Как достучаться до чиновника?
В Николаеве практики поделились опытом электронного управленияВ Николаеве прошла Всеукраинская конференция «Региональные перспективы продвижения технологий электронного управления и развития электронной демократии во исполнение Плана действий по внедрению в Украине международной инициативы «Партнерство «Открытое правительство». Мероприятие организовано Фондом развития города Николаева и Николаевским горисполкомом при поддержке программы «Гражданское общество и надлежащее управление» МФ «Возрождение».
Конференция в основном собрала практиков-автоматизаторов из различных городов Украины и общественников, которые не один пуд соли съели, пытаясь хоть как-то заставить чиновников работать. География участников — от Ивано-Франковска до Сватово (Луганская область) и от Чернигова до Одессы. Здесь же были представлены и малые города Украины (Славутич, Борисполь), идущие по пути внедрения у себя электронного управления и электронной демократии с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
В вопросах организации автоматической отработки входящей информации (жалоб, заявлений граждан) и мониторинга выполнения решений органов местного самоуправления представители общественных организаций, исполнители из исполкомов и депутаты нашли точку соприкосновения. Внимательно изучая опыт мэрий Луцка, Борисполя, Бердянска и Винницы, можно выбрать оптимальное решение для автоматизации. Что уже и сделано в трех десятках городских управленческих офисов. На конференции не только звучали выступления практиков, но и заинтересованные лица в секциях и кулуарах обменивались практическим опытом. Удивляет только, что при построении систем управления процессами отечественные коммунальные автоматизаторы опираются не на лучшие интернациональные решения, а все время «изобретают велосипед» с программными решениями. В результате о стандартах пока не приходится говорить. Всплывают и другие нюансы. Например, в реестре административных услуг (справок) присутствуют такие одиозные, оставшиеся от сталинских времен, как о составе семьи, которая... мягко говоря, нелегитимна, ибо Минюст ее не кодифицировал. В некоторых исполкомах придумывают и свои формуляры и справки: чиновничество у нас класс креативный!
Можно только представить, какое сопротивление удалось преодолеть Михаилу Золотухину и Фонду развития Николаева, который он бессменно возглавляет, чтобы организовать дискуссию по данной теме. К сложностям периода примешивается и тот факт, что в госорганах «научили» создавать имитирующие деятельность псевдообщественные организации, которые нужны лишь для выполнения формальных требований грантодателей. А кто будет на самом деле защищать интересы общества? Вот и приходится бывалым общественникам проявлять недюжие дипломатические и креативные способности. Например, в Николаеве чего стоит альянс с городской же библиотечной системой, на базе которой создано 18 центров коммуникации с гражданами, с помощью которых николаевцы получают доступ к городским электронным базам, а благодаря интерактивному общению могут решать многие вопросы без непосредственного посещения органов местного самоуправления.
Вот только эти самые жители города если и приходят воспользоваться заявительным правом, то кроме набора проклятий в адрес соседа или застройщика чаще ничего прочего сформулировать не могут. Поэтому и приходится библиотекарям осваивать не только азы работы с оргтехникой и компьютерами, но и администрирования обращений граждан.
В общем, конференция оказалась очень полезной, потому что люди, которые решают однотипные проблемы в своих городах, смогли обменяться практическим опытом и выработать алгоритм дальнейшего сотрудничества. Простая копировка решений, которая имела место, после открытия прорывной Винницкой мэрией центров обслуживания граждан в электронном режиме уже не срабатывает. Нужна большая и серьезная интеллектуальная работа служащих мэрий и советов.
Под занавес конференции с очень своевременным докладом выступил депутат Николаевского горсовета Владимир Худяков. Он заметил, что многое из того, что сегодня делается в органах местного самоуправления, академиком Глушковым и сподвижниками было реализовано в ВПК еще в середине 1970-х, поэтому очень важно развивать теоретическую базу программно-аппаратных решений и шире открывать системы управления для интеграции с другими отраслями жизнедеятельности человека.
Но для реализации этой амбициозной задачи аутсорсинга в рамках одного города или исполкомовского здания мало. Важно активней подключать молодежную, студенческую среду, чтобы от решений веяло мобильностью, а не нафталином. А конференцию практиков впору переводить на интерактивную платформу и он-лайн освещать все практические нюансы внедрения программ и приемы лоббирования самих решений.
Выпуск газеты №:
№109, (2012)Section
Общество