Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какими сделала нас вера

Достижения и проблемы христианства
09 июня, 20:04

Интересная, аргументированная и пространная статья Клары Гудзик «1020 лет крещения Киевской Руси, что мы об этом знаем» напечатанная в «Дне» 18 апреля 2008 года, не только обогащает наши знания из истории церкви, но и побуждает к глубоким размышлениям о том, что мы получили, став потомками веры пращуров, какие произошли изменения в сознании людей и решило ли христианство все общественные проблемы.

Принятие в Х веке христианства Киевской Русью оказало, конечно, позитивное влияние на развитие тогдашнего общества. Оно дало большой толчок к развитию образования, архитектуры, книгопечатания, музыки, живописи и других сфер человеческой деятельности. Православие в Украине на первых его этапах стало консолидирующей силой общества в его тяжелые исторические периоды. Так, освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого в середине ХVII века проходила также под лозунгом защиты православной веры, которая была мощным духовным закалом для отважных казаков Запорожской Сечи.

Пребывание Украинской церкви под юрисдикцией Константинопольской патриархии, пока она не была продана Московской патриархии, также имело позитивное влияние на развитие украинского общества в те времена. Об этом есть, в частности, ценные документальные свидетельства, которые нам оставили П. Алепский, инженер Г. Боплан о сильных и трудолюбивых украинцах, цветущих и населенных ими городах и селах, о величественных храмах, которые повсюду возводились, о высокой образованности местного духовенства. Поэтому этот период можно считать, как говорится, благополучным и позитивным в национальной истории.

К сожалению, в дальнейшем православие в его российской интерпретации превратилось в духовный гнет для украинцев, который продолжался почти три века. Московские цари, начиная с Ивана Грозного, пытаясь превратить Москву в Рим, взяли на вооружение своей политики худшее у византийских императоров: любовь к роскоши, интриганство, жестокость в борьбе со своими оппонентами. Это сполна унаследовал в своей небывалой репрессивной политике и величайший тиран ХХ века И. Сталин. Поэтому в общественно-политический лексикон новейшего времени вошло такое понятие как византийщина. В ней обвиняют нередко друг друга в своих дискуссиях и некоторые современные политики.

Довольно удачную характеристику дал ей в своем большом труде «Генерика и архитектоника» (Киев, 2005) мой мюнхенский корреспондент, известный украинский литературовед, переводчик, культуролог Игорь Васильевич Качуровский. Византийскую империю, одну из самых богатых и мощных, одолели не внешние силы, воинственные готы, походы Аттилы, нашествие крестоносцев, нападения славян или даже экспансия ислама. Ее сгубил тот же византизм, сутью которого были двойные стандарты в политике и морали, вероломство, зависть, жадность, казнокрадство, предательство, коварство, чрезвычайная жестокость, вседозволенность в борьбе за власть, отсутствие каких-либо предостережений для власть имущих. Русская православная церковь была надежной опорой в угнетении народов бывшей империи. А поэтому наш великий Григорий Сковорода (1722—1794), хорошо зная, как тяжело живется его родному народу в условиях колониального и духовного гнета, бросая не раз упрек тогдашнему духовенству за его прислужническую политику самодержавия (другой она не могла и быть), за фарисейство, алчность и показную набожность, в своих произведениях писал: «В этом болоте (зле. — Г.Ш. ) даже искреннее стремление служить Богу превращается в обыкновенное лицемерие, потому что ни долгие в храмах моления, ни строительство новых церквей, ни ежедневные клятвы в верности Богу не спасают человеческие сердца от лести, сребролюбия, честолюбия и других склонностей, которые превращают человека в домашних зверей».

Как это актуально и для нашего времени! Несмотря на то, что ныне церковь пытается занять должное место в обществе, влиять на его моральное состояние, возродить в народе духовность, она сегодня столкнулась с большими проблемами того же общества, которое выстраивает рыночную экономику. А с ней, как известно, связаны такие понятия, как бизнес, накопление капитала, добывание денег любым способом, борьба за лидерство и сферы влияние и др.

Рядовые граждане также понимают, что к духовному лицу с пустыми руками идти не стоит, нужно чем-то отблагодарить за выполненные требы. А работы (заказов) священникам ныне хватает. Кроме того, что они венчают, крестят детей, отпевают покойников, их приглашают на освящение квартир, усадьб, различных офисов, контор, магазинов, учреждений, а также яхт, кораблей, самолетов, поездов и др.

Церковь поддерживает свое финансовое состояние за счет свечных заводов, продажи духовной литературы, различной церковной утвари. Одним словом, ей известны все тонкости торгового ремесла и банковского дела.

Так было в разные времена, так, по-видимому, будет и далее. Вот, например, в соседней Российской Федерации церковь, накопив большие капиталы, пытается всю жизнь общества взять под свой контроль, в том числе — светское образование. По поводу угрозы церковной экспансии в прессе не раз высказывались авторитетные российские ученые.

Между тем, чтобы иметь еще действительный авторитет в обществе и помогать ему бороться с его многочисленными бедами и проблемами, чтобы стать надежным светильником и духовным лидером, Церковь также должна, по моему мнению, морально очищаться, а для этого ей необходимо вернуться к своим истокам и первым христианам, которые были бессребрениками и духовными спасителями людей. Тогда общество быстрее оздоровится и будут у него более светлые перспективы для своего развития.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать