талантливых детей-музыкантов и детей-переселенцев из оккупированных территорий». Выставки, вернисажи, ярмарка народных мастеров, экскурсии, игры смыслов, литературные чтения — это все также ожидает гостей мероприятия в Каменке. Благодаря партнерам появилась возможность и прогуляться на лодках по Тясминскому реликтовому каньону, и полюбоваться аллеей сакур, кроме, конечно, must-visit музеев — Исторического, Чайковского и Пушкина, парка декабристов...
Подготовка фестиваля выявила другую украинскую проблему — когда люди не понимают, на чем можно и нужно зарабатывать. Но продвижение есть, убеждает арт-менеджер-энтузиаст. Возможно, со временем в большинстве и властных, и бизнесовых кабинетов станет понятно, что высокую музыку стоит поддерживать не только потому, что это благородно и «плюс в карму», а также — шанс для развития общества и территории, на которой она живет.
Выпуск газеты №:
№99-100, (2019)Section
Общество