Перейти к основному содержанию

Как СМИ множат стереотипы

В медиа в 2,5 раза чаще встречаются материалы с отрицательным контекстом о гендерном равенстве, чем положительным
20 января, 18:03
ПОСЛЕДНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «ПОВАГА» ПОКАЗАЛО — ОБЩЕСТВО ЖИВЕТ В ПЛЕНУ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Кампания против сексизма «Уважение» провела исследование украинских медиа на предмет представления в публикациях пяти тем: гендерного равенства, соблюдения прав ЛГБТ-сообществ, женского лидерства, а также дезинформации о гендерном равенстве и деятельности антигендерных движений. Мониторинг проводился с 15 ноября по 15 декабря. СМИ отразили тренды, которые, к сожалению, присущи современному украинскому обществу: наличие большого количества предубеждений и стереотипов в отношении полов, женских и мужских ролей и ЛГБТ-сообществ.

Исследователи анализировали публикации, новости и видеоматериалы 30 влиятельных национальных СМИ, 10 телевизионных каналов и 10 влиятельных печатных СМИ. Также в каждой области исследователи выбрали по пять самых рейтинговых СМИ. Как рассказали организаторы проекта, мониторинг проводили как с помощью искусственного интеллекта, так и вручную. Для обработки были найдены 23,5 тысячи публикаций, которые дали более 646 миллионов просмотров. Из них 18 тысяч — общеукраинские, остальные — региональные.

Как показало исследование, среди всего массива публикаций больше всего проявлений негатива касались темы гендерного равенства — 93%. По данным исследователей, в них были признаки сексуализации и объективизации женщин. На втором месте был негатив в отношении ЛГБТ-сообществам (7%), на третьем — негатив, касающийся тематики женского лидерства. При этом 60% всего негатива по этим темам выходило в новостях о шоу-бизнесе.

— Сексуализация и объективизация — одни из наиболее распространенных явлений в СМИ. Они встречаются при обсуждении одежды, поведения женщин в разных сферах вплоть до высасывания «новостей» из пальца: например, женщина публикует пост в своем аккаунте, а медиа делают пять новостей о том, что она кому-то продемонстрировала (имеется в виду — тело. — Авт.)... — рассказала представительница кампании противодействия сексизму в медиа и политике «Уважение», участница проекта Ана МОРЕ. — К объективизации и сексуализации можно отнести и обсуждение стандартов красоты. В частности, убеждение женщин, что после беременности легко привести себя в норму, потому что женщина в первую очередь должна думать о том, как вернуться в норму. Подобные вещи часто транслируются с позиции видения мужчины. Так, в волынском издании был заголовок «Четыре признака неухоженной женщины, которые замечают мужчины». И таких публикаций много.

Лидером по количеству публикаций на тему гендерного равенства и других тем, о которых шла речь в исследовании, оказалась Ривненская область. Как говорят исследовательницы, было много положительных публикаций, но и отрицательных.

— Меня очень поразил один материал о медсестре, которая погибла возле Ривного. Заголовок был следующий: «Было столько плача: новые детали о медсестре-красавице, погибшей близ Ривного». То есть даже когда женщина умирает, это событие оценивают через внешние данные человека. Для меня это название — за чертой, ведь даже тема смерти не стала преградой, чтобы воздержаться от стереотипизации, — рассказала координатор по гендерным вопросам «Уважение» Анастасия БАГАЛИКА. — Или заголовок, демонстрирующий мизогинию: «Как выйти замуж и нужно ли это делать: многократная разведенка Ирина Хакамада дала совет тем, кому за 30». «Многократная разведенка» — это тоже за чертой. Но я не уверена, знают ли все, о ком идет речь: издание дает советы от человека, который не связан с украинским контекстом. Достойно внимания и подчеркивание «тем, кому за 30». Это уже «бинго»: здесь — и мизогиния, и эйджизм, и сексизм.

Положительных материалов на тему гендерного равенства было гораздо меньше, но они были. Больше всего касалось Всеукраинской кампании «16 дней против насилия». Исследователи считают, что причина в том, что именно на время этой кампании пришлось исследование. Большинство публикаций в положительном ключе касались проблем гендерного насилия (33%), вопросов равных прав (15%) и политики (15%).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать