Как купить авто по европейской процентной ставке
Автомобили эконом-класса становятся доступнее![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070220/431-6-2r.jpg)
Желание приобрести новый автомобиль преследует практически каждого, но не каждый себе это может позволить. Большинство украинцев зарабатывает не более 500 долларов и это в столице, в регионе же картина еще более печальна. Дешевые кредиты, по прогнозам экспертов, на протяжении нескольких лет украинцам вряд ли будут доступны. Хотя уже сейчас в Европе, в среднем, кредит на покупку автомобиля обойдется в 3—5% годовых, у нас же — 9—12% в долларах или евро. Со вступлением в ВТО, количество иностранных финансовых учреждений увеличится, вследствие борьбы за клиента понизятся процентные ставки, однако страждущих по рулю и колесам ждут новые препятствия — более жесткие требования к заемщикам, казалось бы, уже раскрывших свои объятия банков.
Впрочем, в прошлом году в Украине было продано порядка 371 тыс. моделей новых автомобилей. По прогнозам, в этом году продажи увеличатся на 30%. Благодаря чему удовлетворяется спрос? Несмотря ни на что — доступности таких авто. Девять лет назад в Украине появилась так называемая система покупок в группах, попросту говоря — кассы взаимопомощи. Только вместо государства, модератором, а вернее администратором является коммерческая компания. С начала работы таких компаний обладателями новых автомобилей стали сотни тысяч наших соотечественников, и многие тысячи сейчас подписывают контракты на приобретение машины в подобных системах.
ЛЮБОЙ ИЗ НАС
По данным компании «Филдес Украина», предоставляющей услуги администрирования покупок в группах под торговой маркой Car Credit, преимущественно ее клиенты составляют люди с доходом от 600 до 1800 грн. Преобладают жители городов-миллионников, сельских жителей в два раза меньше — 23%. Среди них преимущественно люди среднего возраста, следующая по численности группа людей в возрасте 45—55 лет. Большинство из получивших автомобили в этой системе, не в состоянии платить треть от стоимости автомобиля в качестве первого взноса, как это требуют в банках. Поэтому они обращаются в системы, подобные Car Credit. «Благодаря гибкости системы, я могу даже помогать сыну в оплате за обучение. Ведь 2,8% это все равно меньше, чем в банке», — говорит харьковчанин Владимир Романович. Так пенсионеры меняют свою побитую жизнью «копейку» на новенькие ВАЗ, Daewoo, ЗАЗ Славуты и Chevrolet, а студенты получают возможность сесть за руль своего первого автомобиля.
РОДОМ ИЗ БРАЗИЛИИ
Своим рождением этот вид бизнеса обязан Южной Америке, экономика которой специализируются в массе своей на сельском хозяйстве и требует, таким образом, большого количества доступных автомобилей. В семидесятых годах прошлого века в Бразилии не было дешевых кредитов, также как в Украине сейчас. Именно тогда в ней появился бизнес, который у нас получил название «покупки в группах» или «консорциум». Тогда это была единственная возможность за меньшую ежемесячную плату получить автомобиль. Впрочем, Бразилия уже несколько лет входит в десятку наиболее динамично и стабильно развивающихся стран, в которой недостатка в доступных кредитах нет. Но спрос на покупки в группах там не падает. «Ежегодно в Бразилии по таким контрактам продается не менее 800 тысяч новых автомобилей и не только эконом-класса», — говорит Иоанна Шиповская, президент компании «Филдес Украина». Особенностью бразильских покупок в группах является то, что ими занимаются непосредственно автопроизводители и при каждом заводе есть дилерский центр, где предлагают все формы продаж, включая и эту. «Покупатель присматривается к новой модели, выход на рынок которой только ожидается, и заранее записывается в систему, чтобы получить этот автомобиль первым», — утверждает госпожа Шиповская. Кроме Бразилии и Украины, этот бизнес также распространен в Аргентине, Польше и Португалии.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА
Совершить покупку в группах может любой гражданин, имеющий украинский паспорт, справку о доходах предоставлять не нужно. Будущий автолюбитель подписывает контракт и получает 7 дней для обдумывания и анализа его условий, в случае, если решение принято отрицательное, то компания обязуется вернуть деньги. Вступительный взнос составляет 3% от стоимости автомобиля, к примеру, если вы решитесь на покупку ВАЗ 21101 в системе Car Credit, то первая сумма, которую вы потратите на долгожданный автомобиль составит 1551 грн. Ежемесячные же выплаты составят 668 грн, из таких выплат формируется общий денежный фонд, за счет которого и приобретаются автомобили для участников групп, а также платятся отчисления страховым компаниям и процент администратору — компании, предоставляющей услугу. Желающие приобрести автомобиль объединяются в группы по принципу одинаковости моделей или сумм. Группа, в среднем, формируется за один или полтора месяца и является закрытой, то есть никто больше не сможет к ней подключиться. Максимальное время, на которое заключается договор, — 7 лет, в течение этого срока каждый из группы должен получить автомобиль. Быстрее всех автомобиль получает тот, кто сделает большее количество взносов за меньшее количество времени, то есть оплачивает большую часть стоимости автомобиля наперед. Другой вариант называется «торги»: в случае его проведения, необходимо написать количество взносов, которое можешь выплатить одновременно и автомобиль получает тот, кто в состоянии заплатить больше. В некоторых компаниях существуют жеребьевки, которые вводят фактор случайности в получение автомобиля и количество потраченных денег на его приобретение не играет роли. «В такой системе клиент не может влиять на скорость получения автомобиля», — комментирует госпожа Шиповская.
КРЕДИТЫ ИЛИ «ПОКУПКИ В ГРУППАХ»?
Уже очевидно, что дорогие кредиты массе населения недоступны, хоть и потенциальный спрос на них высок, удовлетворить банки его не в состоянии. Кроме одной большой проблемы — дороговизны кредита, существует еще несколько маленьких, но от этого не менее значительных. К примеру, для получения кредита необходимо иметь постоянный и официальный заработок, который нужно заверить справкой. И для тех же, кто не в состоянии предоставить такой документ, до недавнего времени не существовало альтернативы для приобретения автомобиля. Кроме того, к моменту выплаты кредита может оказаться, что клиент выплатил большую сумму денег, чем планировалось изначально, если на протяжении срока выплаты кредита гривня совершает резкое падение и регулятор повышает кредитные ставки для стабилизации ситуации.
Покупки в группах гораздо доступнее кредитов, так как не требуют крупных выплат и человек с зарплатой в $150—200 может себе позволить платить взносы в 270 грн. Еще одно зримое преимущество — возможность наблюдать за своим счетом в Интернете, а также видеть ситуацию в своей группе. «Мы оборудовали наши салоны компьютерами и первым делом, когда решили выйти на украинский рынок, занялись разработкой программного обеспечения, которое позволило управлять процессом покупок в группах и делающей его прозрачным для каждого», — говорит госпожа Шиповская. Впрочем, как оказалось, далеко не каждый воспринимает Интернет как дар божий. К примеру, одним из первых клиентов компании был священнослужитель, который узрел в интернете греховность и отказался им пользоваться. На что в компании отметили, что не заставляют его разглядывать неположенное, а просят всего лишь зайти на сайт компании и наблюдать процесс покупки и состояние счета. Тогда священнослужитель взял своего сына и отправился в Интернет-кафе.
ПО ЗАКОНУ, НО БЕЗ ЗАКОНА
Как отмечает госпожа Шиповская, очень важным в этой системе является то, что она позволяет людям со средним и ниже среднего достатка менять свои старые опасные автомобили на новые, комфортные и безопасные. «Каждый год процент таких людей растет, сейчас их порядка 30—35%», — говорит она. А каждый пятый клиент компании покупает второй автомобиль в семью — для жены или детей.
Однако, не все так безоблачно в этом виде бизнеса. К сожалению, этот бизнес пока не регулируется законом. Хоть и разработано уже три законопроекта, каждый из них экспертной группой Верховной Рады признан требующим доработки. И такое положение плохо сказывается как на самих компаниях, так и на клиентах. Так, компания «Филдес Украина», прописанная в Одессе, в 2004 году получила жесткий удар по имиджу неправомерными действиями милиции, которая завела уголовное дело прежде, чем провести проверку. Затем этих проверок было аж четыре. «С одной стороны, это уголовное дело пошло нам на пользу — все проверки показали, что наша финансовая деятельность в порядке и мы все обязательства перед клиентами выполняем», — говорит госпожа Шиповская, хоть одновременно с грустью констатирует, что за два года разбирательства компания потеряла 2 тыс. клиентов, а, значит, столько людей не получило автомобили. Поэтому компаниям нужен закон, чтобы осуществлялся контроль за их деятельностью, а потребители получили гарантии в случае, если закон будет нарушен. Компании же будут спокойны за свое настоящее и будущее. Пока же закон не принят, компании работают, руководствуясь Гражданским кодексом.
ПРОДАЖИ УВЕЛИЧАТСЯ
Пока через такую схему продаж приобретают автомобили 10—15% населения. Прогнозируя развитие рынка, в компании «Филдес Украина» отмечают, что максимальной планки продаж операторы этого рынка достигнут при увеличении количества таких покупок до 20%. Только в прошлом году эта компания продала порядка 3 тыс. автомобилей. Сейчас партнерами компании являются ООО «Украинский автомобильный холдинг», корпорации «Укравто» и «Автоинвестстрой», ООО «УзДеу» и
ЗАО «УкрАвто ВАЗ». В этом году и в дальнейшем компания будет работать над привлечением женской части населения и для этого с февраля этого года добавили в модельный ряд Daewoo Matiz. «Он очень нравится женской части населения, особенно женщинам больших городов», — отмечают в компании. Кроме того, сейчас компания ведёт переговоры с импортером китайских автомобилей Лифан — компанией «Автоинвестбуд». Таким образом, компания следит за тенденциями и стремится улучшить предложение, чтобы клиенты их компании оставались довольными и возвращались, делая покупку снова и снова. Впрочем, как объяснили в «Филдес Украина», такие клиенты уже существуют, хотя их часть пока и невелика, но с каждым годом и открытием филиала, их количество будет увеличиваться. Ведь компания для этого делает все.
Выпуск газеты №:
№31, (2007)Section
Общество