Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как выйти замуж за украинца

26 апреля, 18:51

В нашей стране существуют сотни, а то и тысячи контор, помогающих нашим гражданкам найти ответ на следующий вопрос: как выйти замуж за иностранца? Специальные агенты готовы не только найти для вас богатого или не очень немца, американца, турка, но и отправить вас в нужную страну, где вы наконец сможете осуществить свою мечту — выйти замуж за иностранца. Но... в последнее время наблюдается очень радующая всех патриотов тенденция: женщин, желающих найти свое личное счастье за рубежом, становится все меньше. Как и должно быть, украинки хотят выходить замуж... за украинцев. Как это сделать? Все зависит... от региона. Предлагаемые ниже материалы корреспондентов «Дня» — об особенностях украинской свадьбы в каждом отдельно взятом уголке нашей страны.

Полесье: когда-то клали медные монетки, а сейчас — доллары

Более 5 лет назад в октябре я поехал в село Селезивка Овручского района, расположенное на севере Житомирщины, в глубинке Полесского края и имеющее многовековую историю. Когда машина проезжала мимо хат, на стене одной из них я увидел подвешенный венок из цветов, маленьких веточек, трав, к которому были прикреплены длинные разноцветные ленты. Местные жители объяснили, что вчера на этом подворье отпраздновали свадьбу и это венок невесты, которая провела тут первую брачную ночь и отныне живет с мужем. А венок снят с нее в знак окончания девичества и превращения ее в женщину. Значительно раньше мне пришлось побывать на сельской свадьбе в Черняховском районе (это тоже Полесье, но поближе к его южной границе), и из многочисленных действ, сопровождающих его, мне больше всего запомнилось, как сажали молодую на многочисленные подушки, подаренные ей в приданое. А еще — как местные парни требовали у жениха выкуп за нее, и девушки в песнях высказывали новой паре пожелания счастливого прочного брака, рождения многочисленного потомства, обеспеченной жизни. Но современные реалии не позволяют соблюдать обряды: родив двух сыновей, эти супруги развелись.

Формы свадебной драмы, наблюдавшиеся в начале нынешнего века, по словам заведующей отделом этнографии Житомирского областного краеведческого музея Любови Гарбузовой, очень отличаются от тех, которые бытовали в начале века прошлого. Традиционной свадьбе предшествовало множество других обрядовых действий, которые сейчас исчезли. Например, сватание, смотрины.

Сейчас городская свадьба, отметила Л. Гарбузова, как правило происходит в кафе, ресторане и редко — дома. И нынешние блюда далеко отошли от той обрядовый пищи, которая готовилась раньше. Нет обряда каравая, имевшего когда-то огромный смысл и бывшего одним из кульминационных моментов. Для его выпекания был назначен специальный день, приглашалось определенное количество женщин, брак которых был счастливым. В северных районах области, например в Лугинском, приглашали непарное количество каравайниц, что было характерной особенностью Житомирского Полесья. А сейчас каравай просто покупается. С исчезновением процесса его выпечки исчезли и определенные обрядовые действа, которые при этом выполнялись. Такие, как гадание на судьбу — какой получится каравай. Воду, в которой мыли руки каравайницы, выливали в сад. Это был целый пласт культуры, который сейчас совсем исчез, исчезли и песни, которые при этом пели.

В общем, свадебный обряд сейчас очень урезан. Но нельзя сказать, что он полностью исчез — с течением времени он просто изменился. Хорошо, если есть пожилая женщина, которая еще помнит — это нельзя делать, а это — нужно. А без этого просто забирают невесту и едут в загс. Сохранился обычай стелить в церкви рушник под ноги, и матери с одной и с другой стороны обязательно кладут под него деньги, призывая тем самым счастливую судьбу, чтобы были молодожены богатыми. Когда-то клали медные монетки, а сейчас кладут доллары... Снова распространяется обряд венчания, который когда-то был обязательным, и связанные с ним традиционные действа. Если свадьба городская, но на ней присутствуют родственники из села, то они могут помнить и подсказать, что, когда молодая выходит из церкви, она должна ногой потянуть рушник, на котором стояла, чтобы еще девушки выходили замуж. И что бы ни делалось, это действо связано с гаданием на будущее, какой будет семейная жизнь. Все воспринимается, как знак.

Обряд повязывания молодой выполняют сейчас девушки, которые становятся в круг, а молодой снимает шляпку или вуаль, вынимает из прически молодой жены шпильки. Появилось и новое: вынул одну булавку — целует свою любимую, сколько булавок — двадцать, тридцать — столько и поцелуев. Конечно, в селе традиционные обряды сохранились лучше чем в городе, потому что там, как правило, гуляют всем селом, и бабушки, которые запомнили, как они проводились когда-то, могут об этом рассказать.

...Недалеко от моего дома — Житомирский городской загс. Каждую субботу (в другие дни меньше) улица и прилегающий к ней сквер заполняют автомобили, по большей части иностранных марок. Выйдя из дверей этого старинного дома — одного из самых красивых в городе — молодые прямо на высоких ступенях попадают в объятия родных и друзей. Тут же суетятся фотографы и парни с телекамерами, которые спешат зафиксировать все эпизоды начала семейной жизни новой пары. В тот момент, в отличие от наших предков, о том, как сложится ее жизнь, мало кто думает. Кавалькада машин, украшенных кольцами, лентами, воздушными шариками отправляется к Монументу Славы, иногда — к памятнику Ленину, чтобы молодожены положили там цветы. И этот сценарий вряд ли отличается в большинстве городов нашей страны.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»

Харьковчан гаремами не удивишь

Слобожанская свадьба очень сильно отличается от свадеб в других регионах и отражает в себе традиции многих народов. С XVI столетия сюда приезжало много переселенцев, привозя с собой те традиции и обряды, которые были приняты в тех местах, где они раньше жили. Очень характерно для Харьковщины то, что в одной половине села могут жить россияне, а в другой украинцы, и каждый играет свадьбу по своим традициям.

Вплоть до XIX века считалось, что если все село играло свадьбу, то пара становилась мужем и женой, а если они только венчались, то их не признавали супругами. Христианские обряды еще не главенствовали над языческой культурой, поэтому брак считался недействительным. Венчание воспринималось как обручение и могло произойти как перед свадьбой, так и после нее. Полностью весь свадебный ритуал — сватанье, заручины, выпекание каравая, непосредственно сама свадьба — длился от семи дней до двух недель. Это не растягивание свадебного процесса, а продуманный ритуал со всеми необходимыми обрядами для каждого дня, которые символизируют циклы жизни супружеской пары. Как пройдет свадьба, такой будет и семейная жизнь.

Нельзя сказать, что в селах больше чтят традиции, чем в самом Харькове. Если в сельской местности свадебные обряды соблюдают безусловно, не задумываясь об их значении, то в городе молодые пары вникают и продумывают будущую свадьбу. В последнее время тамады все чаще устраивают свадьбы по основным обрядам и традициям, но это очень дорогое удовольствие, так как обусловливает обязательное трехдневное гуляние. Каждый ритуал требует тщательной подготовки и настроя. Для Харьковской области характерно наибольшее количество песенных форм и тональностей исполнения ритуальных песен. Если в других регионах количество ритмо-формул каждого куплета песен равно двум-трем, то в Харькове оно было больше шести-семи. Также в Харьковской области, в отличие от других регионов, невесты должны плакать. На Восток раньше, чем в другие регионы, пришел обычай обсыпать молодоженов монетками и конфетами.

Очень характерно для этой местности празднование свадьбы параллельно в двух родительских домах. Когда невесту увозят из родительского дома в дом жениха, место молодоженов занимают их «заместители», исполняющие их роль. В доме жениха невеста «умирает» как девушка и «рождается» как женщина. Для этого ее «воскрешают» — обливают водой и отпаивают, обсыпают и обметают. На свадьбе жених и невеста, как «мертвецы», почти ничего не едят и не пьют.

