Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Из ткани, соломы и кукурузы

Какая особенность народной куклы-игрушки Подолья и почему она была неотъемлемым атрибутом «домашней академии»
11 февраля, 10:12

Когда речь идет об украинской народной кукле, большинство сразу представят обереговую куклу-»мотанку». Однако в действительности она не имеет ничего общего с народной куклой-игрушкой, которую изготовляли в украинских семьях для забавы детей. Ведь для того, чтобы успокоить ребенка, времени было мало, следовательно, бабушки или матери брали первое, что было под руками: платки, рушники, природные материалы. Лишь на Подолье можно выделить, по меньшей мере, пять видов кукол по их функциональным назначениям: это кукла-»жованка», кукла-»немовля», кукла-»малюк»; кукла для сюжетно-ролевых игр и обрядовые куклы. Их исследовала и подробно описала в своем труде «Українські народні ляльки Поділля» заведующая учебно-научной лабораторией по этнологии Винницкого педуниверситета имени Михаила Коцюбинского, этнограф и краевед Татьяна ПИРУС. Издание, которое опубликовано в прошлом году, стало результатом ее многолетних исследований и своего рода предостережением для тех, кто пытается привнести в украинскую культуру нетипичные куклы, которые не только не отображают народные традиции, но созданы, скорее, как следствие современных влияний, маркетинга и попытки отдельных любителей подзаработать.

КАКИМИ БЫЛИ КУКЛЫ СТО И БОЛЬШЕ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД

Идея исследовать народные куклы-игрушки Подолья у Татьяны Пирус появилась из собственных семейных историй. Чтобы исследовать этот вид народного творчества, она основала два спецкурса в педагогическом университете. Студенты привозили на занятия народные куклы-игрушки, которые были изготовлены их матерями, бабушками или прабабушками. Часто не только рассказывали о технике, а и делились интересными воспоминаниями о народной традиционной кукле в их семье, дарили куклы в лабораторию. Благодаря их инициативе фонд учебно-научной лаборатории по этнологии Подолья педуниверситета пополнился примерно сотней народных кукол из разных уголков Винничины и даже из-за ее пределов. На основе полученной коллекции, созданной пожилыми подолянками, Татьяна Пирус еще в 2010 году разработала классификацию народных кукол Подолья и ввела в научное обращение термин «подольская народная кукла-игрушка».

«Моя классификация касается сугубо кукол-игрушек и не имеет ничего общего с новомодными обереговыми «мотанками». Она базируется на народных традициях, которые подкреплены воспоминаниями пожилых подолянок. Каждая кукла имеет короткое описание (так сказать, назначение) и место ее бытования, — рассказывает исследовательница. — Следовательно, на основе собранных материалов, удалось выделить четыре вида кукол-игрушек. Первый — это «жованка», «кукла», или, как называли в народе, «квач». Ее использовали для кормления младенцев, когда мать болела или отсутствовала. Второй вид — это когда ребенок уже пытался самостоятельно сидеть и до той поры, когда учился ходить,  говорили: «пів року нівроку і пів року до року», тогда такому ребенку, чтобы его забавлять, очень быстро делали куклу-младенца. Ее давали ребенку и говорили: не плач, потому что кукла будет плакать. И это был элемент народной педагогики, потому что внимание ребенка переходило на куклу, и он успокаивался.

С трех лет, когда у ребенка начинало формироваться понятие «я сам, я сама», уже нужно было делать куклу, которая бы привлекала ребенка к процессу изготовления, то есть для соучастия. Такие куклы называют «малюками».

А четвертый вид кукол делали для детей  дошкольного возраста. И главная цель заключалась в том, чтобы подготовить ребенка к общению с ровесниками, к коллективу. Куклы для сюжетно-ролевых игр были с руками и ногами, им рисовали лицо, часто улыбающееся. Порою лицо вышивали или нашивали пуговицы или бусинки. Примечательным является то, что ребенок, который в этом возрасте игрался куклами, не имел проблем в подготовке к новому коллективу и быстро находил контакт с другими детьми. Но если ребенок не имел в детстве периода игры с куклами, то в дальнейшем мог искать себе занятия, которые были опасными. Порою и сейчас можно увидеть, как дети носят с собой в школу куклу или другую игрушку. И это абсолютно нормально, потому что кукла — их друг, с которым они разговаривают, которому жалеются и рассказывают о своих переживаниях. Вообще игра с куклой — сверхважный процесс в становлении ребенка и его психологического здоровья».

ИЗ ЧЕГО И КАК ДЕЛАЛИ КУКЛЫ

Куклы-«жованки» для младенцев изготовляли так: в кусок конопляного полотна клали пережеванный хлеб, иногда добавляя туда немного сахара, заматывали его и крепко обвязывали одним из концов этого же куска полотна. Такую «куклу» делала мать и давала ее для сосания, когда ребенок был голоден или плакал. Кукол-»немовля» делали быстро, потому что надо было успокоить ребенка, потому брали кусок ткани (однотонного светлого или белого цвета), на середину клали свернутый из разных лоскутков шарик или — картофелину. Завязывали узлом. Следовательно, речь идет об узловой кукле. Образовывалась «головка» и «туловище». Нижнюю часть куска ткани подгибали и обвертывали вокруг «туловища», формируя «сповите немовля». «Когда ребенок брал другой, больший кусок ткани и самостоятельно заматывал им  «немовля», то такая кукла-»малюк» была уже результатом его творчества. Иногда ребенку помогали в этом процессе старшие дети или взрослые. От размеров ткани зависели размеры куклы. Ее можно было быстро сделать и быстро разобрать, когда уже не было в ней надобности. Этот процесс занимал меньше одной минуты. И это было гениальное народное изобретение, отмечает Татьяна Пирус. Как-то на одной из конференций она показала, как быстро можно сделать куклу-»малюка». Уложилась в 20 секунд, и телевизионщики несколько раз просили повторить, чтобы раскадрировать этот процесс и подробно объяснить эти этапы.

«Рассказывая о народной кукле, надо считаться с ее конструкцией, дизайном, то есть внутренним строением, в котором столько необычного, а еще больше фантазии, — продолжает Татьяна Пирус. — Во все времена года можно было делать куклы из кукурузы. Например, до десяти разных видов: когда молодая кукуруза, когда полный кочан, когда ручки и ножки привязывают из веточек, когда используют основу кукурузы — кочан, который одевают. В моей частной коллекции есть кукла из села Стодульцы Жмеринского района. Она настолько интересна, что когда я выступала на Вторых Марка Грушевского чтениях в Киеве и показала ее, то удивила зал. Уникальность куклы в том, что она сделана из листьев кукурузы, но имеет «руки», которые двигаются. Интересна кукла из осоки по имени Пилип, так назвал ее автор, бабушка одного из студентов. Иногда изделия из природных материалов комбинировали с тканью. Но с каким вкусом! Например, кукла могла быть из сена, но одета в вышитую сорочку и пеструю юбку, которая гармонировала с образом. Но больше всего в коллекции шитых кукол. Их характерная особенность — лицо: глаза, нес, обязательно улыбка. Такие куклы использовали для сюжетно-ролевой игры. Для каждого вида кукол-игрушек характерен свой внутренний дизайн: или это берут «туловище-мешочек», к которому пришивают «ручки» и «ножки», или это крестообразная основа конструкции. У нас на Подолье больше 10 видов дизайна, и это абсолютно разные куклы».

КАК УБЕРЕЧЬ ТРАДИЦИОННУЮ НАРОДНУЮ КУКЛУ-ИГРУШКУ

Татьяна Пирус несколько раз в разговоре отмечает, что исследует именно народные куклы-игрушки, которые имеют бекграунд, вспоминаются в произведениях украинских писателей, воспоминаниях пожилых людей, то есть имеют доказательства своего существования. Широкое использование куклы-»мотанки» как оберега называет искусственным копированием. Следовательно, советует мастерам называть вещи своими именами и не путать народную куклу-игрушку с сувенирной или авторской, которые, безусловно, также имеют право на жизнь и на собственную историю.

«На сегодня в Украине есть немало кукол — это роскошные авторские работы, сувенирные и интерьерные куклы. Что касается куклы-»мотанки», то это не традиционное название, такого слова у нас раньше не было в употреблении, употребляли «лялька», или «кукла», но точно не «мотанка». Этот вид создают определенные умельцы, но это, скорее, маркетинговый ход, который с народной  куклой-игрушкой ничего общего не имеет, — отмечает исследовательница. — Вот например, говорят, что надо сделать куклы-»мотанки» «неразлучники» и подарить молодым на свадьбу, где была бы одна рука на двух. И если вы подарите, то они будут жить счастливо. Вопрос: что это? Где такая традиция описана? Кто о ней когда-то читал или слышал? Хуже всего то, что часто мастера используют российское издание «Кукольный сундучок», где заимствуют не просто термины, но и копируют отдельные работы с авторскими добавлениями элементов. Например, у нас в народном творчестве есть кукла-»немовля», а они «мотанке» дают название «пеленашка», или другое название, например — «зерновушка». И это при том, что у нас особенное отношение к зерну, никто не будет делать куклу из зерна и говорить, что она год должна стоять, особенно те, кто пережил голод, и не раз. Поэтому я бы советовала мастерам, которые изготовляют такие изделия на продажу, называть вещи своими именами, потому что рано или поздно станет известно, что «мотанки», особенно с крестами, переплетениями нитей на лице, это далеко не подольская этнокультурная традиция. Такие узловые куклы изготовляли на Северном Кавказе, в Средней Азии, в отдельных районах Поволжья, Африки  и использовали даже в обрядах захоронений и ритуалах, которые точно не изучены и не описаны. Следовательно, этот вопрос требует тщательного исследования».

ПОЧЕМУ КУКЛА И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ВАЖНОЙ В «ДОМАШНЕЙ АКАДЕМИИ»

Собственно, чтобы уберечь народную куклу-игрушку от чужой этнокультурной экспансии и вытеснения ее из украинской исторической памяти, Татьяна Пирус в 2020 году издала книгу-альманах «Українські народні ляльки Поділля». В ней она подробно рассказывает об этом виде народной педагогики, который был главным элементом в «домашней академии». А еще дает ответ на вопрос: какими были куклы-игрушки, кто ими игрался, когда их изготовляли, для кого и для чего. Исследовательница наталкивает на мысль, что сохранение народной куклы-игрушки, сохранение игрушечной культуры, которая проросла во внуках и правнуках, не утрачена и на сегодня. Иногда еще можно увидеть, как семьи, отдыхая на природе, начинают изготовлять для своих детей куклы из разнотравья, или на берегу озера лепят их из глины. Умение формировать игрушечную культуру закодировано в забытых традициях, а «раскодировать» их можно беседами и общением в семейном кругу.

«Когда я собирала материал для книги, то не только систематизировала то, где, кто и когда, в каком селе изготовлял эту куклу, но и увидела наглядно, как народная традиционная кукла объединяет в семье людей — бабушки, матери, дочки и внуки, — говорит Татьяна Пирус. — Вы не представляете, какие душевные истории рассказывали наши студенты после того, как обратились к своим бабушкам с просьбой сделать куклу. Для одних было открытием, какой интересной собеседницей может быть их бабушка. Для вторых, как она весело делилась своими воспоминаниями, какие неизвестные истории выныривали в ее памяти. Такое соучастие укрепляет семью и объединяет вокруг личных историй. Тогда оказывается: какой замечательный у меня папа, какая творческая мама, какая невероятная и интересная бабушка. Сегодня народная традиция, к которой возвращаются, обогащается тем, что ее не забывают, а наоборот, возобновляют и приумножают. А кукла — это народная педагогика, которая объясняет традицию передачи народной мудрости. И большое счастье, что она дошла до наших дней».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать