К святости — через пороки?
Главные события на прошлой неделе в медиа-жизни ЦерквиВ течение последних дней религиозное медиапространство обсуждает события, происходящие у наших северо-восточных соседей. Первое — сенсационное заявление протодьякона Русской православной церкви Андрея Кураева, второе — прибытие в Москву так называемых «даров волхвов» с Афона. Безусловно, эти события де-юре нас не касаются, поскольку Украинская православная церковь (Московского патриархата) является официально автономной от РПЦ. Однако рассмотрение этих событий необходимо: во-первых, для понимания Церкви как живого организма; во-вторых, для осмысления нашей ответственности; в-третьих, для духовной пищи. Ведь после скандального заострения, эмоциональной бури происходит обстоятельный анализ и переоценка ценностей.
ЗАЯВЛЕНИЕ ОТЦА КУРАЕВА
Несколько недель назад на странице «Живого Журнала» протодьякона Андрея Кураева появилось сенсационное заявление, которое вызвало дискуссию и на платформе ЖЖ, и в целом в социальных сетях. В текстах отца речь шла о наличии гей-лобби внутри РПЦ. Отец детально описал в своих блогах гомосексуальные наклонности высшего духовенства, из-за чего вызвал шквал эмоций-реакций. Напомним, что фигура о. Андрея Кураева всегда была популярной: резкие высказывания в медиа, смелые научные исследования и гипотезы, участие в «миссионерских рок-турах». Однако последние события стали апогеем «нестандартной» деятельности о. Андрея, согласно свидетельствам российских журналистов, стали ключевыми событиями Рождественского поста и первых праздничных дней. Из-за скандальных заявлений, резких высказываний в блогах накануне и после о. Андрея Кураева уволили из Московской духовной академии за «деятельность в блогосфере». В интервью для русской редакции «Радио Свобода» протодьякон Кураев обозначил опасность «голубого лобби» в лоне РПЦ: «Это достаточно влиятельная группа людей, некоторые из них занимают серьезные посты, в том числе в Синоде. К сожалению, они могут влиять на кадровую политику Церкви, то есть они заполняют кадровые вакансии подобными себе. Досадно, что человек такого склада попадает в замкнутую систему, где нет ясной карьерной оценки. У нас нет критериев оценки успешности священника, поэтому присутствует «вкус». Если, скажем, у главы епархии сексуальный вкус, то неформальные симпатии епископа являются критерием набора персонала...» Кстати, в том же интервью отец выражает предположение о возможности лишения его священного сана. Однако одновременно протодьякон высказывает надежду на заключительное решение Патриарха Кирилла. «Я очень хотел бы, чтобы Патриарх Кирилл возглавил движение за очищение самой Церкви и тем самым вызвал бы всенародную любовь», — отметил отец Кураев в беседе с российскими журналистами.
СИМВОЛИКА ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Скандальные посты в ЖЖ — это еще не последняя точка в этой истории. Недавно отец Кураев встретился с участницами группы Pussy Riot — Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В социальной сети Twitter появилась информация, что во время встречи состоялось обсуждение ситуации, которая сложилась в России, особенно — в Церкви, в частности (это вытекает из комментариев, зафиксированных в сети) в беседе был упомянут и скандальный панк-молебен в храме Христа Спасителя. Во времени встречи отец Кураев отметил, что его «удивляло присутствие среди православных тех, которые мечтают о репрессиях», к тому же отец выразил еще одну позицию: «Церковь быстро прошла путь от преследуемой до карающей». К тому же отец Андрей Кураев написал в своем блоге о том, что долго думал, соглашаться ли на эту встречу, ведь это еще один повод для его неприятелей бросить в него камень, однако, как отмечено на странице ЖЖ протодьякона, «не было никаких евангельских причин отказать, разве что страх иудейский».