Ритуал утренней проверки на девственность для украинцев не характерен. Во-первых, были приняты вечерницы, на которых предполагались половые акты, а также, в отличие от русских, было право развода. На вечерницах и гуляниях молодежь имела возможность во всех отношениях проверить, подходит ей избранник или нет. Однако блуд не допускался, так как за этим строго следили старейшины громады. Если девушка или парень были замечены в частой перемене партнеров, им уже можно было не надеяться на брак. Община вообще четко контролировала порядок в обществе и решала, подходит ли та или иная пара для свадебного обряда. Хотя порядки в общине касательно отношений между мужчинами и женщинами были очень демократичны. Вплоть до XVII века на Харьковщине было нормальным такое явление, как групповые браки. Каждый мужчина или женщина могли иметь до четырех супругов, если их чем-то не устаивала вторая половина. Например, мужчина не мог обеспечить женщине должное финансовое обеспечение или удовлетворить в постели. Все факты и жалобы тщательно проверялись, и если они подтверждались, то просьбу на новую свадьбу удовлетворяли. Мужчина имел право на четырех жен, если он мог их обеспечить и удовлетворить. С укреплением позиций христианства эти традиции начали изживаться.

Марина ГОЛИНА, Харьков

Крым: мы приглашаем вас на «той»!

Свадьба у крымских татар, впрочем, как и у других крымских аборигенов — караимов и крымчаков, — это не просто праздник, а торжественное и пышное завершение процесса длительных переговоров и соглашения между двумя семействами о создании новой семьи. И только у татар Поволжья и башкир, живущих в Крыму, признается правомерным заключение браков не только через сватовство, но и путем добровольного ухода девушки к жениху без согласия родителей. И даже теоретически допускается, как в «Кавказской пленнице», женитьба путем похищения девушки без ее согласия, хотя никто уже и не припомнит, когда такой случай был на практике.

Современная крымскотатарская свадьба практически не допускает женитьбы без согласия молодых, поэтому весь процесс начинается уже не с решения родителей, а со знакомства юноши и девушки, хотя роль родителей остается все еще высокой и подчас решающей. В Крыму также практически не встречаются уже и случаи запрещенного сейчас законом многоженства среди крымских татар, хотя вопрос об этом часто обсуждается в печати и теоретически некоторые общественные организации допускают, что у крымского татарина могут быть четыре жены.

«Современная свадьба у крымских татар — это сложное народное действо, в котором участвуют сотни людей и которое протекает согласованно, но раздельно в семьях невесты и жениха. Весь процесс должен пройти пять этапов, — рассказывает историк и крымовед Рефат Куртиев. — Познакомившись, молодые люди должны получить согласие родителей, иначе свадьба может не состояться, а потому будущие жених и невеста должны много раз побывать в семьях друг друга, чтобы родители присмотрелись и выяснили свое отношение к ним. После первичного одобрения родителями выбора молодых юноша с благословению отца и матери должен совершить так называемое созташлама , то есть сделать девушке официальное предложение и спросить ее согласия. Она сообщает об инициативе юноши своей матери, а та — своему мужу, ее отцу. Если родители соглашаются, тогда девушка дает своему избраннику так называемое сезалма , то есть официальное согласие.

И тут начинается второй этап, называемый созкесим , то есть сватовство и сговор двух семейств. Из числа близких родственников жениха формируется так называемый къудалар — совет сватов. Старшим сватом назначают акасакала, который хорошо знает весь обряд. Сваты приходят обязательно с подарками от жениха. Невесте приносят, как правило, отрез материи на платье или костюм, золотое кольцо с камнем или сережки, духи и другие ценные подарки. Ее родителям приносят сладости и угощения. Сватовство проходит неторопливо, степенно, но включает несколько обязательных элементов. После того как сваты сказали отцу девушки о своем предложении, он обязательно при всех людях, так сказать, публично спрашивает согласия на брак дочери у своей жены, а потом и у дочери. Если они согласны, отец говорит: « Соз бир, Алла бир », что значит: «Наше слово едино и Бог свидетель». Только после этого сваты вручают свои подарки. А родители невесты передают свои подарки жениху — одну-две рубашки, носовые платки, а его родителям — сладости и угощения.

После официального согласия родителей обеих семейств должна еще состояться агыр нишан — помолвка. День помолвки назначается за две недели до свадьбы, на четверг или пятницу. Сваты опять приходят в дом к невесте, куда приглашаются практически все ее родственники. Они приносят невесте уже более дорогие подарки — свадебное платье, несколько отрезов на платье, уже обручальное кольцо, золотую цепочку, свадебное белье, туфли, домашние тапочки, пальто и другие личные вещи. Матери невесты дарят отрез на платье, отцу — рубашку и другие вещи. Сваты дарят подарки также другим родственникам невесты. Собравшиеся молятся, вспоминают всех своих родственников. В знак того, что помолвка состоялась, представитель жениха набрасывает на голову невесты белый шелковый платок.

Третий этап называется никях , это официальное оформление брака. Бывает светский никях , то есть оформление брака в ЗАГСе, и религиозный никях . Накануне свадьбы в дом к невесте приходит жених с одним из свидетелей, называемым ильче , и муллой. От невесты приглашаются два свидетеля. Они заходят в отдельную комнату. Жених и невеста становятся на колени лицом друг к другу, жених спиной на запад, невеста — на восток. Мулла, стоя лицом к Мекке, соединяет большие пальцы рук жениха и невесты и трижды спрашивает у девушки, добровольно ли она вступает в брак со своим женихом. Она только на третий раз, то есть подумав, должна дать свой ответ. Если она отвечает, что добровольно, и согласна выйти замуж за своего жениха, тогда мулла читает никях — брачную молитву. Девушка также может ответить, что ее выдают насильно и что она не согласна выйти замуж, тогда мулла не имеет права читать никях, и все сватовство прекращается. Если все нормально и никях муллой прочитан, с этого момента юноша и девушка считаются мужем и женой. Однако после никях жених уходит все еще к себе домой.

Четвертый этап — сама свадьба, или той. Она идет раздельно на стороне невесты и на стороне жениха. Как правило, свадьба начинается в пятницу. До ее начала назначается руководитель, или той агъасы , и официанты. Вечером в дом к невесте прибывает жених с родственниками и друзьями. Их заводят в отдельную комнату. Все садятся за отдельный накрытый стол, с правой стороны от жениха садятся его гости, а с левой стороны — невеста и ее друзья. Потом начинаются танцы. Первыми танцуют брат и сестра, родственники молодых. Они танцуют, а в это время гости по очереди дают танцующим деньги и сами вступают в танец. После танца молодые под мелодию «Сухбет олсын бу гедже» («Пусть ночь будет благословенной») заходят в дом, но сразу же жених выходит и едет со своими гостями к себе домой. Невеста остается у себя дома.

На второй день невеста едет в дом жениха. На его стороне свадьба начинается в субботу. Сваты жениха, но без него, выезжают за невестой. На нескольких машинах и с музыкантами они приезжают к невесте. Их встречают с большим почетом, накрывают столы. Вскоре невеста начинает прощаться с отцом, матерью, братьями, сестрами, просит у них прощения и благословения. Отец одевает дочери пояс-кушак. Мать поручает кому-то из мальчиков доставить в дом жениха Коран. Гости невесты не отдают ее сватам и требуют выкуп. Сваты вручают выкуп и увозят невесту в дом жениха. На машину невесты привязывают белую нить. Когда машины уезжают, за ними выплескивают воду из ведер и других сосудов. На подъезде к дому жениха его гости требуют выкуп. У ворот невесту встречает мать жениха. Мальчик, который ехал вместе с невестой, передает ей Коран от матери невесты. Она должна «выкупить» Коран и дает мальчику какой-то подарок. Невесту осыпают монетами, конфетами и зерном. Гости бегут к отцу жениха и говорят: «Невеста не может пройти через калитку», — тогда он вручает им подарок. Жених встречает невесту и отводит ее в отдельную комнату, а потом, как и в доме невесты, их приглашают выйти к гостям. Веселье на свадьбе в доме жениха проходит также, как и в доме невесты. Оно заканчивается их танцем «Хайтарма» и под мелодию «Сухбет олсун бу идже» дружки уводят их в отдельную комнату, соединяют руки молодых и оставляют их одних. В доме жениха в эту ночь должны до утра оставаться две ближайшие родственницы невесты.

Последний этап — это вхождение невесты в семью мужа, свою новую семью. Они не выходят из комнаты, пока не услышат мелодию «Дагъдан энди бир къозу» («Спустился с гор ягненок»). Утром они вместе идут в баню, а в это время родственницы невесты уносят из спальни их простыню и сообщают новость всем родителям. Собираются родственники жениха. Молодая целует им руки, а они дарят ей подарки. Невеста выходит на кухню и готовит кофе, выносит его всем гостям. Этот ритуал и обозначает, что она вошла в свою новую семью. На третий день сестры или подружки приходят проведать молодую и приносят ей украшенный веник. Через неделю или две родители молодой приглашают к себе в гости дочь и зятя, его родственников, а те, в свою очередь, приглашают к себе его и его родственников. Две семьи становятся одной большой группой родственников, которые часто ходят в гости, решают вместе все проблемы молодой семьи и помогают друг другу во всем.

Такова традиционная крымскотатарская свадьба. На практике сейчас в Крыму этот обряд все стараются соблюдать, хотя бывает много отступлений. Но, в любом случае, крымскотатарская свадьба — красивый и многозначительный обряд, и основные его элементы, как правило, в народе соблюдаются. Более того, есть тенденция к тому, чтобы возрождать и обогащать эту традицию, для этого в национально-культурных обществах даже специально изучают национальные обряды.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь

Донбасские загсы в небе не работают

Сегодняшние свадебные традиции Донбасса отличаются от традиций даже 70-х годов, не говоря уж о более раннем периоде, когда свадьбы подчас превращались в настоящие театральные действа. Сейчас, утверждают специалисты, никаких выдающихся особенностей и оригинальности в этом плане у донецких молодоженов не просматривается.

Однажды, правда, в г. Краматорске Донецкой области двое молодоженов намеревались пожениться прямо... в небе — расписаться в кабине самолета и спрыгнуть затем с парашютом, что, по их мнению, должно было символизировать древнее высказывание «Браки заключаются на небесах». Однако, в итоге, никто из сотрудников местного загса не согласился на столь экстремальные условия церемонии, поэтому молодым пришлось ограничиться послесвадебным прыжком.

В целом же, как правило, донбасские молодожены больше склонны к организации шикарной свадьбы, которая призвана поразить воображение гостей и случайных свидетелей этого события. Для этих целей заказывают дорогие автомобили, свадебные платья ручной работы или уникальные свадебные букеты из голубых роз. Затем — стандартный тур по достопримечательностям шахтерской столицы — «Вечный огонь», площадь Ленина, парк «Виктория». Праздновать же свадьбу, чаще всего, едут в рестораны, откуда молодоженов затем торжественно провожают... в одну из донецких гостиниц.

Кстати, учитывая эту недавно появившуюся у молодоженов традицию проводить первую брачную ночь в гостиничном номере, многие отели Донецка даже придумали специальные свадебные предложения. Теперь в Донбассе можно заказать специальный свадебный номер, а предложение предполагает не только непосредственно отдых в шикарных апартаментах, но и трансфер в гостиницу роскошным лимузином, поздний завтрак в постель, приятный подарок от отеля и поздний выезд гостей — до шести часов вечера.

Кстати, в последнее время в регионе начала развиваться и еще одна традиция, которой доселе не было, причем поддерживают ее тоже, в основном, невесты. Семейные пары создают электронные странички собственных свадеб, на которых содержатся не только фотографии со свадьбы и интересные воспоминания о ней, но есть так же и форумы, куда может зайти любой знакомый молодоженов и оставить им свое виртуальное поздравление.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»

Закарпатье: какой свадебный венок без чеснока!

В закарпатских городах свадьба обходится традиционным походом в церковь, загс, «на природу» (здесь обычно проводят фотосессии новобрачных, а также накрывается маленький столик, и вся присутствующая молодежь пьет шампанское), потом все возвращаются в ресторан, где и гуляют до утра. В селе же намного интереснее. Примером может послужить село Приборжавское Иршавского района Закарпатья.

В день свадьбы невеста встает рано и начинает готовиться. Одевается с помощью дружек или женщин из семьи. Обязательным атрибутом является выполнение такой поговорки «на нареченій повинно бути: старе, нове, чуже і блакитне». Соответственно, новое — это платье, под него цепляют какую-нибудь старую голубую ленту, а также что-нибудь чужое — обычно ленту приносит кто-нибудь из родственников, поэтому она считается чужой. Также цепляют под юбку булавку — чтоб не сглазили. (В некоторых населенных пунктах, в частности на Перечинщине, сохранился и такой обычай: под косу или под венок на голове новобрачной вплетают барвинок — чтобы была красивой, и зубчик чеснока — чтоб злые силы возле невесты не витали).

Пока невеста одевается, к ней идет жених. Обычно все молодые неженатые мужчины из обеих семей, а также друзья новобрачного собираются у него и отправляются за молодой. Сопровождает их так называемый «живой оркестр» — скрипачи и бубнист (до сих пор в селе сохранился большой барабан, который несет перед собой музыкант и играет на нем). Под эту музыку юноши поют народные песни, коломыйки. Придя во двор невесты, все юноши снимают пиджаки и отдают их дружкам молодой. Те должны пришить на лацканы белые цветочки, заранее приготовленные невестой.

Выход невесты проходит так. Она останавливается на пороге своего дома и начинает показывать пиджаки парней с пришитыми цветочками (на Закарпатье они называются «богрийди»). Каждый юноша за свой пиджак должен пропеть коломыйку, а потом с помощью невесты надеть его и поцеловать молодую в щечку. Последним подается пиджак жениха, но поскольку он имеет особые привилегии на свадьбе (т.е. может поцеловать новобрачную в губы и получает на лацкан своего пиджака самый большой и красивый цветок), то он должен пропеть коломыйку целиком, а не один куплет, или хорошо станцевать.

Потом жених и невеста с дружками и родственниками в сопровождении музыкантов идут венчаться и в загс. Свадьба в селе имеет еще одну приятную традицию: все люди выбегают из своих домов полюбоваться молодой парой и пожелать новобрачным счастья и любви.

Когда молодые заходят в ресторан или в шатер, руководить свадьбой начинает тамада: сейчас, гости дорогие, играем в караоке, а потом идем потанцевать и только после этого нам подадут очередное горячее угощение! Молодая девушка, которая уже стала женой, может в последний раз потанцевать с чужими мужчинами и юношами, потому что после свадьбы будет иметь право танцевать только со своим мужем. Разумеется, за такой танец все должны заплатить. А невеста после танца всех угощает и благодарит куском свадебного торта.

Так же традиционно на Закарпатье до сих пор похищают невесту. Виноватым в том, что невесту украли, считают первого дружку, он за то, чтобы ее вернули, должен выпить водки из туфельки невесты.

Напоследок с невесты снимают фату: девушки стоят полукругом возле молодой, поют свадебные песни, а ее мать расплетает новобрачной косу (прическу), а потом надевает на нее белый платок. На этом свадьба заканчивается, молодожены идут спать, а родители и родственники обычно еще до утра сидят за столом — обсуждают, как все прошло, строят планы на будущее, допивают водку...

Наталья ПОПОВИЧ, Ужгород

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать