Перейти к основному содержанию

Как не потерять потенциал страны?

Артем ВИТКО о состоянии профессионально-технического образования и развитии аграрного сектора Украины
24 ноября, 17:27
Фото из архива "Дня"

В последнее время образовательная реформа является одной из наиболее обсуждаемых тем в украинских СМИ. В частности, новости и статьи по языковому вопросу в школе встречаются читателю едва ли не каждый день. Однако украинское образование не ограничивается школой. Это и профессиональное, высшее, научное образования. И если вопрос развития вузов и науки в Украине стоит на повестке дня, то профессионально-техническое образование почему-то осталась в тени образовательной реформы.

В последние годы работники и студенты профессионально-технических заведений систематически пикетировали государственные учреждения по всей Украине из-за критического снижения финансирования технических учебных заведений, задолженности по зарплатам и стипендиям. И это при том, что в Украине критически не хватает квалифицированных рабочих, которые развивали бы производственную отрасль национальной экономики.

В июле этого года Кабмин утвердил стабилизационную дотацию местным бюджетам на расходы для профессионально-технического образования в размере около 98 млн гривен. Но, по данным Минфина, потребность в финансировании профессионально-технических училищ, которую способны обеспечить местные бюджеты, составляет 1,2 млрд грн.

О том, как выживает украинское профессионально-техническое образование в таких условиях и есть ли перспективы развития этой области образования, «День» спросил у народного депутата Украины, президента Всеукраинской ассоциации работников профессионально-технического образования (ВАРП) Артема ВИТКО.

«БЕЗ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ГОСУДАРСТВО ТЕРЯЕТ СВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

- Этой осенью вы заняли пост президента ВАРП. После первых месяцев на этой должности как вы оцениваете состояние современного украинского технического образования?

- К сожалению, сегодня профессионально-техническое образование в Украине является отраслью, о которой забыли государственные чиновники и местные депутаты. ПТУЗ фактически брошены на произвол судьбы, замученные судебными исками за долги за газ и тепло, интересуют власть только как источник получения коммунального имущества для продажи и «дерибана» земли. Никакой реальной программы спасения и модернизации ПТУЗ в Украине пока не существует.

Но тогда возникает вопрос, кто же станет у станка на заводе? В то время, когда в Украине на коммерческой основе массово готовят юристов, экономистов и разных «специалистов», которые потом не могут найти работу, государство не может найти возможность финансировать обучение людей, которые создают так называемую «добавленную стоимость» - реальное государственное богатство.

- Влияет ли процесс децентрализации на уменьшение финансирования в ПТУЗ?

- Некоторые обвиняют в ситуации с колоссальным недофинансированием профессионального технического образования децентрализацию. С моей точки зрения, это просто отговорки. В правительстве не хватает видения перспектив развития украинского технического образования. Из-за нехватки анализа появляется механический подход правительства к расчетам бюджета. Такие недальновидные решения уничтожают профессиональное техническое образование в Украине. И это при том, что состояние экономики страны напрямую зависит от квалифицированных рабочих. Развитие производственной сферы без высококвалифицированных рабочих кадров невозможно, государство теряет свой индустриальный потенциал!

«СЕГОДНЯ В УКРАИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОЧТИ 1,5 МЛН ТЕХНИЧЕСКИХ ВАКАНСИЙ»

- Какие сегодня в Украине наиболее востребованные технические профессии?

- Сегодня в Украине существует около 1,5 миллиона технических вакансий, на которые нет рабочих рук. Сейчас работодатели ищут квалифицированного токаря, слесаря, фрезеровщика, сварщика, крановщика, механизатора... А их нет. Такая вот получается страшная реальность современного украинского рынка труда. Вообще то, по моему глубокому убеждению, профессиональное техническое образование должно быть одним из приоритетов развития украинской экономики, а отсутствие достойного государственного финансирования ПТУЗ - по факту является уничтожением этой отрасли образования. Из-за этого сотни педагогов и мастеров останутся без работы, а сотни тысяч детей будут лишены права овладеть профессией.

Хочу обратить внимание на то, что сейчас ПТУЗ не просто готовят квалифицированных рабочих, но и выполняют важную социальную функцию. Именно в системе профессионально-технического образования учатся дети из многодетных семей, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети с особыми потребностями. Почти 30% учащихся профтехобразования требуют гарантированной государством социальной защиты, и ПТУЗ предоставляют им общежития, спецодежду, возможность дальнейшего трудоустройства и т.п.

- Какие задачи должна решить власть по улучшению состояния профессионально-технического образования в Украине?

- Прежде всего - это увеличение финансирования учреждений профессионального технического образования, улучшение социальных условий для студентов, то есть обеспечение приличным общежитием, доступным питанием, необходимой спецодеждой и т.п. В частности, в Германии, которая является одним из сильнейших и экономически успешных государств ЕС, почти 100% потребностей профтехобразования покрывается за счет государственного бюджета. Потому что немцы прекрасно понимают значение рабочих для экономики страны.

Я считаю, что ВАРП может стать действенным инструментом восстановления и строительства украинского профессионального технического образования. Эта организация объединяет самоотверженных людей, которые уже много лет занимаются вопросами подготовки квалифицированных представителей рабочих профессий. Они, несмотря ни на что, продолжают давать детям путевку в большую жизнь. Поэтому я благодарен за предложение возглавить ВАРП и с радостью согласился на него.

Со своей стороны я, как народный депутат Украины и президент ВАРП, буду доносить общественное и профессиональное мнению украинских граждан в соответствующие государственные структуры, отстаивать права ПТУЗ на достойное существование, получение новых возможностей для развития.

«ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО УКРАИНА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК ПОСТАВЛЯЕТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СЫРЬЕ»

- Кроме образовательной деятельности, вы уже достаточно долго заниматься вопросами развития агропромышленного комплекса, поднимали вопросы совершенствования антирейдерского законодательства и контроля за состоянием земельного фонда страны. На каком уровне, по вашему мнению, находится украинский агросектор?

- На самом деле весьма неутешительном. Экономический потенциал аграрной отрасли нашей страны используется неэффективно, хотя эта отрасль может стать одним из главных факторов восстановления экономики.

Основной проблемой является то, что сейчас Украина на внешний рынок поставляет сельскохозяйственное сырье. А нужно поставлять продукцию с более глубинной переработкой, большей добавленной стоимостью. Например, не зерно, а хотя бы муку, а еще лучше - макаронные изделия, печенье и т.п. Цена такого экспорта в десятки раз больше, чем сырья. Но самое главное, что увеличение стоимости сельскохозяйственной продукции будет оставаться в Украине в виде заработной платы, прибыли производителя, поступлений в бюджет. Это также уменьшит объем импорта готовой продукции, произведенной из нашего же сырья.

Еще один негативный фактор - это современное состояние украинских земельных ресурсов. В Украине насчитывается более 1,1 млн га деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель, подлежащих консервации, 143,4 тыс. га нарушенных земель, требующих рекультивации, и 315,6 тыс. га малопродуктивных угодий, нуждающихся в улучшении. За последние 130 лет черноземы в Украине потеряли 30-40% гумуса, поэтому уже перешли в разряд почв со средним плодородием. Из 26 млн га украинского чернозема не менее 15 млн га находится в деградированном состоянии...

Наиболее болезненным вопросом является земельное рейдерство. Сегодня развитие украинского сельского хозяйства блокируется коррумпированной системой, которая «прикрывает» позорные случаи аграрного рейдерства. По сути, рейдерство приобрело системный характер, в схемы противоправного присвоения земли часто вовлечены государственные структуры. При этом захват земель и выращенной продукции зачастую сводятся к силовым захватам под прикрытием законных или псевдозаконных оснований.

«СУТЬ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАВНОПРАВНОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

- По вашему мнению, что должна включать в себя земельная реформа? И как вы относитесь к продаже земли сельскохозяйственного назначения?

- Суть земельной реформы заключается в создании в Украине условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. Эта реформа должна обеспечить формирование многоукладной украинской экономики, включать рациональное использование земель и охрану почв от потери плодородия. В частности, нужно создать в Украине Государственную службу по охране почв, которая возьмет на себя полную ответственность за состояние земельных ресурсов.

В целом существующая ситуация в агрокомплексе Украины приводит к продолжению «тенизации» земельных отношений, криминализации этого рынка и, как следствие, массовому уклонению от уплаты государственных налогов. Важно, чтобы новое законодательство учитывало интересы украинских фермеров. В Украине должен работать цивилизованный рынок земли, но при этом главная задача государства - установить четкие условия деятельности на нем и жестко контролировать соблюдение их.

При проведении земельной реформы будут существенно меняться формы собственности на землю и структура землевладения и землепользования. Для ее проведения необходимо осуществление широкомасштабных рыночных преобразований, которые невозможны без активного участия ученых аграрного профиля, фермеров, других работников аграрной сферы. Украинские граждане должны активно включаться в законотворческие процессы, чтобы помешать возможному продвижению олигархических интересов.

Если разрешить свободную продажу земель сельскохозяйственного назначения сейчас, при нищенском финансовом положении, особенно сельского населения Украины, то конечным выгодоприобретателем будет тот, у кого больше денег. Например, иностранный владелец или местный олигарх. С моей точки зрения, земля - это национальный ресурс, поэтому приобретение права владения им должно быть особым и контролироваться украинскими гражданами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать