Каким образом, кто и когда должен сообщить ребенку о том, что Деда Мороза не существует?
С вопросом о том, каким образом и когда лучше сообщить ребенку, что все это время он жил в красивой сказке и что на самом деле Деда Мороза не существует, «День» обратился к экспертам.
Ирина ГОЛОВНЕВА , кандидат психологических наук Харьковского гуманитарного университета «Национальная украинская академия»:
— Конечно, сообщить ребенку о том, что Деда Мороза не существует, должны сами родители. Это поможет избежать той психологической травмы, которая, скажем, возможна в детском саду, когда ребенок понимает, что долгожданный Дед Мороз — это всего лишь не всегда трезвый мужчина. Безусловно, это и для родителей очень сложный момент, поскольку тот факт, что они в общем-то обманывали своего ребенка, может повлечь со стороны чада разочарование и даже некоторое недоверие к родителям в будущем. Ребенка нужно к этому готовить, тем более, что сейчас для этого существует масса зацепок. К примеру, есть мировой адрес Деда Мороза, который дает возможность сообщить ребенку о том, что у Деда Мороза есть заместители. Это уже существенно облегчает возможную травму. Оптимальный возраст для того, чтобы сообщить об этом, — 7 — 8 лет, но в то же время это нужно сделать мягко, просто сместив акценты, не отобрав у ребенка сказку, которая ему очень нужна, поскольку формирует у маленького человечка такие понятия, как «красота» и «добро». Правда, сейчас как раз наблюдается обратная тенденция, дети становятся похожими на маленьких старичков — прагматичных и без фантазии. Сказка, наоборот, играет формирующую роль не только в развитии фантазии, а впоследствии и креативности (это качество сейчас очень необходимо), но и закладывает основы нравственных принципов и моделей поведения. Таким образом, новогодняя сказка, безусловно, должна присутствовать, поскольку, помимо всего прочего, она еще и формирует ощущение близости с семьей и приобщает ребенка к семейным традициям.
Зоя КИСАРЧУК , кандидат психологических наук, зав. лабораторией консультативной психологии и психотерапии Института психологии имени Костюка:
— Если родители мудрые люди и ощущают контакт со своим ребенком, то они без труда найдут момент, когда лучше это сделать. Это определяется тем, до какого возраста он любит сказку и верит в неё. Во времени этот период очень индивидуален. В какой-то семье уже в 5 лет ребенок сообщает родителям, что Деда Мороза нет, а у кого-то это происходит аж в школе. Это связано с тем, что на формирование психики личности влияет очень много факторов, и поэтому способность анализировать и логично мыслить может появиться у каждого по-разному. До тех пор, пока эта способность не сформируется, сообщить ребенку о том, что его убеждения — всего лишь миф, будет очень болезненным для него моментом. Вера в чудеса благотворно сказывается на ребенке, и поэтому разубеждать в обратном до того момента, как он еще для этого «не созрел», ни в коем случае нельзя. Если он верит в Деда Мороза, нельзя препятствовать этому. Первым звоночком может стать тот момент, когда он сам начинает задавать вопросы относительно существования Деда Мороза. Очень вероятно, что в этот момент ребенок уже готов решить эту проблему. Но в тоже время эти вопросы могут задаваться совсем не с тем подтекстом, как кажется, и его вопросы в этом отношении абсолютно невинны. Ребенок будет удовлетворен ответом, соответствующим его «теории», и у него не возникнет никаких вопросов относительно того, соответствует ли она истине. Выяснить, насколько готов ребенок к решению этой проблемы, можно наводящим вопросами, например: «Что именно тебя волнует?» — «Почему ты так считаешь?». Эта игра в новогоднюю сказку очень важна для ребенка, как впрочем, и ее финал, который родители должны сделать как можно более безболезненным. К примеру, сказать ребенку, что теперь уже «всем видно, что он взрослый, что он много понимает и анализирует». Редко бывают случаи, когда подобное разочарование вызывает серьезную психологическую травму. Если такое случается, то с детьми, страдающими невротизмом. Но, пугаясь последующего разочарования, вообще оградить ребенка от этой сказки нельзя. Человечество ее выработало, поскольку она, как и вера в добрых фей и волшебников, является своеобразным детским защитным механизмом, позволяющим ребенку спокойнее переносить свои детские неприятности.
Елена ВЛАСОВА , доцент кафедры социальной психологии КНУ имени Т. Шевченко:
— Здесь вообще проблемы не существует, поскольку наши дети далеко не глупые. В семьях обычно в роли Деда Мороза выступает папа, и ребенок понимает, что это всего лишь игра. Таким образом, он принимает условия нашей культуры, ее архетипы. Спросите у ребенка, захочет ли он, чтобы к нему приходил Дед Мороз, и он, без сомнения, ответит утвердительно, поскольку эта традиция — модель нашей культуры. Прощание ребенка с верой в чудеса и, в частности, в Деда Мороза — абсолютно естественное явление. Это происходит у ребенка тогда, когда появляются собственные суждения, сменяющие веру. Проблема возникает в тех семьях, в которых практически отсутствует контакт между родителями и детьми; в которых вспоминают, что у них есть ребенок, только по праздникам. Не нужно идти к врачу с гангреной, нужно просто обработать порез, в этом случае ситуация аналогична. Такие вопросы должны быть постоянно в сфере обсуждения, и тогда проблема, как сказать ребенку, что Дед Мороз — это красивая сказка, просто не возникнет.
Выпуск газеты №:
№240, (2001)Section
Общество