Как организовать толоку для новых лидеров
Жители микрорайона 700-летия Львова уже третий год подряд собираются весной, чтобы вместе навести порядок в своем парке
Выходные — это всегда хороший повод сделать что-то полезное. Например, принять участие в толоке. Вечерняя усталость после нее обязательно даст о себе знать. Но верх возьмет внутреннее чувство. Удовлетворения, наверное. Хотя, скорее, все-таки гордости. Но не за себя, а за тех небезразличных, которые в этот день откликнулись помочь и бок о бок работали вместе с тобой. А когда на следующий день ты придешь в парк, который еще вчера убирали и облагораживали с почти сотней единомышленников, то в который раз убедишься, что все это было недаром.
Жители львовского микрорайона 700-летия Львова уже третий год подряд собираются весной, чтобы вместе навести порядок в своем парке. Два года тому назад это было буквально несколько человек. В прошлом году пришло больше десяти лиц. А в этом году к толоке в парке 700-летия приобщилась почти сотня небезразличных жителей. Как удалось привлечь столько людей? И чем вообще является современная толока? Ответы на эти и другие вопросы попробую дать в нескольких следующих абзацах.
ЭВОЛЮЦИЯ
Толока как коллективная весенняя уборка в городах и селах — социальное явление, присущее далеко не только украинцам. Само происхождение слова это подсказывает, ведь, как убеждают лингвисты, позаимствовали мы его из балтийских языков.
Итак, «толока» означает делать что-то совместно, вместе. Толока — древний украинский обычай и наиболее распространенная форма коллективной взаимопомощи. Недаром в народе говорили: «Без толоки — как без руки: ни дом не построишь, ни сено не скосишь». Раньше толоки организовывали только в селе для выполнения срочных работ, которые требовали значительного количества лиц: уборка урожая, вырубка леса, сооружение хат и тому подобное. Порой толоку использовали для проведения общественных работ (построение церквей, школ, дорог и тому подобное). На разных исторических этапах смысл этого слова был несколько несхожий. Например, при барщине толока применялась как дополнительная рабочая повинность крепостных. Однако это не уничтожило и не исказило добрую традицию.
Что такое толока сегодня? Прежде всего, замечу, что это не субботник. Традиция этого явления намного глубже, чем понятие, начало которому положил Ленин в своей статье «Великий почин», где он пафосно рассказывал о «героизме рабочих в тылу», «коммунистических субботниках» и «новом человеке, который ради народной власти работает безвозмездно».
Толока — дело абсолютно добровольное. Субботник — акция формальная и контролируемая раньше комсомольскими и компартийными организациями. Прийти на толоку — значит проявить небезразличие. Прийти на субботник — значит в который раз продемонстрировать верность и послушность режиму.
Радует, что в настоящее время чаще звучат приглашения не на субботник, а на традиционную украинскую толоку. Но, к сожалению, отзвуков советского прошлого хватает и сегодня. Руководство некоторых заведений продолжает заниматься «воспитанием масс», отправляя подчиненных на общественные работы в добровольно-принудительном порядке.
ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ — В СОЦИАЛЬНОМ НЕТВОРКИНГЕ
Поэтому возвращаюсь к нашей толоке. Парк 700-летия Львова — главный герой уже моего не первого материала в «Дне». Напомню, что заложили этот парк еще в середине прошлого века на торфяниках заводи реки Полтва. Потом это место заросло и стало обычной лесополосой. Возобновлять парк начали в 2016 году. Тогда инициатива жителей по его возрождению победила в конкурсе в рамках Общественного бюджета Львова. Впрочем, работы впереди еще очень много.
Толока — хороший шанс не только для того, чтобы облагородить территорию, но и мобилизовать и сплотить локальное сообщество, например, жителей одного микрорайона. Это общедействие помогает построить горизонтальные связи в громаде, которые так необходимы для ее развития. Думаю, что главный смысл современной толоки именно в социальном нетворкинге. Нужно понимать, что в современном мире все мы взаимосвязаны тонкими цепочками, потому реализуемся и будем генерировать изменения именно через взаимодействие друг с другом.
Когда-то на толоку собирались по большей части люди, которые знали друг друга. В наше время на таких мероприятиях чаще всего собираются люди, которые друг друга раньше вовсе не знали, или же те, кто, наконец, смог «развиртуалить» свою «дружбу» в социальных сетях. Например, именно на толоке я познакомился вживую со многими единомышленниками, с которыми раньше дружил только в «Фейсбуке». А искренне поговорить после нескольких часов труда за тарелкой свежесваренного на огне казацкого кулеша всегда будет намного интереснее, чем скупая переписка в мессенджере.
ШЕСТЬ ПРАВИЛ
В этот день было сделано еще много других полезных дел непосредственно для парка. В частности, была расчищена часть парка от лишних пней, веток и деревьев, собранно несколько центнеров мусора, посадили дикий виноград и вечнозеленый плющ на главном входе. Перечень этот еще можно продолжать. Но интереснее поговорить о другом. Как же привлечь людей? Как сделать так, чтобы твой голос в социальных сетях с приглашением на толоку таки был услышан?
По пунктам своими советами делится соорганизатор толоки в парке 700-летия Львова Юрий ШАНДРА:
1 Прежде всего, необходимо собрать около себя нескольких инициативных жителей, которые разделяют твое желание навести порядок в парке.
2 Создать событие в «Фейсбуке» — привлечь друзей, лайки и распространения.
3 Событие началось развиваться. Теперь можно подумать и о партнерах. У каждого есть большой список знакомых, потому нужно открыть его и попробовать понять, чем бы они могли тебе быть полезными. Однако следует не забывать, что всегда желательно что-то отдать взамен. Как минимум это может быть реклама в рамках организованного события: например, баннер или другие рекламные элементы привлеченного партнера. Поэтому, обязательно следует обратиться к медиа (местное радио, телевидение, интернет-СМИ, а лучше ко всем сразу), местному фотографу, магазинам неподалеку (в строительных магазинах можно получить рабочие перчатки, а в продуктовых — перекус для участников, ведь толоки по традиции должны сопровождаться вкусным угощением).
4 Напишите список вещей, которые вам нужны. В перечне следует указать инвентарь, его количество и прописать владельцев, чтобы потом вернуть вещь, которую вы у кого-то одолжили. Все вещи должны быть подготовлены и заблаговременно проверены. Например, протестировать стоит электропилу, колонку для музыки и тому подобное, чтобы во время толоки не возникло лишних форс-мажоров.
5 Прописать план и поставить ответственного за выполнение каждого пункта работ. Таким образом, организация будет более структурирована, и каждый будет заниматься предварительно подготовленным участком, делом (посадка деревьев, уборка и тому подобное).
6 При условии хорошего планирования на толоке все будет отлично. Предлагаю вести перечень участников толоки, в котором бы они, в частности, указывали свой электронный ящик (это пригодится в будущем, например, для рассылки новостей/просьб относительно парка). Кстати, если среди тех, кто записывается в список, организовать розыгрыш какого-то фирменного сувенира с эмблемой — в нашем случае парка, то, поверьте, любителей записаться будет значительно больше. Человек получает памятный подарок, а вы — список активных лиц для вашего сообщества, которых можно привлекать к будущим событиям.
Также важно делать фотографии во время толоки. Потом на странице события в «Фейсбуке» нужно будет сделать заключительный пост с яркими фотографиями. О добром деле необходимо рассказать, продемонстрировав другим свой пример. В частности, это будет способствовать тому, чтобы в следующий раз к вашей толоке приобщилось еще больше заинтересованных и небезразличных.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2018)Section
Общество