В анализе этих событий стоит обратить внимание еще на два момента. Буквально несколько дней назад в одном из интервью для украинских каналов была выраженная позиция, что российская группа Pussy Riot является идентичной украинской группе FEMEN. Конечно, с этим тезисом можно согласиться только тогда, когда речь идет об осквернении святынь. Однако, с моей точки зрения, — это совсем разные явления, поскольку имеют иное назначение, стратегию действий и в целом другую модель протеста. Второе — символика храма Христа Спасителя для русского народа. Ведь еще одно медиа-событие в течение последних дней, которое заполняет новостийный контент российских центральных телеканалов, — привоз «даров волхвов» с Афона. Опять-таки на платформе ЖЖ появилась информация о том, что стоит задуматься над этим массовым поклонением, ведь автор вспоминает события, связанные с привозом пояса Богородицы, особенно драматичные события и «подводные» стратегии привоза реликвии. Несмотря на все оценки событий, важно сосредоточить внимание на образе храма Христа Спасителя, который до сих пор является «сценой» всех скандальных событий. Думаю, теперь мы еще не можем полностью обозначить аутентичную символику этой святыни, однако важно, что храм является местом создания новой платформы Церкви, олицетворяет вместилище свободы и надежды. Для многих медиаэкспертов массовое поклонение «дарам волхвов» в течение последних дней ассоциируется с формальной верой, без ее духовного наполнения. Наблюдая за материалами российских телеканалов, могу частично согласиться с этим аргументом, ведь многочисленные очереди перед храмом в чем-то нивелируют стремления настоящего христианина — верить в Бога, а не в букву! Однако в этом поклонении я еще увидела надежду российского народа и веру, что все еще может быть по-другому!
ПО «РОССИЙСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?
Анализ последних событий в России не отменяет мониторинг украинских событий. Поразили последние события — во-первых, в Харькове, в Свято-Дмитриевском храме УАПЦ, неизвестные юнцы бесчинно распыляли слезоточивый газ под стенами храма, устроили толкотню и рвались в середину. Во-вторых, 13 января Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав заявил о том, что получил письмо от Министерства культуры Украины, в котором говорится о возможности прекращения деятельности религиозных организаций, которые принадлежат УГКЦ, из-за поддержки и участия Церкви в Евромайдане. Такие события, безусловно, побуждают задуматься над тем, может ли в Украине повториться «российский сценарий». Возможна ли вообще политизация украинской Церкви?
КОММЕНТАРИЙ
Архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь (Исиченко) (Украинская автокефальная православная церковь):
Протодьякон Андрей Кураев — едва ли не самый известный в российском медийном пространстве представитель Московского Патриархата. Такая популярность в современной России невозможна без поддержки власти. И обнародованные о. Андреем оценки обычно укладываются в стратегию власти.
С древних времен в тоталитарных странах общепринято протежировать тех иерархов, которых в случае необходимости легко шантажировать. Персональный состав «списка Кураева» складывался не спонтанно. Механизмы его формирования определяли спецслужбы и управление по делам религий. Власти было выгодно иметь на ключевых должностях в Церкви лиц, восприимчивых к угрозе дискредитации. А эта закрытая, больная система способна репродуцироваться уже даже и независимо от спецслужб.
Волна критических публикаций о патриархе Кирилле, об отношении РПЦ к заключенным участницам панк-группы, и вот теперь — скандал вокруг обличительных реплик о. Андрея Кураева... Если бы эти информационные волны шли не из России, можно было бы радоваться выявлению болезненных сторон жизни Церкви ради их преодоления. Но, учитывая всеобъемлющий контроль Кремля за информационным пространством подвластной страны, возникает подозрение: не является ли это проявлением недовольства режима Путина попытками РПЦ осуществлять самостоятельную политику?
Для Украинских Церквей опыт российского скандала важен как напоминание евангельского предостережения: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» (Лк. 12:2). Информационные сети все больше суживают закрытый сектор в жизни как светских, так и церковных элит. То, о чем раньше шептали в сакристиях, выплескивается в блоги и в социальные сети. И появляется надежда, что Церковь, святая по своей природе, вооруженная благодатной силой Святого Духа, сможет освободиться от выявленных изъянов, которые вредят осуществлению ею апостольской миссии.
Выпуск газеты №:
№7, (2014)Section
Общество