Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как волыняне Московию развивали

02 марта, 12:04

Относительно объективную историю начал России мы, вероятно, так и не получим. Слишком важна эта тема в идеологическом плане. Для русских правителей ХVIII в. нужно было доказать «славянские корни» своего государства. С этой целью по их заказу не только отдельные факты получали соответствующую интерпретацию, но и фальсифицировались источники, проводилась их «зачистка». Однако, несмотря на это, все равно остается понятным, что современный русский этнос изначально формировался не на славянской, а на финской основе. И только миграция из территории современной Украины и Беларуси, особенно миграция культурная, придала этому этносу славянское лицо. Довольно большую роль здесь сыграли волыняне, особенно в ХIV—ХV вв., когда, собственно, происходило становление Московии — государства Российского.

ПЕТР РАТЕНСКИЙ — ОТЕЦ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Петр Ратенский, митрополит киевский, выдающийся церковный и культурный деятель, которого незадолго после смерти провозгласили святым, родился на Волыни — об этом гласит его «Житие». Точная дата рождения неизвестна. Но можно предполагать, что это были 70-е годы ХІІІ в. — как раз то время, когда на Волыни правил князь-философ Владимир Василькович, во времена которого существенно развились образование и культура в крае. Петр Ратенский имел возможность получить неплохое образование. Судя по всему, он происходил из богатой, образованной семьи. В возрасте семи лет будущий митрополит начинает «учиться книгам», а в двенадцать идет в монастырь, где учится иконописи. Со временем становится известным иконописцем. Некоторое время Петр был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря на реке Рати, а после смерти киевского митрополита Максима (приблизительно 1305 г.) галицко-волынский князь Юрий Львович направляет Петра в Константинополь как кандидата на галицкого митрополита. Этот князь надеялся основать самостоятельную Галицкую митрополию.

Однако константинопольский патриарх Афанасий в 1308 г. рукоположил Петра Ратенского на митрополита киевского и всей Руси. В этом году вновь рукоположенный владыка посетил Киев, Галичину. В следующем переехал во Владимир-на-Клязьме, но там к нему враждебно отнесся местный князь Михаил Ярославович. И все же митрополиту удалось утвердить свою власть в этом городе. Далеко не последнюю роль сыграла поддержка Петра со стороны хана Золотой Орды Узбека. Поддерживал его и московский князь Юрий Данилович. Поэтому митрополит часто бывал в Москве. Здесь он умер в 1326 г. С тех пор место пребывания киевского митрополита было перенесено в этот город.

По свидетельству «Жития» Петра, митрополит, зная о приближении смерти, раздал свое имущество нищим, священникам, монахам и монахиням, «всем церковникам и домочадцам». То есть завершил путь благочестивым христианином — так же, как князь Владимир Василькович, о котором шла речь выше.

Петр Ратенский был не только талантливым церковным администратором. После себя он оставил определенное культурное наследие. Прежде всего, он известен как иконописец. Его даже считают основоположником московской школы иконописи. Исследователи придерживаются мысли, будто митрополит Петр способствовал проникновению западноукраинских веяний в русское изобразительное искусство.

Известен он и как книжник-писатель. К нам дошло шесть посланий Петра Ратенского. Хотя их могло быть и больше. В них он часто обращался к этической проблематике, осуждал греховное поведение. Представлял мир исполненным «неизреченной» красоты. Но эту красоту хотят испортить «сатанинские дела». Таковыми он считает идолослужение, обман, гнев, зависть, злобу, ненависть, разбои, татьбу, объедание, пьянство, обиды, бесовские песни и танцы, хуление, срамословие, волхвование (колдовство), убийство детей, гордость, обман, клятвопреступление.

Как бы ни было, но именно благодаря Петру Ратенскому, которого можно считать «отцом русского православия», в Московию были принесены образцы высокой руськой, собственно украинской, культуры, которая развивалась на Волыни при князе Владимире Васильковиче.

БОБРОК-ВОЛЫНСКИЙ — ГЕРОЙ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

О Дмитрии Михайловиче Боброке-Волынском нам известно немного. Как, кстати, и о многих других деятелях нашей средневековой истории. Принадлежал он к княжескому роду Гедиминовичей-Кориатовичей, у которых было литовское происхождение. Однако Кориатовичи укоренились в Украине, в частности на Подолье. Кое-кто из них оказался на Волыни. В их числе оказался и Дмитрий Михайлович. Отсюда его прозвище — Волынский.

Можно не сомневаться, что молодые годы Дмитрия Михайловича прошли в Волынском крае. Здесь он вырос, освоил ратное дело. Но по каким-то причинам покинул родную землю. Отчего это случилось — можем лишь предполагать. Возможно, наследственный удел, который достался ему, был незначительным. Кстати, у отца Дмитрия было десять сыновей. И, конечно, каждый претендовал на часть родительского наследства.

Как это часто тогда случалось с малоземельными князьями, они искали себе службу у более богатых правителей. И вот тогда он отправился служить к князю московскому. С 70-х гг. ХІV в. его имя фиксируется в московских документах. Он становится советником князя Дмитрия Ивановича (Донского) по военным вопросам.

Российские исследователи И. Б. Греков и Ф. Ф. Шахмагонов дают следующую характеристику этого полководца: «За Дмитрием Волынским неизменно остаются дела ратные, а на Куликовом поле эму было доверено руководство всем сражением. Он нигде не обозначен иначе как воевода, ...но природа средневекового боя такова, что тот, кому отдан под начало резерв, тот и руководит боем. Резерв, засадный полк, был поставлен под началом Дмитрия Волынского. Это ли не знак того, что всеми ратными делами в Москве занимался Дмитрий Волынский? ...Стало быть, мы имеем право предположить, что именно он играл ведущую роль в переустройстве московского войска, в подготовке его к решающей схватке с Ордой».

Эти же исследователи указывали, что Боброк-Волынский, воспитанный на военных традициях, которые существовали в западноукраинских землях, внес немало нового в военное дело Московии. Будто благодаря ему в московском войске начали более широко использовать пехоту. Это послужило одним из факторов, который обеспечил победу на Куликовом поле в 1380 г.

Действительно, реально войсками Московии в ходе этой битвы командовал не столько великий князь Дмитрий, прозваний позже Донским, как другой Дмитрий — Боброк-Волынский.

О том, что последнего высоко ценил Дмитрий Донской, свидетельствует факт бракосочетания Боброка-Волынского с сестрой великого князя. Нам неизвестно, как закончил жизнь этот прославленный полководец. Однако он положил начало роду Волынских в Московской земле. В первой половине ХVIII в. этот род достиг высшего подъема, а его представители занимали высокое положение в Российской империи. Например, таким был Артемий Петрович Волынский — кабинет-министр царицы Анны Иоанновны.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ — ГЕНИАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ

Андрей Рублев (прибл. 1375 — 17.10.1428), без сомнения, одна из важнейших фигур русской культуры. Известен он как выдающийся иконописец. А его иконы, в частности знаменитая «Троица», считаются шедеврами мирового значения. Упоминания о нем приходятся на начало ХV в. Тогда художник принял монашеский сан в Троице-Сергиевом монастыре. В 1405 г. он расписывал Благовещенский собор в Московском кремле, в 1408 г. — Успенский собор во Владимире-на-Клязьме. В 20-х гг. ХV в. — украшал росписями Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря. Возможно, именно тогда и создал свою знаменитую «Троицу».

Собственно, нет необходимости особо говорить о творчестве Рублева. Об этом иконописце в России немало писали и пишут, преимущественно акцентируя внимание на характеристике его икон и фресок. Однако русские искусствоведы, заявляя, что творчество Рублева сформировалось на почве художественных традиций Московского княжества, игнорируют тот факт, что и по своей колористике, и по своему светлому, оптимистическому «настроению» иконы и фрески этого знаменитого художника явно дисгармонируют и с тогдашней московской иконописью, да и с русской живописью в целом. В то же время эти иконы удивительно гармонируют с волынской иконописью. Достаточно посетить Музей волынской иконы в Луцке или Острожский краеведческий музей, где находятся иконы Острожской школы, чтобы заметить определенные «рублевские мотивы». Не стоит забывать, что волынским иконописцам в Московию проложил дорогу еще Петр Ратенский.

Говоря о Рублеве, исследователи не могут ничего сказать определенного о его происхождении — откуда он, кем были предки иконописца. Высказываются предположения, что Рублев родился в Московии или в Новгородской земле и что, возможно, его родителями были ремесленники, а его фамилия происходит от слова «рубель», что означает инструмент, который использовали ремесленники для накатывания кож.

В самом деле, фамилия Рублев вызывает немало вопросов. В определенном смысле она не является типичной. Большинство русских фамилий происходят от отцовского имени (Иванов, Петров и так далее). Тут, как видим, иная ситуация. Достаточно спорным представляется утверждение, что его фамилия якобы происходит от ремесленного инструмента-рубля. Конечно, у русских есть немало ремесленных фамилий, но они по большей части указывают на занятие человека.

В период Средневековья, как, кстати, и в более поздние времена, немало фамилий и прозвищ указывали, откуда происходит тот или иной человек. Известно, что в пределах исторической Волыни (на юго-востоке и северо-западе) существовали два поселения, именуемые Рубель. Если Рублев родом оттуда, то становится понятным происхождение его фамилии.

Еще на один момент следует обратить внимание. Рублев, став монахом, придерживался исихастских взглядов, в частности практиковал молчание. Исихазм как религиозно-философское аскетическое течение получил значительное распространение в Болгарии в ХІV в., а оттуда он проник на украинские земли. Именно рубеж ХIV—ХV вв. является периодом утверждения этого течения в Украине. Собственно, исихазм может рассматриваться еще как один аргумент относительно украинского или волынского происхождения Рублева.

Но самым значительным аргументом в пользу этого все-таки является упоминавшаяся колористика икон и фресок живописца.

Мы остановились только на некоторых, достаточно известных личностях Волыни, которые повлияли на развитие церковной, политической и культурной жизни Московии. В действительности, таких фигур было намного больше. Наконец, один из крупнейших известных в мире русских писателей, Федор Достоевский, имел волынские корни. Ведь родовое село его предков, Достоево, находится на Волынском Полесье.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать