Перейти к основному содержанию

Из «Горницы» – в «Дольницу»

Туристический «реверс» по пути первых закарпатских переселенцев
08 октября, 09:58
РЯДОМ С КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ ГРЕКО-КАТОЛИКОВ ВСЕЙ СЕРБИИ — МОНАСТЫРЬ СЕСТЕР СЛУЖЕБНИЦ (НА ФОТО — СЕСТРЫ СЛУЖЕБНИЦЫ ТЕРЕЗКА И ВЕРОНИКА). ЗДЕСЬ ПОД ИХ БЕРЕЖНОЙ ОПЕКОЙ НАХОДЯТСЯ НЕСКОЛЬКО НЕМОЩНЫХ ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ. ОДНА ИЗ НИХ — ГАНЯ БОЙЧУК, РОДИТЕЛИ КОТОРОЙ ИЗ ГАЛИЧИНЫ. СТАРУШКА ПРИЗНАЛАСЬ, ЧТО ВСЮ ЖИЗНЬ МЕЧТАЛА ПОБЫВАТЬ НА РОДИНЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, НО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Побывать в междуречье Тисы и Дуная, куда почти 270 лет назад прибыли первые переселенцы из исторического Закарпатья, увидеть жизнь и услышать потомков наших общих пращуров я мечтал давно. Несколько лет назад там побывали мои друзья — журналисты Александр Гаврош и Александр Масляник и своими рассказами еще больше «подогрели» интерес к этому краю, поэтому этим летом решил наведаться в сербскую Воеводину. Знакомая поэтесса и большой сторонник Украины Саманта Рац-Стоилкович из Русьского Керестура предложила устроить ряд встреч и принять нас в неформальной «столице» руснаков Сербии.

ИСТОРИЯ ПОД РАКИЮ

Первое, что бросилось в глаза после респектабельных адриатических пейзажей, — депрессивное состояние пограничных территорий вчерашних врагов      — Хорватии и Сербии. Пункты пропуска с обоих берегов Дуная — хорватский Эрдут и сербское Богоево — выглядят, мягко говоря, не слишком ухоженными. На зданиях пограничных сел, что близ хорватского Вуковара, как и в самом городе, сохранились следы ожесточенных боев крупнейшей и самой кровавой после Второй мировой войны битвы, которая продолжалась здесь в августе — ноябре 1991 года и завершилась поражением хорватов и большим опустошением территории. Время действительно лучший лекарь, и сегодня явной враждебности между хорватами и сербами я не наблюдал. Хотя и проявлений братских чувств — тоже.

Крепкий хорватский пограничник удивленно рассматривал мой паспорт и переспросил, не заблудился ли я случайно, возвращаясь домой, и поинтересовался: «Как там у вас в Украине?» «Как было здесь у вас в Хорватии», — ответил я. Миновав хорватскую и сербскую границы, а между ними величественный Дунай, через несколько минут уже ехали по Воеводине, спеша еще засветло добраться до Русьского Керестура.

Несмотря на определенную усталость от дороги, наш разговор с пани Самантой и ее родителями — Элемиром и Ириной Рац — затянулся далеко за полночь. Семья Рацев — один из тех столбов, на которых вот уже почти 300 лет успешно держится Русьский Керестур. Традиционным выращиванием сельхозпродукции они не занимаются — землю сдали в аренду односельчанам, а сами занимаются предпринимательством: держат винокурню, на которой варят ракию из самых разнообразных фруктов. За сезон обрабатывают несколько десятков тонн слив, абрикосов, персиков, яблок, айвы и даже дынь. Все дары керестурских садов, которым не повезло быть съеденными, — на винокурне Рацев превращаются в натуральную ракию.

Во время беседы, которая продолжалась почти до утра в просторном холле и сопровождалась смакованием 46-градусной «дыньки» и непрерывным курением хозяевами сигарет, услышал множество историй о первых переселенцах, жизни «при Тито», хорватско-сербском кровопролитии, узнал их взгляд на наши украинские проблемы, получил практические советы, как отапливать собственное жилище, отказавшись от «путинского» газа, и многое другое.

ДУХОВНЫЕ ОБЕРЕГИ

Утром на следующий день мы в первую очередь наведались в местный кафедральный греко-католический храм Святого Николая. Его настоятель отец Михаил Малацко сделал нам экскурсию по храму и рассказал историю его строительства. Предки отца происходили из с. Червенево, что под Мукачевом, и были одними из самых первых переселенцев в Бачки. Несколько позже в соседний Срим переселились русины со словацких территорий  — Шариша, Земплина, околиц Бардейова и венгерского Мишкольца.

Общине на новом месте нужно было проводить венчание, крещение, похороны, вести учет жизненных событий, поэтому первую церковь переселенцы построили в Керестуре уже через два года — в 1753 году. Было это сооружение «из плетера и болота» — деревянных столбов и глины — размером 18х12 м, которое очень скоро стало тесным для растущей общины. В том же году в селе была открыта и первая школа. В 1778 году заложили первый камень в фундамент нового храма, который появился в 1784 году, а сегодня является кафедральным собором греко-католиков всей Сербии. Возводя храм, керестурцы, опасаясь тесноты, на несколько метров отступили от утвержденного проекта, построив сооружение размером 42х13,3 м. Комиссия, принимавшая сооружение, была шокирована, но приказа разбирать новостройку не дала... Изготовление иконостаса заказали иконописцу Арсению Марковичу из венгерского города Бая — автору иконостаса и для местного храма. Заключая с ним контракт, керестурцы записали, что в их церкви тоже «должен быть такой же красивый или даже лучший». Мастер придерживался соглашения, и в 1791 году его творение предстало во всей красе. Ныне, говорит отец Михаил, пришло время проводить реставрацию иконостаса, стоимость которого оценивается выше, чем само здание храма. Сама же реконструкция этого шедевра обойдется в 120—140 тыс. евро.

В крипте собора покоится прах владыки Дионисия Наряди, который возглавлял Крыжевскую греко-католическую епархию и был епископом Карпатской Украины в 1939 году, а также обустроено захоронение архиепископов Габриеля Букатко, Иоакима Сегеди, епископа Иоакима Гербута.


В СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ ДРЕВНОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ИНТЕРЬЕР СТАРОЙ РУСНАЦКОЙ ХАТЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА, УТВАРЬ, РАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СТОЛЕТНИЕ ФОТО ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА...

Рядом с храмом — небольшой и очень уютный монастырь сестер-служебниц. Здесь под их заботливым присмотром находятся несколько немощных женщин почтенного возраста. Одна из них — Ганя Бойчук, родители которой были родом из Галичины. Услышав, что мы из Украины, бабушка расчувствовалась и призналась, что всю жизнь мечтала побывать на родине своих родителей, но не пришлось.

В нескольких километрах от Керестура, в поле, где у колодца были зафиксированы явления Богоматери, в 1859 году построили церковь Водица. Сейчас здесь каждое лето проводятся христианские студии молодежи, которые нам тоже удалось увидеть и набрать из колодца святой воды.

«СТОЛИЦА» ПАПРИКИ

В центре села расположен старый корпус школы им. Петра Кузмяка, на третьем этаже которого расположен музей предметов старины. Здесь представлен интерьер старой руснацкой хаты, национальный наряд, утварь, рабочие инструменты, которые были в каждом крестьянском жилище, столетние фотографии жителей села. Отдельная комната музея посвящена едва ли не самому известному руснаку — доктору Гавриилу Костельнику. На украинских землях  его знают прежде всего как одного из организаторов «Львовского собора» в 1946 году, на котором УГКЦ «добровольно воссоединилась» с московским православием. Что заставило известного в то время деятеля греко-католической церкви прибегнуть к такому шагу — еще надлежит выяснить исследователям истории. А сегодняшние его земляки, несмотря на этот поступок, относятся к нему уважительно.

Рядом — и новая основная школа, гимназия и средняя школа туристического направления с общежитием. Сейчас здесь продолжаются масштабные ремонты и приготовления к новому учебному году. У заведения хорошая слава — учиться сюда идут дети даже из соседних местечек. Говорят, что в гимназию с радостью приняли бы и учеников из Закарпатья.

Председателем сельского совета Русьского Керестура является 35-летний Владимир Олеяр, отец которого погиб в хорватско-сербской войне, где он нашел свой последний приют, семья не знает до сих пор. Владо выучился в университете Нового Сада на специалиста ІТ-технологий, работает в сельском доме здоровья руководителем компьютерной службы. На последних местных выборах среди 36 кандидатов набрал больше всего голосов в сельский совет и автоматически, согласно сербскому законодательству, стал сельским председателем. За свою работу денег он не получает — здесь платной является только должность секретаря сельсовета, который ведет всю канцелярию села. Председатель же работает на общественных началах.

Владо рассказывает, что на месте нынешнего Керестура первые переселенцы застали сплошную топь и, чтобы построить первые дома из глины, им пришлось сильно намучаться. В лучшие времена в селе проживало почти восемь тысяч человек. Сейчас здесь живет около пяти тысяч керестурцев, 86% которых — руснаки. Во «времена Тито» (президента Югославии Иосипа Броз Тито) в Керестуре работал большой перерабатывающий овощной комбинат, где трудилось 600 человек. Теперь это все устарело — богатые мафиози скупили предприятие и загубили его. Из-за отсутствия работы люди выезжают в Новый Сад, едут на заработки в Канаду, где затем остаются навсегда. В холодной стране вчерашние земледельцы знойной Воеводины трудятся на нефтяных вышках, пекут хлеб, водят камионы.

В селе значительно упала рождаемость. Во времена 55-летнего Элемира Раца первоклассники едва умещались в четырех класса, а это — 120 учеников. Когда в школу пошел нынешний председатель села — было уже только три класса, сегодня — едва набирается два. Дети тех, кто выезжает на проживание за пределы русинского анклава, теряют национальную идентификацию, ассимилируются. Владо Олеяр пытается сейчас привлечь инвесторов из Германии или Франции, которые бы вдохнули жизнь в экономику села, чтобы руснаки могли работать дома и не рассеивались по миру, теряя собственную идентификацию.

Основное занятие жителей Керестура, как и почти три века назад, — сельское хозяйство. Поля, старательно обработанные работящими руками русинов, щедро родят кукурузу, сою, пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу. Значительную часть урожая покупают оптовики и вывозят в ЕС. Хит последних лет — красный перец. Мне показывали плантации сорта «слоновье ухо», два плода которого «тянут» на килограмм. Его продают в свежем виде, из него делают чрезвычайно ароматную паприку. Кстати, именно здесь состоялся фест «Дни керестурской паприки» с насыщенной культурной и этнопрограммой. А раньше в местном культурном центре прошли фестиваль «Червена ружа» и международные соревнования по волейболу, участие в которых принимали и закарпатцы.

Бюджет Керестура составляет 70 тыс. евро в год. За эти деньги необходимо содержать в надлежащем состоянии дороги (здесь даже на поля ведут «бетонки»), водопровод, коммунальную службу, устраивать культурнические акции, а содержание учреждений образования и медицины финансирует государство.

Мы посетили и местный рынок, который работает дважды в неделю — в среду и субботу. В первый день августа он был наполнен всеми дарами плодородной земли. Возвращаясь из гостеприимной воеводинской «Дольницы» в нашу карпатскую «Горницу», мы купили на рынке удивительно душистые и вкусные персики (11 грн за кг.), ароматную дыню (26 грн) и сочный арбуз (5,5 грн), который керестурцы называют герегой, и, конечно, паприку (11 грн). Наслаждаясь ими дома, вспоминали жгучее солнце Воеводины, приветливых и гостеприимных руснаков Русьского Керестура — наших прямых родственников, которые выжили и не растворились в человеческом Вавилоне строптивых Балкан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать