Перейти к основному содержанию

Из истории автомобиля на улицах Киева

К 115-й годовщине появления в столице главного средства передвижения
02 марта, 12:04

С тех пор, как в 1880-е годы немецкие изобретатели Готлиб Вильгельм Даймлер (1834—1900) и Карл Фридрих Михаэль Бенц (1844—1929) построили самодвижущиеся экипажи, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, прошло определенное время, пока эта техническая новинка, развившись и усовершенствовавшись, стала массово употребляемым видом транспорта — автомобилем. Сегодня нельзя представить повседневную жизнь без этого средства сухопутного передвижения. Существуют также плавающие и летающие автомобили.

В Киеве всегда и традиционно охотно претворялись в жизнь всевозможные смелые инженерные идеи: в 1892 году пошел электрический трамвай — второй в Европе, после Берлина; в 1905 году фуникулер соединил Верхний город с Подолом. В киевском небе появлялись первые многомоторные самолеты, дирижабль мягкой конструкции и т.п. Не стоял Киев в стороне и от автомобилизации.

Сто пятнадцать лет назад 30 июня 1897 года газета «Киевлянин» разместила короткую заметку под заголовком «Самодвижущийся экипаж». Вот полный текст: «Третьего дня большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж».

Следовательно, случилось это, по новому стилю, 10 июля 1897 года. А уже в начале XX века заметно растущее количество автомобилей в Киеве требовало регуляции со стороны власти. Киевская городская управа стала выдавать лицензии на техническую пригодность автомобилей. На машине закреплялась табличка — номер лицензии и год выдачи.

Конечно, автомобили были зарубежного производства, их поставляли на наш рынок представители фирм производителей или посредники (не более одного!). Владельцами тех первых автомобилей становились люди состоятельные, влиятельные и, в некоторой степени, склонные к техническому прогрессу. Когда владельцев автомобилей в городе стало несколько десятков, они образовали общество или клуб автомобилистов.

Киевское общество автомобилистов располагалось сначала на улице Фундуклеевской (в настоящее время — Богдана Хмельницкого), 10 (во дворе), а затем на Крещатике, 22. Общество имело свой устав и эмблему с гербом Киева — Архистратигом Михаилом. Почетным председателем общества был военный министр генерал от кавалерии Владимир Сухомлинов, председателем — городской голова Ипполит Дьяков. При вступлении в общество платилось 25 рублей, а членский взнос в год составлял 50 рублей — деньги, как на то время, довольно серьезные.

Отдельно следует вспомнить Ивана Ивановича Подборского (1880— 1919), дворянина, воспитанника университета св. Владимира. И. Подборский, страстно влюбленный в спорт, был душой многих интересных спортивных мероприятий в Киеве: гребля и парусники в яхт-клубе на Днепре, легкая атлетика и автомобильное дело. Он преподавал в Александровском ремесленном училище и в Первой нормальной школе шоферов В.В. Перминова, что располагалась на Жилянской, 34. Предмет преподавания так и назывался — автомобилизм. Ведь с самого начала автомобильного дела водители (тогда — шоферы) были профессионалами и любителями. Первые возили кого-то или что-то, зарабатывая на жизнь, вторые возили себя, семью и своих друзей, наслаждаясь техническими возможностями своих автомобилей и собственной ловкостью, соревнуясь по-спортивному, то есть честно. То были настоящие господа, джентльмены, глубоко порядочные личности. Недостойное поведение исключалось как несовместимое с понятиями чести и морали. Кичиться дорогим авто считалось недопустимой невоспитанностью, почтенное общество не воспринимало напыщенность — то был не их стиль жизни.

С появлением автомобилей пришли из французского языка слова «шофер» и «гараж».

В 1910-е годы почти все киевские гаражи (преимущественно прокатные) располагались в центре. Отдельные гаражи имели владельцы особняков или прибыльных домов — на своих усадьбах.

В начале XX века в городе действовали многочисленные ремонтные мастерские и заведения по вулканизации шин и камер, наложению на шины протекторов и т.п. Существовали десятки представительств фирм производителей, посреднические и прокатные пункты, склады, магазины.

Так «Аутосалон» Грунау и Ко, который имел магазин на нынешней улице Архитектора Городецкого, 7 и гараж и мастерскую на Фундуклеевской, 68, осуществлял продажу автомобилей «Мерседес» («автомобили для городской езды, туризма, спорта и промышленных целей»), «Адам Опель», «Лорен-Дитрих», «Грегуар» и шин «Мишлен». Братья Гебель продавали автомобили «Делоне-Бельвиль» и «Кейс». В Киеве уже также знали машины американских фирм «Форд», «Додж», французские «Пежо» и «Берлие», чешские «Лаурин и Клемент».

В мае 1907 года газета «Киевская мысль» сообщала об открытии сообщения между Киевом и Житомиром на автомобилях-дилижансах. Конечно же, этот новый вид транспорта еще тоже не был совершенным, к тому же вызывал недовольство как конкурент конных дилижансов. Поэтому через полтора года та же газета в своем иллюстрированном дополнении разместила едкую карикатуру на автомобиль-дилижанс. Так же въедливо насмехались карикатуристы во всем мире над событиями автомобильной жизни: самодвижущиеся экипажи и их клаксоны пугали лошадей и иногда становились причиной аварийных ситуаций на улицах и трассах.

Едва появившись, автомобиль привлек внимание спортсменов. Так, летом 1910 года состоялись грандиозные, по сегодняшним меркам, автомобильные гонки по маршруту Петербург — Киев — Москва — Петербург. Киевляне активно участвовали в этих соревнованиях, и наш земляк Иван Подборский взял два приза, развив в заездах скорость 133 версты в час, то есть 142 км/ч, на автомобиле французской фирмы «Берлие». Достижение тогда — большое!

Весной 1913 года газета «Киевлянин» сообщала о введении в Киеве автобусного сообщения: пять автобусов марки «Бенц», вместимостью по 25 человек каждый, курсировали между современными Европейской площадью и Олимпийским стадионом. Каждое утро часть автобусов подавалась на железнодорожный вокзал — к прибытию утренних поездов. Пассажиры в автобусе только сидели (такого позорного явления, как современная «маршрутка», которая к тому же не является такси, просто не могло быть!).

Тогда же появились первые таксомоторы — 20 машин американских марок «Форд», «Додж», «Кейс».

Пыталось прижиться и такое транспортное средство как циклонета — трехколесный экипаж с мотоциклетным двигателем. Циклонеты предлагались для семейных путешествий и без участия шофера. Гаражи циклонет располагались на Ярославовом Валу, 35 и на Мариинско-Благовещенской (Саксаганского), 79.

Внедрение автомобилей в Киеве происходило на всех возможных направлениях использования этой техники. Так, например, станция Общества скорой медицинской помощи имела в 1914 году, кроме 6 санитарных карет и карет-ландо, специально предназначенных для перевозки больных пассажиров от железнодорожного вокзала, также два санитарных автомобиля немецкой фирмы «NАG». Эти машины пожертвовали состоятельные киевляне: член правления Киевского земельного банка Анатолий Родзянко и супруги Харичковы. Состоятельные люди считали честью быть благотворителями, жить потребностями общества, а не только собственными прихотями.

Автомобиль получил большую популярность, стал признаком шика и роскошной жизни. Игорь Северянин писал:

И садясь комфортабельно
В ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте вы мальчику
В макинтоше резиновом.

С началом Первой мировой войны значительная часть автомобилей была реквизирована правительством для потребностей действующей армии и отрядов «Красного Креста».

Эпоха Украинской революции — это броневики «Остин» на улицах Киева, грузовики с солдатами, реквизированные легковые автомобили с вооруженными людьми в кожанках... 19 августа 1919 года заведующий гаражом Иван Подборский был остановлен с автомобилем на Печерске, закрыт в здании 5-й гимназии (какая ирония судьбы — теперь здесь располагается Украинский транспортный университет), а на следующий день расстрелян в Аносовском саду (теперь — парк Славы). Так погиб один из первых киевских автомобилистов.

В 1930-е годы мощенные киевские улицы начали укрываться асфальтом, по которому катили уже не только старомодные «газики» («Форд-А»), но и «эмки» («ГАЗ-М-1» — также «Форд»), «зисы» («ЗИС-101», он же «бьюик»), грузовые «полуторки» («ГАЗ-АА» — «Форд-АА»), «трехтонки» («ЗИС-5»), автобусы «ЗИС-8», «ЗИС-16» и роскошные правительственные «кадиллаки». Для содержания парка в 100 правительственных автомобилей на углу улиц Некрасовской и Новопавловской, 5/6 по проекту архитектора Сергея Григорьева построили большой гараж, который существует и сейчас. После 1939 года, после присоединения Западной Украины, на киевских улицах появились новейшие заграничные автомашины, то была диковинка.

Каждая эпоха оставляет после себя характерные, иногда необычные подробности, необычные — для новых поколений. В 1935 году были изданы брошюрой «Правила уличного движения по городу Киеву», где, кроме текстов, размещены и схемы проезда по улицам Киева. В брошюре читаем: «Запрещается переезжать в автобусах совсем:

а) лицам в пьяном виде;

б) арестованным в сопровождении конвоиров;

в) красноармейцам и милиционерам с винтовками с примкнутыми штыками;

г) беспризорным и нищим, которые заходят в автобус попрошайничать».

То же — относительно трамваев. А еще — §120: «Вагоновожатый должен задержать движение вагона или остановить его, когда проходят воинские части колонами, демонстрации, партии арестованных, вообще всевозможные организованные походы...».

Осенью 1941 года оккупированный нацистами Киев увидел автомобили со всей Европы: кроме немецких «Мерседес-Бенц» и семейства «Опель» («Олимпия», «Кадет», «Капитан», «Адмирал»), было все прочее — от старомодных французских «Ситроенов» до чешских обтекаемых «Татр»; а грузовики — от неуклюжих трехколесных и необычных тупорылых итальянских «Фиатов» до тяжелых дизельных «Бюссинг-Наг». Были и «душегубки» — тоже немецкие.

С возвращением Красной армии осенью 1943 года киевляне увидели до сих пор неизвестные американские специализированные армейские машины «Виллис», «Додж», «Джи-Эм-Си», «Шевроле» и «Студебекер», а также легковые гражданские автомобили разных марок. До 1950 года еще бегали по киевским улицам трофейные легковые машины с номерами государственных учреждений и частные до тех пор, пока их не вытеснили «ГАЗ-М-20» — «Победа» и «Москвич» (он же — «Опель — Олимпия»). Правительство и партноменклатура пересела на «ЗИС-110» (он же «Паккард») и «ЗИМ-12» (он же — «Кадиллак»). Были в Киеве и уникальные машины, например длиннющая желтая карета скорой помощи, подаренная Киеву британской королевой.

Во второй половине прошлого века на наших улицах курсировали почти исключительно автомобили советского производства. Только потом наступила новая эра, и это уже тема для других рассказов.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать