КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОЩУЩАТЬ РАДОСТЬ ОТ УЧЕНИЯ?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001013/4186-21-1_0.jpg)
Условием развития любого общества является передача от поколения старшего к поколению младшему жизненного опыта народа, достижений мировой цивилизации, основных принципов взаимодействия в сообществе людей, объединенных в государство. Конечно, сегодня над этим «работают» много факторов — радио, телевидение, пресса, окружающие люди, само общество в виде своих звеньев, начиная от ларька и заканчивая государственными структурами управления. Кажется, что в этом плане роль учителя в школе, преподавателя в высшем учебном заведении в последнее время уменьшается, и когда вспоминают о системе образования, то в первую очередь (иногда этим и ограничиваясь!) говорят о знаниях, которые получает молодой человек. Параллельно существует мнение о том, что телевидение, окружающая жизнь, бюрократический аппарат государства в упомянутом плане делают что-то не то, и вместо уменьшения напряжения в обществе растут преступность, коррумпированность, хулиганство, хамство...
На образование расходуется все меньше средств, бюджетные ассигнования приближаются к двум-трем процентам, а вот средства на «пожарные» меры в виде заведений пенитенциарной системы, спецраспределителей растут. Так нужен ли обществу учитель и ограничивается ли роль образования предоставлением знаний?
Бисмарк как-то сказал, что любую войну может выиграть только сельский учитель. Введение новой тотальной системы образования в последней трети ХIХ — в начале ХХ ст. поддержало милитаризацию Германии, что в итоге вылилось в две мировые войны. Достижения современной Германии в экономической и общегуманистической сферах имеют определенную основу в измененной системе образования, где учитель имеет достаточно высокий статус, во многих случаях приравненный к государственному служащему.
Конечно, не нужно к этому подходить, как один украинец к проблеме языка — «если от этого завтра появится колбаса, то я уже сегодня заговорю на украинском». У поляков есть поговорка: «Что быстро, то от дьявола». И мы видим, что поляки медленно опередили тех, кто жаждет быстрых достижений.
Приведу отрывки из одной статьи: «Перед нами лежат сообщения о невыплате зарплаты сельским учителям. Странно звучит это накануне выставки... В «Литературном обозревателе» под заглавием «Битва учителей за школу» среди многих сообщений приводятся поразительные факты: «Образование должно быть снижено — так звучит приказ экономистов...». Уже тысячи детей остаются на самом деле без образования... Статья... утверждает значение образования в государстве и выступает против вторжения политики в школьное дело, снова призывает к соответствию зарплаты дороговизне жизни. Положение учителей, связанное постоянно со всяческими подрезаниями, часто становится ... необеспеченным и тем вносит губительную нервность в дело образования молодежи».
«Наверное, это из свежего номера какого-то украинского журнала», — может подумать читатель. Нет, это писал Н. Рерих в 1933 году, прочитав в Гималаях свежую американскую прессу. Из этого упоминания может быть два вывода. Один — что учтем эту давнюю американскую ситуацию и примем кардинальные решения, а второй — успокоительный: вот видите, и у них такое было, и ничего, сейчас живут — будь здоров.
Какой вариант приемлем для украинского правительства, думаю, не нужно даже анализировать.
Сегодня широко дебатируются вопросы о том, что нужно изучать школьникам, что не нужно, где сократить программу, а что ввести новое, чтобы включиться в процесс «гуманизации образования». Но практически отсутствует проблематика заданий образования вне предоставления знаний, психология влияния процесса обучения на становление молодого человека, т.е. процесс его социализации. Одним из факторов этого является вхождение в ритм общественной жизни, дисциплина обязанностей, понимание своих прав и требования их соблюдения — это является фундаментом гуманизации образования. Основы этого закладываются в семье и окончательно формируются в школе. Ребенок приучается получать задание, понимать его, распределять время, чтобы выполнить, получить удовлетворение от оценки, что он это сделал правильно.
В одной телепередаче во времена перестройки участвовал бывший зек, и на вопрос, почему большинство снова возвращается в «зону», даже если им предоставляют работу и пытаются помочь с возвращением к нормальной жизни, ответил, что это очень сложно для человека — каждый день идти в определенное время к месту работы, отбыть там определенное время, выполнять довольно однообразные операции и так далее. Действительно, если человек не привык к этому с самого детства, потом сделать такой выбор психологически чрезвычайно трудно. Можно много говорить о свободе человека, его выборе, но такими являются требования организации современной общественной жизни.
Рост подростковой преступности, которая переходит в преступность взрослую, показывает, что современная система образования одну из важнейших задач — социализацию молодежи — выполняет неудовлетворительно.
Учась, ребенок должен ощущать радость от познания нового, общения с учителем, другими детьми. Именно такая радость и является основой успешной социализации. Если же школа является местом, где ребенок чувствует себя ущербным, то он и знаний не получает, и к жизни не готовится. Кстати, очень часто сегодня подготовкой к жизни считают знакомство с основами бизнеса, умение пользоваться Интернетом, знание мировых валют и т.п. Не хочу по этому случаю дискутировать, все это неплохо, но главной задачей является все-таки процесс социализации как привычка к условиям современной цивилизации с режимом работы, отдыха, набором развлечений и определенными табу, что сегодня мы называем культурой поведения.
Для того чтобы все это стало собственным достоянием ребенка, он должен в школе получать позитивные эмоции, а для этого школа для каждого ребенка должна стать доступной. Возможно, нужно задуматься над ранней дифференциацией не по оценкам, а по комплексу дисциплин, что означает не пренебрежение определенными дисциплинами, а их изучение по другим, более общим методикам. Если вы спросите у выпускников школы 10-15-летней давности что- то из школьной программы, то поймете, насколько низок коэффициент полезного действия школы, когда речь идет о знании. Так, может, настало время изменить подходы к образованию, а для этого в первую очередь обратить внимание на фигуру учителя, педагога, преподавателя. Требования к нему очень часто начинаются и заканчиваются «хорошими цифрами» и умело заполненными бумажками. Это дополняется жалким материальным положением и приводит к постепенной профессиональной деградации.
Вернемся к Николаю Рериху: «Государство, которое направляется путем перестройки, к позитивному решению жизненных проблем, не может игнорировать положения учителя, ибо будет игнорировать положение всего своего юношества. Ведь люди хотят, чтобы учитель не только хорошо преподавал, но чтобы ученики любили своего учителя. Любовь связана с уважением, и само государство должно создать для педагогов положение особого уважения. Педагог является другом позитивного действенного правительства, поскольку учитель существует для постоянного создания и утверждения человеческого достоинства».
Сказано почти семьдесят лет назад. Не настало ли время прислушаться и нам?
ОТ РЕДАКЦИИ
Предлагаем нашим читателям — и специалистам, и родителям учеников — высказаться по поводу проблем, поднятых в письме Валентина Бондаренко.