Из Севастополя в Днепропетровск за четыре года
Сергей Гордиенко готовится к одиночному кругосветному путешествию
Бытует мнение, что украинцы по своей натуре — нация практичных домоседов, предпочитающих тихую и спокойную жизнь в кругу семьи, не склонных к опасным приключениям и дальним странствиям. У днепропетровца Сергея Гордиенко, избравшего стезю профессионального путешественника, на сей счет иная точка зрения. В свои 45 лет он успел побывать почти на краю света — на Северном полюсе, в Антарктиде, на горных вершинах Непала и в Амазонии, а кроме того, отшагал по суше и проплыл по рекам более 17 тысяч километров. Сейчас украинский экстремал готовится к еще одному суровому испытанию — одиночному кругосветному путешествию, рассчитанному на четыре с лишним года. Стартовать в экспедицию под названием «Молотранс-глобаль» он собирается нынешней осенью.
В ДОРОГУ ПОЗВАЛИ ГЕНЫ
Свои скитания по миру Сергей Гордиенко не считает ни чудачеством, ни прихотью, хотя нередко ловит на себе ироничные взгляды со стороны. Исследуя свою родословную, Сергей пришел к выводу, что тяга к странствиям и приключениям, возможно, заложена у него в генах, доставшихся от запорожских казаков Гордиенко по отцовской линии и рода знаменитого анархиста Петра Кропоткина — по материнской. Как бы там ни было, но он свято верит в то, что у каждого человека есть свое призвание свыше — оно и определяет жизненный путь. «При «совке», — делится размышлениями путешественник, — мы жили как в древнем Египте: по принципу «жизнь — это подготовка к смерти». Советский человек рождался для того, чтобы стать пионером, комсомольцем, активным строителем коммунизма, а к старости получить пенсию. Так и я раньше жил — как все». После школы получил рабочую профессию, отслужил в армии, много лет работал в милиции — был участковым, кинологом, оперативным работником в уголовном розыске. Попутно закончил исторический факультет Днепропетровского университета, отчасти потому, что всегда увлекался краеведением. Свою дипломную работу он посвятил проблемам миграции и ассимиляции народов, населявших Украину, — готов и славян. И даже пришел к выводу, что легендарная столица Готской державы — Данпрштадпр — находилась около нынешнего Днепропетровска. Свои исторические изыскания Сергей собирался опубликовать отдельной книгой. В конце концов и сам Тур Хейердал искал общие корни викингов и казаков.
Тем не менее, главным увлечением С. Гордиенко всегда были путешествия. Еще в школе он занялся спортивным туризмом, овладевал техникой выживания, ходьбой на дальние расстояния, водным слаломом, греблей, парусом и альпинизмом. Начиная с середины 70 х годов, Сергей успелпобывать во многих частях бывшего Советского Союза — вдоль и поперек исходил Кольский полуостров, Ямал, Таймыр, Якутию и Чукотку, был на Алтае, в Приморье и Казахстане. Интересно, что служба в милиции, где, как известно, зачастую нет ни выходных, ни праздников, вовсе не стала препятствием для туризма и дальних путешествий. Наоборот, говорит Сергей, при такой работе накапливались отгулы, которые можно было «пристегнуть» к очередному отпуску. В одном из походов он познакомился и со своей будущей супругой — Натальей.
История их знакомства романтична. Как-то в горах две альпинистские группы объединились для штурма перевала. При подъеме у Сергея перетерся страховочный трос. Пришлось позвать на помощь кого-нибудь сверху, а оттуда красивый девичий голос поставил «ультиматум»: «Женишься — подам конец!» Так и познакомились. Теперь в семье Гордиенко подрастают две дочери — Виктория и Алиса. Отец признает, что его домочадцам приходится с ним нелегко. Тем не менее, и жена, и дочери к его увлечению относятся «с пониманием», хотя и не видят главу семьи иногда больше года. «Случается, — говорит Сергей, — что мы ходим и в семейные походы. Например, Алиса пошла в серьезный лыжный поход, когда ей было всего лишь семь лет». В честь дочери С. Гордиенко назвал открытый им в Антарктиде небольшой ледник, который на англоязычных международных картах теперь носит имя Эллис.
БЮРОКРАТИЗМ ХУЖЕ СТИХИИ
Началом своей карьеры профессионального путешественника Сергей считает лыжный поход на Северный полюс, где он впервые установил украинский сине- желтый флаг. О полюсе Гордиенко, по его признанию, мечтал давно, поскольку еще в советские времена исходил «все побережье Ледовитого океана». Такая возможность представилась весной 1995 года, когда под эгидой МЧС России туда с 84-й параллели отправилась группа бывалых полярников. Сергей считает, что ему повезло благодаря многолетним знакомствам с российскими путешественниками-экстремалами, хотя в составе экспедиции были также венгры, румыны, словаки. Свидетельство о посещении Северного полюса, заверенное главой МЧС России Сергеем Шойгу, С. Гордиенко хранит как дорогую реликвию.
На другом конце Земли — в Антарктиде — ему довелось побывать уже в следующем году, как участнику первой украинской антарктической экспедиции. О пребывании на шестом континенте и станции «Академик Вернадский» С. Гордиенко вспоминает со смешанными чувствами. По его мнению, состав экспедиции из 12 человек подбирался поспешно и неумело — из специалистов, которые не стали одной командой. «В результате на станции, — говорит Сергей, — почти сразу возникла тяжелая психологическая обстановка. До рукопашной не доходило лишь потому, что люди собрались интеллигентные». Между тем жить и работать рядом пришлось около года. Сам С. Гордиенко на станции выполнял функции полевого метеоролога и специалиста по технике выживания. Эти навыки в Антарктиде пригодились ему не раз, особенно во время длительного перехода, когда Сергей производил замеры толщины льда. «В связи со сложными погодными условиями, — рассказывает он, — центр управления нашей экспедицией приказал мне отказаться от перехода. Но я был уверен, что справлюсь, и блестяще выполнил задание. По полученным результатам британская антарктическая служба издала целую брошюру».
Однако козни природы — лютый мороз или коварные ледяные трещины, считает Сергей, отнюдь не самое страшное. Совсем не этим запомнилась ему еще одна попытка покорения Северного полюса и Арктики, предпринятая в 1998 году полярной экспедицией под руководством Владимира Чукова. В тот раз группа спортсменов-полярников из четырех стран предприняла попытку лыжного перехода через полюс до Канады. «Подобные походы, — говорит Сергей, — дело дорогостоящее: нужна хорошая экипировка, продукты питания и без помощи спонсоров тут не обойтись». Помощь пообещали власти Днепропетровска, о чем было заявлено на специальном брифинге в горисполкоме. Оргкомитет экспедиции, в котором были представлены весьма известные и уважаемые люди, вроде президента Ассоциации путешественников России Юрия Сенкевича, вступил в переписку с днепропетровскими чиновниками и тоже получил заверения. Тем не менее, участие единственного украинца в престижной экспедиции закончилось полным конфузом. Обещанные накануне деньги так и не поступили. «Уже в районе Северного полюса, — говорит С. Гордиенко, — руководитель экспедиции В. Чуков пригласил к себе в палатку и объяснил ситуацию. Делать было нечего, и меня вертолетом отправили на материк. Между тем, в Канаде экспедицию встречали представители украинской диаспоры, но своего земляка так и не обнаружили».
С не меньшим чувством горечи Сергей рассказывает и о том, как днепропетровские чиновники «подставили» его при организации экспедиции по маршруту «из варяг в греки». Выдвинув и обосновав эту идею, он вскоре оказался «за бортом», а руководство экспедиции оказалось в руках совсем других людей. «После этих двух случаев, — говорит С. Гордиенко, — я зарекся иметь дело с нашими чиновниками. По моим наблюдениям, их зачастую волнует не престиж страны, а собственные корыстные интересы». В поход «из варяг в греки» Сергей отправился один, причем стартовал не с Балтики, а от Ледовитого океана. И за несколько месяцев прошлым летом, где пешком, а где на старенькой разборной байдарке, преодолел путь от Мурманска до Севастополя длиной в 6 тысяч километров.
С КЛИЗМОЙ ПРОТИВ МЕДВЕДЯ
Одиночные путешествия, по словам С. Гордиенко, занятие небезопасное. Поэтому во всем мире по пальцам можно пересчитать экстремалов, которые рискуют в одиночку штурмовать Северный или Южный полюс, пересекать континенты или океаны. Наиболее известные среди них — норвежец Бьерн Осланд, австралиец Эрик Крокер, россиянин Федор Конюхов и англичанин Роберт Меснер. Некоторые из «одиночек» уже поплатились жизнью. В 2001 году погиб знаменитый японский путешественник Мицуро Обо, а в прошлом — американец Джеки Фэлсби. Тем не менее, считает С. Гордиенко, такие люди делают большое дело, раскрывая потенциальные возможности человека. Первым из украинцев он собирается совершить одиночное кругосветное путешествие — пешком пройти от Севастополя до Владивостока. Затем через Японию и Камчатку попасть на Аляску. Пешком преодолеть Канаду и США, «форсировать» на надувном каяке Атлантический океан, а там и до дома через Западную Европу «рукой подать», Идти и плыть, по самым скромным подсчетам, придется четыре с лишним года. Сама «технология» передвижения по суше и воде Сергеем давно отработана. «Для перевозки необходимого груза — продуктов питания, одежды, палатки и прочего, — рассказывает он, — я разработал специальную тележку, которую, как рикша, тяну за собой». В «кругосветку» путешественник собирается взять своего лабрадора по кличке Румб — вдвоем веселей, а, кроме того, огромного пса можно запрячь в повозку с поклажей. Лихих людей в дороге Сергей не боится. Как бывший милиционер заверяет, что человек опасен в городах, а на природе люди тянутся друг к другу, очевидно, ощущая свою слабость и потребность во взаимовыручке. «В дороге, — вспоминает С. Гордиенко, — мне приходилось встречать и бомжей, и даже беглых заключенных, но никто их них не причинил вреда». В Карелии на большой трассе украинского путешественника останавливала вооруженная «братва», промышляющая грабежами грузоперевозчиков. Узнав, откуда и куда идет чудак с рюкзаком и тележкой, они знатно угостили его вином и шашлыком, а на дорогу дали сто «баксов».
Похожая история случилась и на одной из рек в России, когда Сергей причалил на территорию президентского охотничьего заказника — проверив документы, путника поселили в гостиничном номере, где он смог выспаться и помыться, а на дорогу дали продуктов. Теплый прием Сергею не раз оказывали и в Беларуси, и в Украине. Хотя случалось и такое, о чем не хочется вспоминать, — на Днестре один местный житель отказался перевезти на лодке через реку и потом молча наблюдал, как путешественник, связав самодельный плот из пластиковых бутылок, форсировал водную преграду вплавь.
Главные опасности в дороге, говорит С. Гордиенко, может преподнести сама природа, перед лицом которой человек слаб. Во время своего последнего путешествия «из варяг в греки» на территории Беларуси он попал в зону лесных пожаров, где горели торфяники. «Почти полтора месяца, — вспоминает Сергей, — я задыхался от дыма. Боялся, что утром могу не проснуться, умру во сне. Но Бог миловал». Бывало, что во время сплава по рекам переворачивалась лодка и с трудом удавалось выбраться из воды. Но больше всего в лесах досаждали... медведи, которых манит не то любопытство, не то запах продуктов. Избавиться от косолапых бывает очень непросто. А порой это даже опасно. Для борьбы с медведями у Сергея есть свое оригинальное средство — обычная клизма, «заряженная» красным перцем. «Как только медведь начинает приближаться, — рассказывает бывалый путешественник, — навстречу ему распыляю перец. Обоняние у мишек очень тонкое, а потому они начинают фыркать и сразу уходят подальше».
Подобных «ноу-хау» у С. Гордиенко немало. Например, лучшим средством от комаров он считает чеснок, ведь «комары его не любят, как все вампиры». Эффективного средства пока нет разве что от волков, которые в последние годы расплодились не только в лесах России и Беларуси, но и в степной Украине. Одного из них Сергей принял за обычную собаку, которая увязалась следом за ним по лесной дороге. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы волка не распознали попавшиеся навстречу местные жители.
С БИБЛИЕЙ В РЮКЗАКЕ
И все же, зачем идти куда-то за тридевять земель, подвергать себя опасностям и лишениям? Такой вопрос встречные-поперечные обязательно задают украинскому путешественнику, встретив его, усталого, грязного и обросшего бородой, на широкой дороге. Для себя Сергей Гордиенко давно нашел ответ. «Иногда, — говорит он, — каждому из нас надо побыть наедине с собой для того, чтобы понять, как необходимы люди друг другу и как им нужен Бог».
С некоторых пор, побывав в переделках во время своих путешествий, Сергей обязательно кладет в свой рюкзак Библию. «Мир наш, — философствует он, — слишком хрупок и ненадежен. Человек как был, так и остается «дитятей природы» — совершенно беззащитным перед стихией. Это иллюзия, что цивилизация надежно защитила его, достаточно вспомнить, что происходит во время землетрясений или наводнений, от которых не гарантирована даже благоустроенная Европа. Для того, чтобы выжить, человек не должен забывать свое место в природе». Как инструктор по технике или даже искусству выживания, Сергей Гордиенко работает с молодежью, читает лекции, передает опыт. Он считает, что человек должен жить в гармонии с природой, стало быть, — с самим собой, людьми и Богом. Свои размышления Сергей собирается опубликовать в книге под названием «Страх, или Исповедь зайца». Впрочем, если успеет закончить ее до отправки в кругосветное путешествие. Стартовать же собирается, даже если не найдет необходимых средств, причем не раньше ноября: в холодное время года, поясняет он, его псу-лабрадору будет легче переносить все дорожные невзгоды. За себя опытный путешественник, собирающийся на своих двоих обойти земной шар, особо не переживает.
Выпуск газеты №:
№112, (2003)Section
Общество