Из столицы — в волынский лес
Что интересовало киевских педиатров в санатории «Пролісок»?Большой рукотворный плес, который омывает берега трех санаториев, — волынского «Проліску» и ровенских «Червоної калини» и «Соснового бору», уже мало напоминает приветливый летом водоем с удивительной красоты заводями в глубь леса. Вода стала стального цвета, вся поверхность покрыта волнами, как человеческая кожа мурашками. Сладкие сны, по-видимому, видит и местная знаменитость — уж Жорик, который выполз из леса на лестницу, непременно встречает едва ли не каждую делегацию в «Проліску». Но и без Жорика киевским врачам в провинциальном, как им казалось, санатории хватало эмоций, экзотики и эксклюзива.
И таким экзотическим и эксклюзивным был, в первую очередь, сам «Пролісок». «В окружении соснового бора, где воздух напоен ароматом целебных трав, где сочная зелень берез перешептывается с темной хвоей сосен, а пение птиц раздается даже ночью, стоят три спальных корпуса и семейные коттеджные домики, которые радуют глаз современным дизайном, комфортностью и уютом», — вот так романтично возвышенно написано о нем в рекламном проспекте, и это все, кстати, является правдой. Но если столичных медиков в «Проліску» в первую очередь воспринимали как потенциальных рекламных агентов, потому что Киев с его загазованным воздухом и близостью к Чернобылю — достаточно перспективный рынок для волынского санатория, то и столичных медиков интересовали не столько волынская экзотика (хотя и ею были очарованы), сколько перспективы оздоровления городских детей.
Вспоминаю, как пять лет назад меня в «Пролісок» впервые завела служебная командировка. Даже коренных волынян удивляет это благодатное и красивое место. А что говорить о столичных бизнесменах среднего уровня, которые тогда приезжали сюда на выходные? Первые сутки, захмелевшие от чистого воздуха, они тупо отсыпались. На вторые начинали гулять по лесным тропинкам, как малые дети, радуясь встрече с... самой настоящей жабой. И только на третьи сутки проявляли интерес к культурной программе. Даже незначительного перерыва в рабочем ритме оказывалось достаточно для восстановления сил. Кстати, на второй день пребывания киевских врачей в «Проліску» я сама случайно стала свидетелем, когда одна из женщин восторженно делилась впечатлениями с родными по мобильному телефону, начав разговор с фразы «Мы теперь будем сюда приезжать, потому что я утром встала — и впервые за десять лет проснулась без мешков под глазами!»
Очень часто в отзывах о «Проліске», которые оставляют приезжие из центра и востока Украины, звучат слова «параллельный мир». И хотя касаются они в первую очередь флоры и фауны этого пограничного с Ровненской областью волынского уголка, однако санаторий такого типа действительно стал в Украине своеобразным «параллельным миром». Как констатировали врачи из Киева (а это были или главные врачи, или их заместители из районных детских поликлиник столицы), санатории матери и ребенка в настоящее время вообще можно посчитать на пальцах. И в «Проліску» еще не так давно оздоровляли группы детей из чернобыльской зоны. Но в какой-то момент, как признается директор санатория Валентина Ивановна Касарда, поняли, что целесообразнее будет оздоровлять родителей и детей вместе. Может, потом не один раз и каялись... Потому что еще и имеют собственную свиноферму (и мясо на кухню подают не замороженное, а лишь охлажденное), собственную пасеку, свои теплицы и немало собственной земли. Все это — очень хлопотно, зато едят свой хлеб, свое мясо, свои овощи. Заготовляют лекарственные травы, замораживают ягоды, и земляники, малины, черники, клубники, слив в таком виде хватает до весны.
А еще имеют и свое «золото». Этим словом доктор медицинских наук Владимир Стеблюк из научно-исследовательского Института курортологии назвал местную минеральную водичку, которую так и назвали, — «Проліскова». Ее и пьют (в известной мере является аналогом знаменитой моршинской), ее используют и для лечебных ванн. А познакомившись с оздоровительными программами санатория (их несколько — от программы для всей семьи до программы по похудению), господин доктор предложил «Проліску» стать клиническим санаторием Института курортологии, что повысило бы ему статус, а научным работникам — возможность внедрять здесь свои новейшие разработки.
Как санаторий матери и ребенка, расположенный в привычной нам климатической зоне (потому что теперь и море не всем на пользу), «Пролісок» может стать своеобразным спасательным кругом украинцам, которых обжег Чернобыль. Однако (и это тоже проявление украинского «параллельного мира»), как говорили киевские педиатры, детей в настоящее время просто некуда вывозить из города. Пионерские лагеря распроданы, во взрослые санатории детей принимают неохотно. А те так называемые санатории, которые есть под Киевом, не отвечают даже требованиям родителей, которые и так не переборчивы. Обычно после увиденного на Волыни из уст столичных врачей звучали слова восторга. На некоторые виды диагностики и лечения в «Проліску» они предлагали санаторию взять патент. Заверяли, что будут рекомендовать его родителям своих пациентов, потому что и цена путевки доступна для семьи со средним достатком (а тем более из столицы, где заработки в несколько раз выше, чем на Волыни...). И собирались приезжать оздоровляться сами, потому что тоже дышат воздухом большого города.
Выпуск газеты №:
№232, (2009)Section
Общество