Как в школе изучать геноцид?
Учитель истории Илья Терновой — о поисках взаимопонимания, балансе триумфов и трагедий и вопросах, остающихся без ответовНедавно на III этапе Всеукраинского конкурса — защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины (МАН) ученица 11 класса ОЗ УВК Аскания-Нова-гимназия (с. Аскания-Нова, Херсонская обл.) Марина Синица заняла третье призовое место в секции «Всемирная история». Жюри конкурса оценило ее исследование, посвященное советскому мультипликационному фильму о Холокосте «История одной куклы» (реж. Борис Аблинин, 1984 г.). В основе работы, в частности, интервью со сценаристкой картины Александрой Свиридовой и обработке ее сборка киносценариев и статей «Бумажное кино» (см. инт. с Александрой Свиридовой в газете «День» в № 29-30 от 19-20 февраля 2016 г.)
Инициатором появления исследования стал учитель истории ОУ НВК Аскания-Нова-гимназия Илья ТЕРНОВЫЙ. Вместе с учителем истории и права Оксаной Василишин они подготовили ученицу к конкурсу. Кроме истории Илья Терновой преподает в гимназии также курсы по праву, гражданскому образованию и зарубежной литературе, а еще интересуется устной историей, краеведением, медиаграмотностью, графическим дизайном и влогерством — создает видеоролики, посвященные школьной жизни.
Об обсуждении сложных проблем в стенах школы, «внутренней кухне» МАН и реформе среднего образования — наша беседа с Ильей Терновым.
ПУТЬ К ТЕМЕ
— Илья Федорович, поздравляю вас с успехом вашей ученицы! Расскажите, почему избрали для исследования именно тему Холокоста? Как проходила подготовка?
— Спасибо! С историей Холокоста я глубже ознакомился во время курсов повышения квалификации учителей истории, когда перед нами выступил с лекциями директор Украинского центра изучения истории Холокоста (УЦИИХ) Анатолий Подольский. Впоследствии Анатолий Ефимович предложил принять участие в научно-практических школах от Центра. Таким образом в составе украинской делегации учителей истории я сначала стал участником семинар-школы в Польше, а затем прошел стажировку в Мемориале «Яд Вашем» в Иерусалиме.
Этот опыт помог мне осознать, насколько тема Холокоста и еврейства перспективна для отечественного образования, особенно для школьной программы. Я видел, какие насыщенные, уникальные материалы готовят коллеги из западных регионов, но в условиях Аскании-Новой эта тема представлена ??нечетко. Все, что мы с коллегами смогли выяснить относительно нашего поселка, это факты расстрелов гитлеровцами местного населения, среди которого были также евреи и цыгане. К сожалению, ни имена, ни документы, подтверждающие это, нам пока неизвестны. Есть только воспоминания коренного асканийца, который ребенком стал свидетелем нацистских преступлений.
Несколько лет у меня в голове крутилась идея подготовить работу о Холокосте, привлечь к проекту учеников и коллег. Но все как-то не складывалось. Однажды моя тетя рассказала о своей старой подруге, которая о Холокосте знала все. Это была Александра Свиридова — публицист, сценарист, режиссер, уроженка Херсона. Мы связались по скайпу, и пани Александра рассказала о создании мультфильма «История одной куклы», предоставила свои статьи о Холокосте.
В 2020 году УЦИИХ объявил юбилейный ХХ конкурс ученических научно-исследовательских работ по истории Холокоста имени Ильи Медвинского. Обычно главными героями подобных ученических исследований являются люди, которые непосредственно пережили Катастрофу или стали спасителями. Мы же решили рассказать о мультфильме, который в современной Украине мало известен, в СССР находился под цензурой, но получил высокую оценку в США. Хотелось, чтобы об «Истории одной куклы» услышали дети и взрослые, чтобы на него обратили внимание, в частности, как на источник для изучения Холокоста в школе.
К делу приобщил ученицу Марину Синицу и свою коллегу-историка и юриста Оксану Василишину, которая стала научным руководителем работы. Втроем начали длительную работу. Я общался с автором — Александрой Свиридовой, Оксана Ивановна тщательно вычитывала и корректировала текст, согласно требованиям исторической науки. Ученица систематизировала кинематографические источники, исследовала литературу, в частности периодические издания, обращались к проблеме отражения Холокоста в кино. Результатом стала работа под названием «История одной куклы» — история и судьба советского мультфильма о Холокосте». На конкурсе им. И. Медвинского дебютировали удачно — завоевали III место. А через год подали эту же работу уже на МАН в секции «Всемирная история». Не ожидали, что жюри присудит первое место в области и будет рекомендовать к участию в финале в Киеве. Но выступили, защитились, и уже на общегосударственном уровне — снова III место! Кроме того, в финал в секции «Историческое краеведение» также вышла работа другой нашей ученицы Марины Лысюк «Заповедник « Аскания-Нова» в средствах массовой информации времен нацистской оккупации (1941-1943 гг.)». Результат приятный и важный для учениц, учителей, образовательного заведения, общества в целом. Хочу поблагодарить учениц за ответственное выполнение задач, а коллегу Оксану Ивановну поздравляю с удачным дебютом в роли руководителя проекта. Всегда приятно работать в команде единомышленников.
«ВАЖНО АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ФАКТАХ»
— История геноцидов — непростая тема, особенно для преподавания в школе. На какие критерии, цели, методы во время работы над ней опираетесь вы как учитель?
— Геноциды — действительно тема сложная. Здесь всегда сам себе можешь объяснить, почему произошло так, как произошло, не то что детям ... Речь идет о сложном, дискуссионном явлении, которое требует тщательных исследований с разных ракурсов.
На мой взгляд, во время урока истории важно акцентировать внимание прежде всего на фактах, а субъективные суждения — всегда проверять. Сейчас в медийном пространстве господствуют информационные войны. Блоггеры, политики, деятели шоу-бизнеса — все вместе стали экспертами по истории. Однако дальше стереотипного мышления и травли друг друга дело обычно не идет — каждый остается при своем мнении. Чтобы не допустить поверхностного отношения к проблеме, в работе с учениками апеллирую к критическому мышлению. Хочу, чтобы они не верили слепо услышанному, а подвергали информацию сомнению, задавали вопросы, сравнивали, проводили параллели, высказывали и отстаивали свою позицию, искали истину.
Совместно с учениками участвуем в соответствующих мероприятиях: проект «Изучай и различай: инфо-медийная грамотность» от IREX in Ukraine, «(Не) Герои войны. Военнопленные» от Всеукраинской ассоциации преподавателей истории и общественных дисциплин «Нова Доба» (г. Львов) и другие. Интересным опытом для меня стало участие в создании видеоуроков для нового курса для 10 классов «Гражданское образование». Также вместе с Оксаной Василишиной мы разработали урок для совместного проекта «Нової Доби» и международной организации Street Law. Цель проекта — внедрение в украинское образование новой методики обсуждения и решения спорных вопросов — делиберации. Школьники предлагают разные подходы для решения определенной проблемы и совместно работают над заключением. С коллегой мы предложили ученикам подумать, уместно ли ограничивать конституционные права гражданина в условиях чрезвычайных ситуаций, например, из-за пандемии. Ответы были разные, но самое главное, что дети готовы дискутировать.
С позиции «сытого» сегодня нам трудно понять поведение людей прошлого. Никто из нас не знает, как бы он повел себя, оказавшись в тогдашних обстоятельствах. Я рассказываю ученикам, что были преступники, были жертвы — с ними более-менее все понятно. Но были и другие категории людей (коллаборационисты, военнопленные), к которым можно относиться по-разному. И наша задача — не вешать ярлыки, а пытаться понять проблему в целом, со всеми «за» и «против». Иногда приходится констатировать, что некоторые вопросы остаются без ответов.
Сегодня в украинском обществе в контексте оценки событий Второй мировой войны продолжается болезненная война памятей. Конфронтация происходит между европейской и российской (советской) моделям. Убежден, что нам следует отказаться от коммунистических трактовок, с их воспеванием триумфов и восхвалением имперских традиций. Вторая мировая принесла много горя Украине, и несмотря на безосновательные обвинения некоторых пропагандистов, украинцы не собираются забывать те годы и те события. Но с памятью о героических поступках следует искать также время и место для всеобщего покаяния. Мы должны стремиться к консенсусу относительно сложных явлений нашего прошлого. В этом заключается цель работы специальных комиссий историков, институтов памяти и тому подобное. Когда общество с помощью экспертов найдет определенный баланс триумфов и трагедий, это станет предпосылкой для понимания и более толерантного отношения друг к другу. Именно о взаимопонимании хочется говорить с детьми на уроках истории.
«ПЛЮСЫ» и «МИНУСЫ» МАН
— Знаю, что вы подготовили многих учеников для конкурсов МАН. Среди педагогов и ученых отношение к этому институту очень разное — от крайне восторженного до скептического. От скептиков приходилось слышать, в частности, о коррупции, необъективности при оценке, профанации. Кроме того, существует мнение о слишком большой роли в работе МАН честолюбия и желания «улучшить показатели» учителей и разных образовательных чиновников. С другой стороны, многие выпускники и привлеченные к работе ученые с большой благодарностью и уважением вспоминают о МАН. О чем говорит ваш опыт?
— К МАН я приобщен еще с 2007 года. Обязан этому своей коллеге Людмиле Ташкевич, учительнице французского языка и большому патриоту Аскании-Новой. С тех пор в конкурсах приняли участие многие мои ученики. В работе МАН действительно не все идеально. К сожалению, коррупция, кумовство, необъективность свойственны многим институтам в нашей стране. Негативный опыт был и у нас, но в основном, надеюсь, он остался в прошлом.
В общем, к конкурсам я стараюсь относиться философски — не оценили нашу работу, значит, недостаточно готовились, в следующий раз будет лучше. Недавно МАН изменила формат деятельности. В частности, отменили контрольные работы, на которых участники часто срезались. Убежден, что введенный вместо этого постерный формат защиты, когда ученики представляют результаты исследования в виде плаката, и научная конференция требуют главного — умения вести дискуссию, быть готовым отстаивать свое мнение. Это классно!
Участие в МАН, независимо от результата, это огромный опыт. Во-первых, вы учитесь делать научное исследование — писать после этого курсовую или дипломную в университете уже будет значительно легче. Во-вторых, подготовка предполагает работу с большим количеством материалов, общение со многими людьми. Некоторое время в нашей школе было неформальное интеллектуальное объединение «Клуб IQ», основу которого составили именно ученики-МАНовцы. Все это способствует повышению общего интеллектуального уровня, развивает коммуникационные навыки. Помню, у одного из моих учеников во время первого выступления дрожали руки от волнения, он не мог сосредоточиться на докладе. Но позже, когда он уже стал студентом, рассказал, что теперь способен выступать перед любой аудиторией. Знаю, что уровень некоторых МАНовских работ позволял нашим бывшим ученикам использовать их и во время учебы в университете. Некоторые мои воспитанники впоследствии получили профессию историка. Правда, после получения диплома все пошли работать в другие сферы. Но это обычная ситуация для наших реалий.
МАН приносит пользу и удовольствие только тогда, когда вы работаете честно и ответственно.
«СЛЕДУЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ, КАКИХ ЦЕННОСТЕЙ ТРЕБУЕТ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»
— Считается, что школа призвана не только собственно учить ученика, но также воспитывать его — как нравственного человека, гражданина и тому подобное. На ваш взгляд, не является ли такая цель слишком идеалистической? Согласны ли вы, что «результатом» школьного образования должен быть не только подготовленный абитуриент, но и личность? Какие методы следует использовать для реализации этой воспитательной функции в современных условиях?
— Школьное образование имеет учебную, развивающую и воспитательную цель. Но каждый ученик сам выбирает свои приоритеты. Если он не хочет приобщится к прекрасному, то как бы мы перед ним ни «танцевали» — эффекта не будет.
Считаю важным показать детям, каких ценностей требует современное общество, какие люди сегодня в почете, что надо делать, чтобы на тебя обратили внимание. Следует донести до учеников основные компетенции: умение коммуницировать, знание иностранных языков, развитый вкус и т.
Если учитель сам яркая личность, то может продемонстрировать немало на собственном примере, завоевать авторитет и, наконец, учащиеся в чем-то начнут ему подражать. Возможно, это несколько «киношная» схема, но в ней есть смысл.
Конечно, в воспитании очень многое зависит от семьи, от того, в каких условиях развивается ребенок, какие ценности исповедуют родители. На собственном опыте знаю, как легко общаться с детьми, которых воспитывают в духе общечеловеческих ценностей, и как трудно с теми, чьи родители сами пренебрегают нормами морали. Но как бы ни было трудно — надо всегда и во всем оставаться человеком.
Мы не можем требовать от ученика знать все. Ведь это даже для здоровья вредно. Сегодня можно получить любую информацию за считанные секунды. Знания сами по себе — вещь интересная, но пользы от нее мало. А вот когда ученик умеет применять полученную информацию — это то, к чему следует стремиться.
«ОБРАЗОВАНИЕ — ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»
— Уже на протяжении длительного времени система образования в нашей стране перманентно реформируется. Как вы относитесь к этому процессу?
— Если откровенно, то я не успеваю следить за всеми новшествами. Иногда становится грустно от количества писем в почте. В каждом тебе предлагают срочно пройти очередной тест, принять участие в конкурсе, образовательном проекте. И все для того, чтобы считаться современным педагогом. С другой стороны, сейчас у украинских учителей действительно прекрасные возможности для самообразования. Сегодня мы должны удовлетворять потребности поколения instagram и Tik-Tok, поэтому нужно постоянно самосовершенствоваться, находиться в движении, в тренде.
Важным шагом в контексте образовательной реформы считаю утверждение академической свободы учителя. Сейчас наконец отходим от бумажного бюрократизма, который остался в наследство от советской системы. Сегодня учитель имеет возможность, ориентируясь на требования и рекомендации министерства, самостоятельно планировать свою работу. Помню, как раньше руководство ругало меня за то, что конспекты уроков не соответствуют нормам. Но имеет ли значение для ученика, что там написано в учительском конспекте? Главное же совсем другое — чтобы он понял материал и научился применять его в жизни.
Сегодня мы имеем прекрасные, яркие учебники с QR-кодами, интересными фотографиями, диаграммами и схемами. По своей школе вижу, как в кабинетах постепенно появляется новые мебель, техника. Возникают новые дисциплины, в частности, уже упомянутое «Гражданское образование». Учителя имеют собственные сайты, базы с видеоуроками, методические сообщества в соцсетях, в которых идет обмен опытом. Есть все условия для творческого и профессионального роста. Было бы желание.
Приятно, что не только жители столицы, но и педагоги из сельской местности имеют возможность участвовать в международных мероприятиях, общаться с коллегами за рубежом. Несколько лет назад мы с коллегами из разных городов ездили в Прагу, где посетили одну из местных школ. Помню, меня поразил внешний вид мужчины, проводившего экскурсию. Он был одет в тельняшку, спортивные штаны, домашние тапочки, держал в руках большую связку ключей. Я подумал, что он, наверное, работает завхозом. Спросил о своих догадках у нашего переводчика. Она посмотрели на меня возмущенно и объяснила, что это заместитель директора школы (вроде нашего завуча) и председатель союза учителей истории Праги. Мы тогда услышали много интересного, а я немного позавидовал, что чешских учителей совсем не заморачиваются отчетами, мониторингами, открытыми уроками, состоянием учительских конспектов, внешним видом. Они работают в надлежащих условиях, имеют достаточно пространства для самореализации. Их профессия престижна. Украина только начинает движение в этом направлении.
В 2018-2020 годах наше учебное заведение стало участником программы «Демократическая школа», и результат действительно заметен. По инициативе директора Ирины Марчук мы отходим от советского авторитарного подхода. В школьной жизни активное участие принимают все участники образовательного процесса: учителя, ученики, родители. Регулярно проходят встречи, на которых вместе обсуждаем насущные вопросы. И это важный показатель.
Изменения, которые сейчас происходят, в частности в историческом образовании, вызывают у многих осуждение, сопротивление, однако с точки зрения развития независимого государства они оправданны и исторически закономерны. Образование — индикатор развития государства. Несмотря на засилье стереотипов относительно нелегкой учительской судьбы, я считаю эту профессию благородным и востребованным делом.