Как оплачивать некачественные жилищно-коммунальные услуги?
В то же время значительная часть населения области просто не в состоянии платить в полном объёме за коммунальные услуги. Только 82 тысячам семей, имеющим право на получение помощи на детей, бюджет должен более 4 млн. 300 тыс. грн. Не лучше ситуация и с выплатой жилищных субсидий. По ним задолженность в регионе уже перевалила за 31 млн. грн. Чем закончится нынешний кризис взаимных неплатежей — сказать сложно. Однако многих ровенчан ждут нынешней зимой серьёзные испытания, ибо в условиях массовых неплатежей за коммунальные услуги даже те, кто исправно за них рассчитывается, имеют реальные шансы остаться без тепла и воды, передает Владимир КОНЕВ.
Невзирая на существенный рост тарифов, качество жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются населению, все еще остается на низком уровне. Привыкшие к отсутствию горячей воды в летние месяцы, обитатели многоэтажек с наступлением холодов начинают жаловаться на перебои в горячем водоснабжении и низкую температуру в жилищах. Обращения к жэку и к теплоснабжающим организациям мало что дают. К тому же последние при очень низком качестве услуг продолжают начислять оплату за них по полному тарифу. Насколько же это правомерно с точки зрения действующего законодательства?
Еще три года назад Постановлением Кабинета Министров от 30 декабря 1997 года №1497 были утверждены «Правила предоставления населению услуг с водо-, теплоснабжения и водоотвождения», которые регулируют отношения между потребителями и исполнителями услуг. Наиболее интересным является дополнение №2 к этим Правилам, в котором отмеченные требования относительно показателей предоставления услуг и порядок уменьшения платы за них в случае снижения их качества.
Так горячее водоснабжение должно осуществляться бесперебойно или за загодя установленным местной госадминистрацией графиком с расходом воды в точке разбора (т.е. с крана в квартире потребителя) не меньше 0,18 литров в секунду и с температурой не менее чем +50 градусов Цельсия. Если через 5 — 15 минут после открывания водоразборочного крана температура воды не достигает нормативной, то плата за нее взымается в следующих размерах: от +45 до +49 градусов — 90% платы; от +40 до +44 градусов — 70% платы; при температуре воды ниже +40 градусов — плата не взыскивается. Перерывы в подаче горячей воды допускаются до 6 часов за сутки, но не больше двух раз в месяц. Если эти нормативы нарушаются, то плата за горячую воду уменьшается на 3,3% месячной платы за каждый день нарушения норматива.
Отдельно следует сказать о подаче горячей воды за графиком. Такой режим может устанавливаться только по решению местных госадминистраций в случае аварий, ограничения топливно-энергетических или водных ресурсов. О введении такого режима население должно быть проинформированное через объявление в средствах массовой информации и соответственно соразмерно уменьшается сумма платы за эти услуги.
Однако в больших городах в неотапливаемый сезон имеют место случаи, когда котельные прекращают подогрев воды в ночные часы по собственной инициативе. Это уже является нарушением упомянутых Правил и плата за такие дни не должна взыскиваться совсем.
Относительно отопления, то для него определены следующие нормативы качества услуг. Отапливаемый сезон должен начинаться, если среднесуточная температура воздуха в течение трех суток составляет меньше +8 градусов. В течение всего отапливаемого сезона должно обеспечиваться бесперебойное отопление жилищ. Перерывы в отоплении допускаются не больше 12 часов на сутки только и один раз в месяц. Если этот норматив не выдерживается, то плата за отопление уменьшается на 3,3% месячной платы за каждый день его отсутствия.
Фактическая температура воздуха в жилых помещениях при условии их утепления должна составлять не меньше +18 градусов (в краеугольных комнатах — +20 градусов). За каждый градус отклонения от нормы в границах от +18 до +12 градусов плата за отопление уменьшается на 5% платы за период отклонения; в границах от +12 до +5 градусов — на 10 процентов; при снижении температуры в жилищных помещениях ниже +5 градусов плата за отопление не взыскивается.
Что касается холодного водоснабжения, то для него показатели качества и уменьшения платы такие же, как и для горячего, за исключением температуры воды. Качество холодной и горячей воды должно отвечать ГОСТу 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».
Теперь о том, что же делать потребителям в случае несоответствия качества услуг установленным показателям. В таком случае потребитель вызывает (желательно в письменной форме) представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии потребителя по форме, определенной в дополнении №3 к Правилам. Акт составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями.
Если по требованию обитателя представитель исполнителя не прибыл в согласованный срок или отказался подписать акт, то акт считается действительным, если его подписали не менее трех жильцов, проживающих в этом же доме (п. 41 Правил). Акт-претензия потребителя направляется исполнителю услуг, который в пятидневный срок обязан решить вопрос о перерасчете размера платежей или предоставить потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензии (п. 42 Правил).
При этом не следует путать перерасчеты за некачественно предоставленные услуги с перерасчетами за отклонение температуры теплоносителя от расчетной. Фактическая температура теплоносителя целиком зависит от погодных условий, и соответствующий перерасчет делается в случае экономии энергоресурсов после окончания отапливаемого сезона.
Поскольку после всех реорганизаций в системе органов государственной исполнительной власти контроль за соблюдением упомянутых Правил осуществляют местные управления по делам защиты прав потребителей и заместители председателей местных госадминистраций, которые отвечают за жилищно-коммунальную сферу, то при возникновении между потребителем и исполнителем спорных вопросов следует обращаться именно к ним. А последней инстанцией для разрешения спора является конечно суд.
И последнее — жители дома, где проживает автор, вот уже в течение двух лет успешно применяют эти Правила, добившись не только проведения перерасчетов за некачественные услуги, но и существенного улучшения их качества.